Проблемы совместного проживания в семье разных поколений. Взаимоотношения поколений в семье. В чем заключается суть семейной иерархии

Исследовательская работа по теме:

«Взаимоотношение поколений»

Выполнила:

Преподаватель высшей квалификационной категории

по классу флейты МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нижнекамска

Галаутдинова Лилия Махмутовна

г. Нижнекамск

Содержание:

Введение

Раздел I . Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы. В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. Поскольку семейные связи имеют всё меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными.

Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых.

Молодёжь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем.

Степень разработанности проблемы. Сложность изучения взаимоотношения поколений обусловливает необходимость мультидисциплинарного подхода к данной проблеме: изучением поколений занимаются такие науки, как социология, демография, генеалогия, педагогика, этнография и психология. Каждая из конкретных наук решает проблему в своём контексте.

Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве).

Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. Однако современный этап исследований проблемы межпоколенных взаимодействий характеризуется недостаточной разработанностью её некоторых аспектов. До настоящего времени не производились в полной мере исследования факторов, препятствующих успешным межпоколенным взаимодействиям, практик межпоколенных взаимодействий. Мало исследованными представляются механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной четырехпоколенной семьи. Семья конфликт взаимоотношения поколение

Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий.

цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости - период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с этим подчёркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.

Итак, поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями - национальными, половыми и классовыми.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трёх жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трёх различных времён представляет собой движение вперёд, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений:

1. В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.

2. Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

1.2 Семья как институт социального наследования

Одним из проявлений социального неблагополучия современного общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощённых в обычаи и традиции.

Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всём мире в связи с подъёмом молодёжного и студенческого движения в 60-70-х гг. ХХ века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной цивилизации.

Появилось много исследований, в центре внимания которых был "конфликт поколений", "разрыв поколений". По-разному трактовалась сущность этого явления.

Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического образования.

Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков.

По словам С.Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.

Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-родственной судьбе.

Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого.

В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений.

Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.

В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная.

Итересно, что с появлением у супругов детей межпоколенный конфликт сглаживается.

Так, уже 41,2% супругов с детьми, проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как «в нашей семье все любят и понимают друг друга» (рис. 1.3).

Вероятно, это связано с несколькими факторами:

с адаптацией к существующим жизненным условиям;

с рождением ребенка супруги переключаются на процессы воспитания, межпоколенный конфликт уходит на задний план;

возможно, члены семьи ощущают и пользу от совместного проживания поколений, которая заключается в возможности оказывать реальную помощь друг другу.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.

С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.

Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.

С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества.

Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?

В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается некорректно сформулированной.

А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.

Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений.

Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

Соответственно, межпоколенные конфликты в семье -- это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Конфликт трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами ; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.

Представляется, что данные определения вполне применимы к семейным межпоколенным конфликтам.

Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры, в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семейные отношения -- это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством супружества, родительства и родства.

К этому необходимо, на мой взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение) может иметь принципиальное значение при изучении и в работе с семьей.

Кроме того, в современном обществе сексуальное, брачное и репродуктивное поведение не всегда связаны между собой в единое поведение, направленное на создание и функционирование семьи. Распространены и так называемые семейные группы, в которых из триединства «супружество-родительство-родство» отсутствует хотя бы один из элементов (одинокий родитель, бездетный брак, супруги с одним ребенком и т. п.). Более того, все чаще встречается сожительство без регистрации брака, подчас не исключающее совместного рождения и (или) воспитания детей.

Тем не менее, в общественном сознании подобным формам совместного проживания и ведения хозяйства часто приписывается значение «семья»: неполная семья (без одного из супругов), бездетная семья (по отношению к супружеской паре без детей), «обычная семья» (т. е. супружеская пара с одним ребенком, у которой нет элемента «родство» из-за отсутствия у ребенка братьев и сестер), «гражданский брак» (по отношению к сожительству, хотя гражданским является именно брак, прошедший государственную регистрацию и имеющий соответствующие правовые последствия) и т. д.

Возможно, это говорит о возросшей лояльности общества к различным формам семейной жизнедеятельности, не вызывающим очевидного острого противоречия сегодняшнему социальному устройству. В современной Украине обыденное понимание семьи не только выходит за рамки научного, включая различные формы семейных групп и сожительств, но даже используется в практике работы государственных и общественных структур. Поэтому при исследовании семейных конфликтов поколений мы не можем не учесть данного факта.

Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д..

Причина

% ответивших
(больше 100%)

1. Пристрастие к спиртному членов семьи (одного из них)

2. Несовместимость интересов и целей сторон

3. Материальные проблемы

4. Аморальное поведение членов семьи

5. Жилищные неурядицы

6. Нарушение удовлетворения личных потребностей участников конфликта

7. Хозяйственно-бытовые трудности

8. Проблемы со здоровьем у родителей, детей, внуков

9. Разное социальное положение поколений

10. Особенности культуры поведения, традиций

11. Удаленность проживания поколений

Указанные в таблице 2.1 личностные предпосылки возникновения межпоколенных конфликтов крайне сложно отделить от семейных проблем и особенностей, которые также, в различной степени, могут провоцировать конфликт поколений (табл. 2.2).

