Педразвитие. «Лесные жители»: Конспект НОД по познавательному развитию Закрепление представлений о свойствах предметов

Российская Федерация

Красноярский край

Управление образования администрации г. Минусинска

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию (социальный мир) с использованием моделей по теме « В гостях у бабушки Федоры» в старшей группе

СКАЧАТЬ (с фото)

Воспитатель:

Онькова Мария Борисовна

г. Минусинск, 2017

Цель: уточнение и расширение представлений о посуде , ее назначении посредством метода наглядного моделирования

Задачи:

Обучающие:

- уточнять и расширять знания детей о посуде , классификации посуды по назначению, материалам, из которых она сделана (металл, глина, стекло, фарфор, пластмасса, дерево)

Активизировать словарь по теме «Посуда»

Совершенствовать навыки образования прилагательных

Упражнять детей в умении проговаривать чистоговорки посредством расшифровки мнемодорожек

Закреплять умение подбирать соответствующие пары картинок и графических изображений

Закреплять умение использовать преметы-заместители (геометрические блоки) вместо предметов посуды и распределять их в соответствии с их свойствами

Упражнять в использовании схем-алгоритмов при выполнении заданий

Развивающие:

Развивать мыслительные операции при использовании знаков-символов

Развивать коммуникативные навыки, зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, связную речь, координацию речи с движением

Развивать пространственную ориентировку (закреплять понятия «право» , «лево» )

Воспитательные:

Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, бережное отношение к посуде , чувство сострадания, взаимопомощи, умение взаимодействовать друг с другом, договариваться

Образовательная область: познавательное развитие

Формы работы: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: портрет К.И.Чуковского, изображения бабушки Федоры - грустной и веселой, письмо от Федоры, карта путешествия, раскраски - сюрприз от Федоры, «волшебная палочка», карточки для деления на пары, пословицы, загадки о посуде, модель настольной игры «Домино» (посуда), геометрические фигуры пособия «Блоки Дьенеша», модель игры «Буфет», модель игры «Волшебный лифт», модель игры «Чистоговорки», демонстрационный материал - картинки с изображением предметов посуды , материалов, из которых изготавливают посуду, столик с предметами посуды, набор игрушечной посуды, предметы посуды для этапов путешествия, алгоритм «Накрой на стол», магнитофон, запись отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», мольберты, столы для игр

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды; рассматривание настоящей посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит; разучивание физминутки «Посуда», пословиц о посуде, рисование по теме «Посуда».

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.

Дети заходят в группу. Обращают внимание на гостей. Здороваются. Спрашивают у гостей: Как у вас дела? Как настроение?

Социоигра «Здравствуй, друг!» (стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, доброе утро! Давайте с вами поприветствуем друг друга - поиграем в игру «Здравствуй, друг!» (Дети в парах говорят слова: «Здравствуй, друг! Ты пришел? - Я пришел! - Хорошо!» и обнимают своего друга. Далее воспитатель считает до трех, и дети должны быстро найти нового друга, игра проводится еще раз.)

Социоигра «Передай сигнал!» (на стульчиках в кругу)

Воспитатель: Ребята, какое у нас хорошее настроение, давайте передадим друг другу «сигнал дружбы»! (воспитатель передает сидящему рядом ребенку «сигнал дружбы» - обнимает его, ребенок передает сигнал соседу, и так далее по кругу)

Воспитатель включает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Ребята, вы вспомнили эту сказку, в которой мы познакомились с бабушкой Федорой? (Федорино горе). Кто автор сказки? (Корней Иванович Чуковский). Для кого он написал сказку? (для детей) Поэтому его называют детским писателем. Какие еще произведения для детей он написал? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон нам принес письмо, давайте посмотрим, от кого оно пришло. Дети читают надпись на конверте и письмо от Федоры:

Ребята, здравствуйте, помогите мне, пожалуйста, у меня такое горе!

Села бы я за стол, да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи, да кастрюлю пойди, поищи.

И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы.

Ой, горе, мне, Федоре , горе!

Ох, не буду, ох, не буду я посуду обижать .

Буду, буду я посуду и любить, и уважать! Помогите мне вернуть мою посуду, пожалуйста!

Бабушка ФЕДОРА

Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла? (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная). А какая она должна быть? (чистая).

Ребята, Федора просит помощи, вы согласны помочь Федоре? (да). Но не так-то просто ей помочь, нужно выполнить много заданий

Основной этап.

Воспитатель и дети проходят к доске с картинками посуды.