Таблица 2.2 -- Причины межпоколенных конфликтов, зависящие от особенностей семьи

Причина

% ответивших
(больше 100%)

1. Совместное проживание в стесненных условиях

2. Вступление в брак с «неподходящим» человеком

3. Отсутствие в семье согласия, взаимного уважения, дружбы

4. Вмешательство родственников в жизнь семьи

5. Неправильное воспитание детей в семье

6. Взросление детей

7. Развод или раздельное проживание родителей

8. Конфликты свекрови и снохи

9. Супружеские конфликты

10. Создание детьми собственной семьи

11. Конфликты тещи и зятя

12. Подстрекательство к конфликту посторонних лиц

13.Передел семейного имущества

14. Борьба за власть и влияние в семье

15. Вступление в повторный брак

16. Отсутствие внуков

17. Конфликты братьев и сестер

18. Смерть одного из супругов

19. Усыновление (удочерение) ребенка

20. Рождение внуков

Однако межпоколенные конфликты в семье зависят не только от личных и семейных характеристик участвующих, но и от социальных предпосылок. На рис. 2.1 приведены мнения опрошенных нами респондентов о том, какие общественные процессы могут стимулировать конфликты поколений.

Рисунок 2.1 -- Социальные факторы, способствующие межпоколенным конфликтам

Почти половина опрошенных подчеркивает разные ценности молодого, среднего и пожилого поколений как источник их конфликтов. Многие указывают на социально-экономический кризис и политическую нестабильность в стране. Но больше настораживает духовный кризис, который респонденты обозначают как падение нравов, которое, с их точки зрения, наблюдается в том, что в обществе невелико почтение к возрасту; чаще отдается предпочтение новым веяниям, чем проверенному временем опыту; увеличилось общее количество конфликтов в обществе.

Современная семья не похожа на традиционную патриархальную, и, по мнению участников опроса, в обществе теперь больше ценится индивидуальный успех, чем семейное благополучие; многопоколенная семья считается пережитком прошлого, вынужденной формой проживания. Все это способствует конфликтам поколений в семье и обществе. И только 6% респондентов считают, что межпоколенные конфликты в семье от общественных процессов не зависят. По мнению же остальных, изменения, происходящие в современном обществе, делают межпоколенные конфликты в семье более частыми и глубокими, а социальные конфликты поколений в обществе неизбежно отражаются на семейных взаимоотношениях.

Конфликт поколений может быть потенциально заложен еще до создания данной семьи, возникнуть на определенном этапе ее жизненного цикла или даже после распада семьи между ее «осколочными» частями. Представляет интерес изучение конфликтов в зависимости от этапов жизненного цикла семьи, на котором они возникли: на момент вступления в брак молодых супругов, с рождением первенца, с рождением последующих детей, с вступлением в брак одного из детей, с рождением внуков, наконец, со смертью одного или обоих супругов-прародителей. Кроме того, межпоколенный конфликт может быть связан с моментом нарушения нормального жизненного цикла семьи на любой из его стадий (например, из-за развода, бесплодия, смерти члена семьи). Либо зарождение конфликта «отцов и детей» связано с одним этапом жизненного цикла семьи, проявление -- с другим, а разрешение -- с третьим и т. д.

Отношение ближайшего окружения к межпоколенным конфликтам в семье можно рассмотреть на примере изученния отказа взрослых детей от ухода за престарелыми нуждающимися родителями (табл. 2.3).

Таблица 2.3 -- Отношение ближайшего окружения родителей к тому,
что от них отказались дети (в %)

Отношение

Ближайшее окружение

Родственники

Друзья

Соседи

Социальные работники

Коллеги по работе

Поддерживают решение детей

Безучастны к взаимоотношениям детей и родителей

Осуждают детей

Оказывают родителям различную помощь

Пытаются воссоединить родителей с детьми

Отношение ближайшего окружения мне не известно

Лица из ближайшего окружения не знают, что от меня отказались дети

Данных представителей ближайшего окружения у меня нет

Итого:

100

100

100

100

100

Как видно из таблицы 2.3, при отказе детей от родителей поддерживают решение детей, в основном, родственники. Соответственно, и помощь от них минимальная. Вероятно, родственники наиболее осведомлены о предыстории конфликта, который разворачивался на их глазах. Или даже сами могли прямо или косвенно повлиять на принятие детьми подобного решения. Меньше всего поддерживают или осуждают решение детей коллеги (бывшие) родителей по работе. Возможно, потому что семейное и профессиональное поведение, как правило, в современном обществе разъединены. Коллеги меньше всех осведомлены о чужих семейных проблемах. Их отношение к конфликту, как правило, неизвестно.

Наибольшую безучастность к делам семьи проявляют соседи и друзья. В нашей культуре не принято выносить семейные дела на всеобщее обсуждение. Хотя те же соседи склонны больше всех из ближайшего окружения осуждать детей за их поступок. Социальные же работники, по долгу службы, не могут остаться равнодушными к проблемам подопечных. Они чаще остальных пытаются воссоединить поколения; это их профессиональная задача. Хотя, судя по данным табл. 2.3, попытка воссоединения «отцов и детей» является часто бесперспективной в случае отказа детей от родителей как далеко зашедшего конфликта поколений.