- Ребята, Федора прислала нам карту нашего путешествия. На каждом этапе путешествия мы с вами будем возвращать Федоре по одному предмету сбежавшей посуды. (Дети ищут этапы путешествия по картинкам, указанным в карте и развешанным в группе, и после выполнения каждого задания возвращают Федоре предмет настоящей посуды)

1 этап. Давайте сначала вспомним, какая бывает посуда. Федора прислала нам загадки про посуду. А отгадки спрятаны в нашем буфете. Отгадайте их и покажите (на доске). Загадки о посуде Она всем очень нравится, На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка, Голубенькая...
Чашка Неприступная на вид, Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница

В земле я родился, В огне закалился. Горшок
Чайника подружка Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли. И зовут её…
Кастрюлей
У него большой живот, А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос На плите как паровоз.
Чайник
И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины - вот это да! Жарит всё ...
Сковорода

Чтоб поужинать всем дружно, Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую Для еды …
Тарелку

Хлеб бережет, Черстветь не дает.
Для хлеба - дом, Хорошо ему в нем.
Хлебница

А почему посуда так интересно расположена в нашем буфете? Что мы делаем с помощью этой посуды? (виды посуды - кухонная, чайная, столовая )

К какому виду посуды относятся глубокая тарелка, супница, хлебница, столовые приборы?(это столовая посуда , ею пользуются за столом во время еды )

Чашка, блюдце, чайная ложка, сахарница, конфетница, заварочный чайник? (это чайная посуда . Она нужна, чтобы пить чай) .

Молодцы! А кастрюля, чайник, сковорода, дуршлаг, половник?

(это кухонная посуда . Она нужна на кухне, в ней готовят пищу ).

2 этап. А какие мы знаем пословицы о посуде? Поиграем в игру «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить ее:

Посуда любит……чистоту. Дорога ложка…….к обеду. С самоваром чай вкуснее и….беседа веселее. За чаем не скучаем - …..по семь чашек выпиваем.

3 этап. Игра «Из чего сделана посуда?» (Воспитатель говорит, из чего посуда, а дети -какая это посуда)

(дети передают «волшебную палочку» и называют посуду) Воспитатель: Вот самовар, он из металла. Значит самовар…. металлический.

А вот ложки, они из дерева, значит они какие? Дети. Ложки деревянные.

Блюдце из фарфора, стакан из стекла, кувшин из глины, тарелка из пластмассы, ложка из дерева - деревянная. Чашка из фарфора - фарфоровая. Ваза из хрусталя - хрустальная. Терка из металла - металлическая. Стакан из стекла - стеклянный. Масленка из пластмассы -… Сковорода из чугуна -… Миска из глины -… Нож из стали -…

4 этап. Следующее задание - еще сложнее, ребята, справитесь?

Игра «Домино»

(нужно подобрать пары «картинка - графическое изображение)

5 этап. Игра «Буфет»

(Нужно правильно расставить «посуду» в «буфете» на полки, учитывая свойства предметов - форму, цвет, толщину, номер полки. В качестве «посуды» используются «Блоки Дьенеша». Обсуждается обозначение-замещение определенных предметов посуды определенными блоками: круг - тарелка, треугольник - кружка, квадрат - кастрюля, прямоугольник - сковорода)

6 этап. Игра «Волшебный лифт»

(На «лифте» нужно прокатить предмет посуды в разных направлениях - вверх - вниз, влево - вправо, и рассказать о прошлом и будущем этого предмета, о его составляющих частях, где он встречается. Дети выбирают подходящие по смыслу картинки и прикрепляют их на «лифт»)

7 этап. Физкультминутка «Превратись в посуду»

Проводится игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)

Очень важный как начальник! (одну руку на пояс, другую изгибают как носик)

Вот фарфоровые чашки :

Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца :

Только стукни - разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки :

Голова на тонкой ножке (руки вверх над головой)

Вот пластмассовый поднос :

Он посуду нам принес! (руки вперед как поднос)

-Ребята, давайте похлопаем друг другу, вы так здорово изображали посуду!

8 этап. Игра «Накрой на стол» (Дети накрывают на стол, используя схему-алгоритм сервировки стола, используется набор игрушечной посуды)

Где лежит ложка? - Где лежит вилка? - Где лежит нож?

(Дети отвечают полным ответом) .

9 этап. Игра «Выложи чистоговорки» (Деление на пары с помощью парных картинок с изображением посуды; дети выкладывают чистоговорки из кубиков и проговаривают их посредством расшифровки мнемодорожек)

Рефлекторный этап.

Воспитатель вешает на доску картинку счастливой Федоры за чаепитием.

Ребята, посмотрите на карту, что она говорит нам? Все ли мы предметы посуды вернули Федоре? Какие же вы молодцы! Нам пора возвращаться домой. Давайте потом отправим посуду Федоре в посылке. А пока Федора говорит вам «спасибо» и обещает:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду и любить и уважать»!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? А что было трудным? (Дети передают «волшебную палочку» и высказывают свое мнение)

И за вашу помощь Федора прислала вам раскраски «Посуда». Скажем ей «спасибо».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе « Космическое путешествие"

Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.

Задачи:- Образовательные:

1. Расширять представления детей о космосе, Солнечной системе, планетах;

2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы;

3. Дать новое понятие - ОРБИТА космического тела.

Развивающие:

1.Развивать мыслительную деятельность(сравнения, умозаключения) ;

2.Совершенствовать виды речевого общения;

3.Способствовать развитию самостоятельности и инициативности в различных видах деятельности(общение, игра, творчество).

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к профессии астронома, космонавта;

2.Вызвать чувство гордости за страну, первой покорившей космос;

3.Воспитывать взаимоуважение к друг другу.