2.3 Последствия семейных конфликтов

К самым тяжелым последствиям, по-видимому, способны привести социально не дозволенные формы проявления межпоколенных конфликтов. Проведенный социологический опрос позволил выделить ряд таких форм: психологическое давление участников конфликта друг на друга (так считают 63 % респондентов), эмоциональное отчуждение поколений (28 %), физическое воздействие друг на друга в виде физического насилия, ударов, побоев и т. п. (27 %). К недозволенным формам можно отнести материальные лишения (отнимание денег, собственности, отказ в необходимой материальной поддержке и т. д.) -- 26 %; отказ поколений друг от друга (вплоть до полного прекращения контактов и взаимного намеренного нанесения ущерба) -- 26 %; социальная изоляция, т. е. оставление без заботы и помощи, изгнание из семьи, бойкотирование и пр. (22 %). Иногда нарушенные взаимоотношения семейных поколений могут проявляться в форме сексуальных домогательств по линиям: отчим-падчерица, свекор-сноха и т. п. -- 8 % или в иных формах (инцест и пр.).

Конфликты поколений могут иметь ряд негативных последствий для общества, семьи и личности. Согласно проведенному опросу, 71 % респондентов убеждены, что межпоколенные конфликты в семье могут передаваться из поколения в поколение, причем, по мнению 53 %, -- в зависимости от самих членов семьи, 12 % -- в зависимости от внешних для семьи обстоятельств.

Влияют ли межпоколенные конфликты на возможность рождения детей в семье? 42 % считают, что никак не влияют; 26 % -- что препятствуют; 5 % -- способствуют, и 27 % затруднились ответить на этот непростой вопрос. Гораздо более уверенно респонденты смогли охарактеризовать влияние конфликтов поколений на воспитание детей в семье. Большинство опрошенных уверены, что конфликты поколений могут ухудшить воспитательный процесс в семье или же в чем-то улучшают, а в чем-то ухудшают воспитание. Лишь 8 % полагают, что межпоколенные конфликты на воспитание детей никак не влияют.

Учитывая отсутствие в современных словарях определения межпоколенных семейных конфликтов, мы предлагаем считать, что межпоколенный конфликт в семье -- это разновидность социального взаимодействия потомков и предков (прародителей, родителей, детей, внуков и др.), принадлежащих к социальной общности, основанной на браке (сожительстве) и/или родстве (усыновлении), в которой между ними существуют принципиальные различия (возрастные, социально-экономические, идейно-политические, субкультурные и иные), отсутствует согласие, обостряются противоречия в системе семейных, индивидуальных и общественных ценностей и происходит столкновение взаимно не совместимых потребностей, интересов, взглядов по поводу выполнения семьей (семейной группой) ее функций, структуры семейных отношений, определения целей развития семьи и т. п.

В основе межпоколенных конфликтов в семье могут находиться как поколенческие противоречия (например, существенная разница в возрасте), так и семейно-групповые (например, борьба за лидерство в семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции) противоречия, а также личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.) и иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) противоречия.

В чистом виде межпоколенные конфликты в семье, вероятно, практически не встречаются, это вызвано, скорее всего, тем, что семья -- это система, в которой все элементы супружества, родительства и родства взаимосвязаны. Кроме того, на протяжении жизненного цикла семьи конфликт как неотъемлемая часть социальных взаимодействий людей может актуализироваться в самых различных формах, включая межпоколенческую. Причем, конфликт поколений может выступать как причиной, так и следствием иных разновидностей семейных конфликтов. То есть межпоколенный конфликт -- часть человеческих конфликтов, возникающих в процессах развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.

Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На взгляд опрошенных членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов (58 %), экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.) (39 %), развитии социального обслуживания семей (12 %), семейного консультирования (11 %) и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве (29 %) и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы (7 %). От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений (57 %), повышение культуры взаимоотношений в семье (33 %) и т. п. В современном обществе возможно и необходимо регулирование семейных межпоколенных конфликтов.

Заключение

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая и даже не демографическая, а социокультурная, или кульутрно-историческая. В этом смысле сам термин «поколение» неопределён. Он передаёт, прежде всего, сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идёт об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции. В условиях резких социальных переломов, разумеется, чётче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это совсем не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, т.е. подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит, и разрушением культуры, потому что культура может развиваться, опираясь только на традиции. Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идёт в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определённый тип взаимосвязи поколений и определённые механизмы передачи культуры во времени.

В традиционном обществе место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная; способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы.

Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения. Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для Украины это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. Таким образом, сфера взаимоотношений поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа, и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задаётся историей и переходным состоянием самого общества.

Перемены в стране, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идёт процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идёт в двух направлениях: с одной стороны, экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодёжь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Список использованной литературы:

1. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М., 1997; Бондарская Г.А., Крюков М.В. Поколение // Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 331.

2. Социологический энциклопедический словарь / Редактор Г.В. Осипов. М., 1998. С. 141.

3. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2000. С. 80.

4. Медков В.М., Антонов А.И. Семья // Социолог. энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 394.

5. Антонов (ред.) Социология семьи. М., 2005. С. 44

6. Малярова Н.В. Конфликт семейный // Энциклопед. социолог. словарь. М., 1995. С. 305.

7. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 484.

8. Добреньков В.И., Кравченко. А.И. Социальные институты и процессы. - М.: МГУ, 2000. - Т. 3. - 339 с.

9. Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // Демографические исследования. - 2009. - №4. - С.22-44.

10. Разменюк И.С. Поколение // Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П.Д. Павленок. М., 2000. - С. 80.

11. Медков В.М., Антонов А.И. Семья // Социолог. Энциклопедия: В 2 т. - Т. 2. - М., 2003. - С. 394.

12. Социология семьи / под ред. Д.Б. Антонова. - М., 2005. - С. 44

13. Малярова Н.В. Конфликт семейный // Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 305.

14. Глотов М.Б. Конфликт между поколениями // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 484.

Конфликты поколений: определение, классификация, способы разрешения, положительные стороны.

Конфликт поколений – это появление разногласий между людьми разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.

Однако главные роли здесь могут играть не только подростки и их взаимоотношения со старшим поколением, но и их родители в общении со своими отцами и матерями. Часто разногласия поколений так и называют – конфликты отцов и детей.

Причин, которые провоцируют такие конфликты, достаточно много. Но из всех можно выделить наиболее часто встречаемые. К ним относятся разные взгляды на следующие нюансы:

  • особенности мировоззрения (отношение к учебе, карьере, семье, положительных и отрицательных чертах людей, роль современности и пр.);
  • воспитание детей;
  • зона отдыха;
  • зона комфорта (одежда, техника, еда и пр.);
  • здоровье;
  • финансы и многое другое.

Конфликт поколений

Однозначно ответить на вопрос, как проявляются конфликты поколений, невозможно. Большую роль играет множество факторов: от степени важности сути обсуждаемого до особенностей нервной системы собеседников. Однако, наверное, самую большую роль играет то, где они происходят.

В семье

Такие конфликты происходят наиболее часто. Иногда даже каждый день. Но все они имеют разные масштабы:

  • Так, можно поставить в пример ситуацию, когда родители запрещают несовершеннолетней дочери гулять до ночи, она обижается, не понимает старшего поколения, так и тая на них обиду. Это относится к серьезным конфликтам, которые способны оставить большой отпечаток на семейных взаимоотношениях.
  • И вот, к примеру, такая ситуация: бабушка каждый раз «подбивает» внука на то, чтобы он больше ел, на что тот говорит, что итак наелся. Это тоже своего рода конфликт, но он не оставляет серьезных отпечатков на взаимоуважении, взаимопонимании, поддержке и пр.

Стоит также учитывать, что именно семейные разногласия поколений часто вызывают более острую реакцию, желание быть понятым. Поэтому они нередко считаются сравнительно опаснее для человека, чем те, что происходят в обществе между малознакомыми или даже незнакомыми людьми.

В обществе

К ним относят все те конфликты, которые произошли вне семьи: с соседями, в магазине, в поликлинике и т.д. Очень часто они происходят из-за каких-либо человеческих факторов: тот, кто спорит или затевает ссору не выспался/понервничал до этого/болен и т.д., поэтому он не в состоянии себя проконтролировать, чтобы не сорваться на постороннем человеке.

Однако некоторые личности специально провоцируют ссоры, из-за того, что хотят «оторваться» на незнакомом человеке, чтобы не сделать это при столкновении с близким или родным.

Опасность таких конфликтов заключается в том, что нередко собеседник впадает в ярость, когда посторонний человек, не зная всей жизненной ситуации оппонента, начинает ему говорить, что тот делает неправильно, неразумно и пр. Избежать всяческих разногласий вне дома удается при помощи равнодушия к происходящему за пределами «своей территории».

Способы разрешения

Для многих наверняка наиболее значимым вопросом считается не то, в чем заключается разногласие, а то, как его исчерпать. Здесь можно выделить три наиболее адекватных способа:

  1. Аргументирование своей позиции . Для доказательства правоты недостаточно просто стоять на своем. Можно попробовать убедить собеседника в том, что сказанное – это не просто мнение, а мнение, основанное на чем-то: на опыте, вычитки из достоверного источника, примере и пр. Но при этом важно выслушивать и собеседника, который придерживается другой точки зрения. В некоторых ситуациях верны оба мнения, поэтому при выяснении обстоятельств конфликт старшего и младшего поколений может быть быстро исчерпан.
  2. Компромисс . Особенно легко к нему приходят сдержанные люди, умеющие слушать и анализировать. Практика доказывает, что в ситуациях, где присутствуют два различных мнения, можно найти «золотую середину», суть и исход которой удовлетворит обе стороны. Компромисс иногда заключается и в том, что оппоненты следуют сначала одному мнению, затем – другому. Возможно, кто-то один из них наглядно убедиться в полезности/здравомыслии/целесообразности решения того, чья точка зрения сначала никак не принималась.
  3. Уступка . Если одна из сторон хочет прекратить конфликт, ей лучше просто отказаться от победы. Дело в том, что, вступая в прения, разные поколения могут долго спорить о том, кто прав, и каков исход будет. Это также может привести к самым различным последствиям, которые нередко негативно сказываются на взаимоотношении этих людей. Здесь есть три варианта решения ситуации:
  • каждый остается при своем мнении (то есть обе стороны прекращают доказывать свою правоту);
  • одна из сторон соглашается («Хорошо, может, ты и прав»);
  • конфликт не начинается изначально благодаря тому, что один из собеседников, имеющих противоположную точку зрения, попросту решает промолчать (этот способ особенно актуален при незначительных разногласиях).

Есть ли положительные стороны?

Казалось бы, какие могут быть положительные стороны в том, что происходят конфликты между двумя поколениями: родными, близкими или совершенно незнакомыми людьми?

Тем не менее плюсы в таких конфликтах есть:

  1. Общество шагает вперед большими шагами . Этого в большей степени получается добиться благодаря взглядам молодежи, которая стремится к развитию во всех сферах. Открывая все новые грани этого мира, удается достичь больших успехов во многих ситуациях, которые раннее казались проблемными или даже неразрешимыми. В большей степени это касается науки, технологий, медицины и пр. Однако стоит учитывать, что не всегда современное развитие положительно сказывается на обществе. Примером могут послужить некоторые модные тенденции, разлагающие моральные принципы, отношение к здоровью, ведомость от СМИ и многое другое.
  2. Обмен опытом . Каждая из конфликтующих сторон всегда аргументирует свою позицию определенными фактами: так будет лучше, полезнее, красивее, удобнее, дешевле и пр. Часто такие объяснения сначала кажутся недостаточными, неубедительными. Но потом, когда ошибка или победа в этом споре очевидна, старшее или младшее поколение перенимает этот опыт.

Видео: Конфликт поколений

Взаимодействие поколений в современной российской семье осложняется кризисом, затронувшим экономику, политику, культуру, социальную сферу. В условиях постсоветской трансформации общество аномично: многие старые социальные нормы отвергнуты, но новые еще полностью не сформированы. Старшее поколение оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Среди молодежи нарастает негативное отклоняющееся поведение. Среднее поколение, которое обычно играет роль "буфера" между ними, также не имеет устойчивого социального статуса. Воспитание молодежи полностью передано на усмотрение семей, среди которых есть те, кто не готов к этому. Многие родители склонны перекладывать ответственность за межпоколенческие отношения па школу, СМИ и другие социальные институты, а значит самоустраняться от разрешения противоречий с детьми. Это и многое другое создает достаточно много предпосылок к обострению межпоколенческих отношений в семье.

Проведенные эмпирические исследования позволили выявить установки людей на то, какими должны быть взаимоотношения поколений в современной семье (см. табл. 3).

Таблица 3

Установки, какими должны быть отношения между поколениями в семье

Варианты взаимоотношений

Распределение ответов в среднем и по возрастным группам, % к числу опрошенных, всего 1200 человек

В среднем

Молодежь 14-30 лет

Среднее поколение 31-55 лет

Люди старше 55 лет

В семье необходима взаимопомощь поколений, даже если они живут отдельно друг от друга

Младшим необходимо прислушиваться к советам старших, но необязательно во всем им следовать

Старшие должны уважать мнение молодою поколения

Отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств родственников

Отношения между поколениями в семье должны быть равноправными

Все силы надо вложить в своих детей

Взаимоотношения в семье зависят от конкретной ситуации, обстоятельств

Младшие всегда должны подчиняться старшим

Каждый (родители, дети, внуки) должен жить, как он хочет

Примечание.

Для взаимодействия необходимо совпадение взаимных ожиданий субъектов. Люди часто называют такое положение в семье взаимопониманием. Оно достигается обычно тогда, когда индивидам знакомы и ясны интересы друг друга. Насколько родители и дети понимают и готовы поддерживать ценности и нормы друг друга, показано в табл. 4. Заметим, что в табл. 4 не представлены мнения возрастной группы старше 55 лет, так как у многих из них родители умерли, поэтому их ответы трудно сопоставимы с ответами более молодых.

Таблица 4

Отношение детей к интересам родителей

Распределение ответов детей разного возраста, %

Варианты ответов

В среднем

Я хорошо понимаю и разделяю интересы моих родителей

Интересы родителей мне понятны, но не все из них я разделяю

Не всегда понимаю родителей, но готов (-а) поддержать любые их интересы

Интересы родителей мне чужды и непонятны

Примечание. Респондентам можно было выбрать несколько ответов, поэтому сумма превышает 100%.

Как видно из табл. 4, большинство людей (67,9%) понимают интересы своих родителей, но не все разделяют. Кроме того, степень понимания и поддержки родительских убеждений поколением детей колеблется в зависимости от возраста.

Несомненно, для оптимального взаимодействия в семье необходима встречная готовность родителей к пониманию и поддержке своих детей. Выявленное отношение старших к интересам младшего поколения представлено в табл. 5. Возрастная группа моложе 31 года не учитывалась вследствие того, что не имеет детей или же они очень маленькие.

Таблица 5

Отношение родителей к интересам детей

Распределение ответов родителей разного возраста, % от совокупности опрошенных, всего 1200 человек

Варианты ответов

В среднем

76 лет и старше

Я хорошо понимаю и разделяю интересы моих детей

Интересы детей мне понятны, но не все из них я разделяю

Своих детей не всегда понимаю, но готов (-а) поддержать их интересы

Интересы моих детей мне чужды и непонятны

Примечание. Респондентам можно было выбрать несколько ответов, поэтому сумма превышает 100%.

Судя по данным табл. 4 и 5, степень взаимопонимания родителей и детей (когда им близки ценности и нормы друг друга) достаточно высока. Например, 50,5% детей хорошо понимают своих родителей и разделяют их интересы, и 50,1% родителей так же относятся к своим детям. Лишь для 4,2% детей чужды воззрения родителей и 6,4% респондентов не воспринимают взглядов своих детей. Однако в случае непонимания позиций другой стороны старшие проявляют больше уступчивости: 47,1% родителей готовы в такой ситуации поддержать своих детей, но среди детей готовность к поддержке выразили уже 37,7%.

  • В 2008 г. автором было опрошено 1200 человек, из них 72% – жители г. Москва, 28% – Московской области. Выборка квотная по полу и возрасту: в ней представлены мужчины (48%) и женщины (52%) трех возрастных групп: молодежь 14–30 лет (31%), среднее поколение 31–55 лет (35%), люди в возрасте 56 лет и старше (34%). Состоят в браке 49% респондентов; холостых и незамужних в выборке 28%; вдовцов и вдов 9%; разведенных 8%; в незарегистрированном "гражданском" браке живут 6% опрошенных. Бездетных респондентов 31%; однодетных 25%; двудетных 34%; многодетных с гремя и более детьми 10%. Внуков имеют 36% опрошенных. В выборке представлены служащие (24%), пенсионеры (23%), студенты и учащиеся (21%), рабочие (12%), руководители государственных и негосударственных организаций (9%), работники коммерции (7%), а также домохозяйки и безработные (4%). Среди опрошенных преобладают русские, православные христиане (66%). Исследование осуществлено при поддержке Программы Президента РФ (проект МК-4433.2007.6).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ И БИЗНЕСА

Кафедра дисциплин социально-гуманитарного цикла

По дисциплине: «Этика деловых отношений»

Тема: «Проблемы взаимоотношения поколений»

Руководитель:

Е.В. Зарипова

Исполнители:

Студенты группы 57М-2

Л.А. Андреева

К.А. Бабаханова

О.А. Голубева

Н.А. Иванов

Оренбург 2010


Введение

Поиски взаимопонимания

Проблема переоценки ценностей

Заключение

Список литературы


Введение

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII - век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века - юность; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.


Поиски взаимопонимания

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Общие увлечения - по следам интересов и увлечений детей – предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам.

Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

Связь и преемственность поколений

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века - юность; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);

передача собственности по наследованию;

степень зависимости и ответственности между поколениями;

государственная политика по отношению к разным поколениям;

соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

понижение социального статуса пожилых людей;

изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;

обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

Дом престарелых - тихий приют или позорная старость?

Настоятель Софийского собора в Пушкине основал Социальный дом в селе Поги Ленинградской области пять лет назад. Теперь это – образцовое хозяйство и настоящий домашний уют для тех, кому посчастливилось попасть сюда на склоне лет. В Социальном доме – все условия для комфортной жизни пожилых людей. Просторные уютные комнаты, библиотека, столовая. За каждым из пожилых постояльцев ухаживает от трех до шести человек персонала – нянечки, медсестры, психологи…

Определить престарелого родственника в Социальный дом – удовольствие не из дешевых, день проживания обходится в 4 тысячи рублей. Позволить такой уход за стариками могут только очень обеспеченные люди. Кроме того, есть варианты, когда деньги на содержание дают благотворительные фонды – но это всегда индивидуально.

«Бывает, родственники привозят сюда стариков на три недели-месяц – чтобы мы о них заботились, пока дети в отпуске. Но есть постояльцы, которые живут годами», - говорит отец Геннадий. - «Мы не только заботимся о физической стороне жизни старых людей, но и приуготовляем их морально к смерти. Многие начинают нормально воспринимать предстоящий уход из жизни, готовиться к нему.

Рядом с гостиницей - церковь Смоленской иконы Божьей Матери. В ней постояльцев провожают в последний путь. Тут же – кладбище. Многие просят заранее показать им место вечного упокоения. Говорят, умиротворяет

Подворье практически полностью обеспечивается собственным натуральным хозяйством. Кроличий и птичий дворы, свинарник, просторный коровник – солидное фермерское хозяйство работает с применением самых современных технологий. Есть пасека. Экологически чистые продукты подворья известны далеко за пределами села Поги. Работают на ферме в основном выходцы с Кавказа, Средней Азии и республик СНГ. Коренное население предпочитает пить. Алкоголизм здесь - массовое явление.

Настоятель подчеркивает – действительно, сегодня такую заботу о стариках могут позволить себе только богатые люди, но в будущем подобные дома престарелых должны становиться доступными для многих семей. Пусть и не настолько фешенебельные…

Жизнь вместе с родителями плюсы и минусы (квартирный вопрос)

Когда молодые выбирают партнера для жизни, мало кто задумывается о том, что вместе с любимым осуществляется выбор его семьи и родственников. Это становится явным чуть позже, когда приходится жить не только с тем, кого любишь, а еще с теми, кого, мягко говоря, совсем не знаешь.

Много разных анекдотов, сатиры на тему тещи и свекрови. Возможно, многие из нас таким образом пытаются смягчить остроту чувств в этой непростой теме и перевести ее из разряда проблемы в юмор. Так легче с этим справится, а если серьезно то почти треть пар расходится по причине того, что сложно ужиться с мамой, папой любимого(ой).

Особенно усложняются отношения молодой пары, если она живет на территории родителей. Тогда в привычный уклад уже сложившейся семьи вносится много перемен, которые влекут за собой смену ролей, перестройки образа жизни для молодых и для их родителей. Для того чтобы все встало на свои места нужно время, терпение и умение договариваться. Но чаще всего именно этого не хватает.

Что важно учитывать при построении отношений с близкими любимых?

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Родителей не выбирают. Часто бывает непросто в отношениях со своими мамой и папой, не говоря уже о чужих. Родителей можно только принять, строить с ними отношения, а переделывать нереально.

2. ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ. Конфликты отцов и детей, конфликты поколений это естественный процесс эволюции. И здесь очень важно осознавать свои убеждения и уважать ценности старшего поколения, ведь именно на них нас воспитывали.

3. ГРАНИЦЫ. Хаос и конфликты чаще случаются там, где нет разделения территории и ответственности. Особенно в нашей стране, где вместе могут жить несколько поколений, а взрослые дети часто бывают очень зависимы от своих родителей. Молодой паре необходимо очень быстро взрослеть и приобретать самостоятельность, формировать свою историю, ритуалы, а не растворяться в родительской семье.

4. КОНКУРЕНЦИЯ. Первая любовь мальчика это мама, взаимозависимость может длиться долго и тогда он «маменькин сыночек». Взрослея, сын удаляется от мамы и отдает свою любовь уже другой женщине, своей избраннице. И тогда наступает очень сложный период для всех, как разделить объект любви, чтобы всем хватило внимания.

Для многих мам уход сына переживается очень трудно, особенно если он единственный, она чувствует себя ненужной и одинокой. Начинает искать изъяны в его пассии, вместо поисков новых смыслов и построения своей жизни без него.

Похожая ситуация складывается когда отец ведет свою дочку к алтарю и передает свою любимицу другому молодому мужчине. Ему может казаться, что этот выбор недостоин дочери, что никто не сможет заботиться и любить его дочь как он.

5. ВЗАИМОПОДДЕРЖКА. В каждом поколении, человеке, ситуации есть свои ресурсы и недостатки. Не бывает только хорошего или плохого. В возрасте всегда есть опыт и мудрость, знания и навыки. В молодости – задор, активность, сила. Этими возможностями можно делиться, они объединяют разные поколения и дают чувство общности.

6. ОБЩЕНИЕ. Чем больше людей живут вместе, тем сложнее выстраивать контакты. Некоторые члены семьи теряют свои семейные роли, уединяются, отгораживаются и перестают взаимодействовать с другими. Иногда начинается передача своих посланий и мыслей через кого-то другого. В этих случаях необходим прямой диалог с каждым членом большой семьи.

Но не секрет, что иногда все складывается как нельзя лучше, тещи и свекрови, тести и свекры занимают очень важную позицию в жизни молодых и становятся поистине родными людьми, а иногда и заменяют собственных родных. Необходима мудрость и выдержка, чтобы построить свою семью и сохранить теплые отношения между собой, со своими близкими, и с родителями партнера. Стать по-настоящему взрослым, свободным человеком можно, лишь поняв, что идеальных родителей и отношений в мире не существует.


Проблема переоценки ценностей

Современный период развития российского общества характеризуется все более нарастающим процессом осознания необходимости активизации гражданско-патриотического воспитания. Наиболее актуальна данная проблема для молодежных групп, находящихся в возрастном периоде активной социализации. Среди факторов, влияющих на формирование гражданственности и патриотизма, важное место занимает отношение к историческому прошлому государства.

Проведенное исследование показало, что из исторических событий, вызывающих наибольшую гордость у современной молодежи, прежде всего, выделяются, те, которые связаны с военными успехами русского воинства, проявлением героизма и боевого духа народов России. Наиболее значимым событием, безусловно, является Великая Отечественная война: 73,6 % опрошенных назвали это событие в числе приоритетных, вызывающих гордость за страну. Среди основных событий, которыми также гордится городская молодежь, выделяются те, которые связаны с победой над Наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 г. (11,9 %), с достижениями в освоении Космоса (9,0 %), а также с наиболее яркой эпохой в истории России, связанной с именем Петра I (4,7 %), когда Россия продемонстрировала миру и самой себе огромную потенциальную силу. Можно заключить, что наши современники гордятся в основном теми событиями, в которых проявлялась сила, но сила, связанная созиданием и защитой. К числу событий были отнесены: Октябрьская социалистическая революция, свержение монголо-татарского ига, отмена крепостного права, перестройка, открытие первого университета, создание письменности и др.

Какие же события у современной молодежи вызывают негативное отношение?

Среди основных негативно воспринимаемых событий, были названы: перестройка (14,7 % от общего числа опрошенных); Октябрьская социалистическая революция (11,6 %); Сталинизм (10,7 %).

Данные события объединяют переломность, кризисность развития, что негативно отражается на жизни простых людей, снижает их материальный уровень, разрушает привычный уклад жизни. Среди негативно оцениваемых событий также: распад СССР, война в Чечне и Афганистане, репрессии, крепостное право, татаро-монгольское иго, коммунистическая идея, дефолт, опричнина, русско-турецкая и русско-японская войны и т.п. В общей совокупности этим событиям дали негативную оценку около 80 % опрошенных молодых горожан.

Часть исторических событий вошла как в число позитивно оцениваемых, так и негативно воспринимаемых событий. Отношение к событиям формируется через призму информационно-идеологического влияния, а также определяется социально-экономическим положением респондентов. Данное различие важно учитывать при организации гражданско-патриотического воспитания, более отчетливо определяя объективность (субъективность) события, а также позитивные и негативные последствия.

И совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. 1.5 Проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми. Отрочество- период, когда подросток начинает по - новому, оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в...

С ним". Функция социального характера заключается в том, чтобы направлять и формировать человеческую энергию внутри данного общества во имя функционирования данного общества. Сравнительный анализ китайской и японской культур ВВЕДЕНИЕ Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с...

На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.

Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.

Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.

Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок.

Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.

Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие.

Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.

Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.

Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Ещё один сайт на WordPress

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Взаимопонимание поколений (сочинение)

    • Произведение: Сочинение на тему «Взаимопонимание поколений»
    • Это сочинение списано 157 443 раз
    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.

      Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.

      Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.

      В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего - в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров - нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.

      Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, - вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.

      Проблема конфликтов поколений

      Проблема взаимоотношений между представителями различных поколений не нова. Поскольку в жизни каждого человека возникали ситуации, когда отсутствует взаимопонимание с близкими людьми старших или младших поколений, появляется несогласие и даже агрессия.

      Со сменой поколений меняются методы воспитания, ценности, отношение к людям и материальным объектам. На современном этапе развития нашего общества эта проблема является глобальной и в ней можно выделить ряд аспектов: различия в образе жизни молодых и пожилых людей, превалирование материальных ценностей над духовными для молодого поколения и наоборот для старшего поколения, минимальное привлечение людей пожилого возраста в социальную и культурную жизнь современного общества. Еще одной проблемой, на почве которой может возникнуть конфликт поколений, является материальная нестабильность и неуверенность молодых людей.

      Из-за отсутствия работы, молодые люди не могут купить или снять жилье. А проживание на одной небольшой жилплощади людей разных поколений не всегда способствует формированию счастливой семьи, а зачастую даже наоборот – вносит конфликтные ситуации в жизнь семьи. Ведь люди разных поколений видят свою жизнь по-разному, всячески пытаются отстоять свою точку зрения и даже переубедить других в своем решении.

      Хотя оно могло быть правильным десять или сорок лет назад, а в современном мире оно уже неактуально. Очень часто конфликтные ситуации между людьми различных поколений в семье возникают в период принятия каких-либо сложных решений – выбор учебного заведения (в большей мере это касается высшего учебного заведения), выбор друзей для ребенка, подростка (родители часто пытаются навязать “правильных” друзей), выбор спутника жизни, работы, места проживания.

      Я считаю, что всегда нужно помнить, что конфликт будет решен, а след от неудачно выбранной фразы останется. И если человек пытается как-то повлиять на ваш выбор или жизнь в целом, значит, вы ему не безразличны. Поэтому нужно любить, понимать, уважать своих близких.

      Проблема взаимоотношений поколений и пути её решения

      Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

      Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

      Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

      Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

      Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

      Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

      Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

      Семья как источник непонимания

      Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

      Как найти доверие и взаимопонимание

      Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

      Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.

      511. Конфликт поколений как общественная проблема

      (351 слово) Психология взаимоотношений поколений часто бывает очень сложна и противоречива. Более того, эти взаимоотношения обычно бывают конфликтными в силу недопонимания и различия во взглядах на мир «отцов» и «детей». Это проблема, которая волновала писателей разных эпох, поэтому во многих произведениях русской литературы мы можем ее увидеть. В силу своей важности она давно приобрела статус «общественной», то есть касающейся всех нас.

      Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» «отцами» являются братья Кирсановы (особенно мы обращаем внимание на Павла Петровича как на главного антагониста главному герою), а представителями «детей» - нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий. «Отцы» - консерваторы, они мыслят «по старинке». Писатель показывает, что их система уже изжила свое и требует изменений. Но в противопоставление «отцам» он ставит не кого-то, а именно нигилиста, чья позиция так же не состоятельна до конца: «все разрушить», чтобы «построить» - такой шаг автор не принимает. В целом, Тургенев находится где-то между своими героями, сочувствуя обоим. Конфликт в романе решается просто: Базаров ничего не добивается своими спорами с Кирсановым, они не понимают друг друга. В конце концов, Евгений умирает, так ничего и не сделав, а автор будто хочет сказать: «Время «детей» еще не пришло».

      В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы так же видим столкновение разных поколений. Здесь перед нами конфликт молодого Чацкого и консервативного Фамусова. Александр, набравшись опыта за границей, хочет видеть и Россию прогрессирующей. Однако вернувшись в Москву, он понимает, что «дома новы, а предрассудки стары»: на Родине ничего не меняется, в обществе господствуют чинопочитание и взяточничество. Фамусов, как представитель «старой» Москвы, вынужденно старается навязать Чацкому свое мнение, рассказывает о Кузьме Петровиче и других своих знакомых, которые добились состоятельности бесчестным путем. Отцы и дети не понимают друг друга, они мыслят слишком по-разному. Как и в романе Тургенева, здесь время прогрессивной молодежи еще не пришло, и Чацкий удаляется в неизвестность, поняв, что ему в доме Фамусова не место.

      Нужно сказать, что в обоих произведениях конфликт поколений неразрешим. Каждое из них ассоциируется с определенным этапом в развитии общества, и каждому – свое время. Консервативность очень крепко держится в сознании людей, поэтому новые идеи всегда вынуждены мучительно ждать своего часа, как того должны были ждать и Базаров, и Чацкий.