Предварительная работа: беседы о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, игры познавательного характера, чтение энциклопедий, оформление выставки "Космические дали",изготовление шлемов для детей.

Оборудование: ПК, экран, слайды звездного неба, Солнечной системы, планет, листы бумаги, звезда(пазлы), коробочка с 9 дисками с цифрами, карта с орбитами, кубики Зайцева.

Ход НОД.

(Дети входят в группу под "космическую "музыку группы "Спейс").

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая необычная музыка звучит. Посмотрите, у нас гости. Поприветствуем друг друга.

"Добрый день" мы скажем дружно,

Улыбнуться миру нужно,

Чтобы каждый ощутил

Радость, свет и много сил.

Воспитатель: Смотрите, какая -то коробка, чья она, вы не знаете? (ответы). А можно трогать чужие вещи? (дети: нет) Вот к коробке приложена записка. Давайте прочитаем. Вдруг у нее есть хозяин.

Ребенок читает с воспитателем: " ДЛЯ САМЫХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Откройте и все поймете!"

Воспитатель: -Ребята, здесь какие- то диски. Что это значит? Зачем они здесь? (предположения детей) Какие они?

Дети: Они все круглой формы и разные по величине, по цвету, и их всего 9, светятся и т.д.

Воспитатель: Прямо, какая- то загадка. Что они нам могут напомнить? Всего девять.С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей).

Воспитатель: А здесь письмо. Узнаем от кого? (да).

Воспитатель: "Здравствуйте. Пишет вам Звездочет. Если вы держите в руках коробку, значит есть надежда на вашу помощь. Помогите разобраться и все расставить на места. Когда я проводил очередные наблюдения за звездами в космическом пространстве после магнитной бури, заметил, что некоторые планеты Солнечной системы сместились с орбиты и поменялись местами. Наши приборы вышли из строя. Я не могу правильно составить карту Солнечной системы. . Нужно все вернуть на прежнее место. Космические диски будут вам полезны. На них есть определенные задания. Необходимо сложить ключевое слово - пароль из кубиков. Если они встанут на свои орбиты- заработает система управления и все восстановится. Вы спокойно можете вернуться домой. Только как все это сделать? ..."

Воспитатель. Ребята, что можно сделать для Звездочета? Как ему помочь?

Дети(ответы)

Воспитатель:- Чтобы помочь Звездочету, надо отправиться в полет. Согласны? . Кем мы с вами будем? (дети: космонавтами) Да, мы станем космонавтами. А кто был первым космонавтом, облетевшим мир вокруг Земли. Кто же он?

Дети: Юрий Гагарин.(Фото). Да, именно Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в открытый космос на корабле"Восток-1".На пилотируемом корабле он совершил один оборот вокруг Земли. Из космоса нашу планету он увидел красивой, живой, голубого цвета, защищенной слоем воздуха.А это цвет чего? (ответ-воды) Цвет жизни.

СЛАЙД

Воспитатель: Ребята, а какими должны быть космонавты, какими качествами должны обладать?

Дети: Смелыми, умными, спортивными, отважными и т.п.

Воспитатель: Что ж, на дворе зима, надо одеться потеплее, шарф не забыть, шапку. А как вы будете собираться в космическое путешествие? (ответы детей).

Задание 1. ДИСК №1 " Что возьмешь с собой в полет начинающий пилот "...

Воспитатель: Нам нужно правильно собрать вещи, необходимые в космосе. Будьте внимательны.

(выполнение задания).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием и получаете два кубика. Вы правы, чтобы отправиться в космическое путешествие, необходим скафандр. У нас с вами есть личные шлемы. Мы наденем их с вами и пройдем на корабль.

Воспитатель: Внимание! Одеть скафандры, занять места в космической ракете. Ребята, на какой планете мы с вами живем? (дети: Земля). Значит, мы с вами кто? (ответы- люди, дети, земляне).

Как назовем наш корабль(название) К полету готовы? Начинаем отсчё т : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск).

Физкультминутка"Ракета"

Летим в ракете высоко,

Полет ракеты за горизонт.

Встречаем на пути своем

Кометы с радужным хвостом.

Летят метеориты вслед,

От них порой немало бед.

Но нам не страшно ничего,

Мы - "Один за всех, все - за одного!"

Для продолжения полета чуть прибавим обороты,

Наш космический корабль пусть летит вперед, но что это?

Есть еще задание- второе испытание.

Задание 2 . ДИСК №2 "Отгадайте загадки, отгадкой которой служит продолжение следующей"

Попробуем их разгадать, ребята. Вы готовы? Начнем.

1. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный…(телескоп)

2.Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя- (астроном)


Астроном -он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая…(ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски … (космонавт)

Воспитатель: Быстро вы отгадали загадки. Мы продолжаем наш полет по своей космической орбите. Еще 2 кубика космических у нас в руках.

Сверкают звезды красивые,

Мчится комета с хвостом красно- синяя.

А вот планеты по кругу кружатся.

Лишь по своей орбите движутся.

СЛАЙД

Воспитатель: Ребята, запомните, пожалуйста. У любого космического тела, будь то планета, спутник, которое совершает свой путь вокруг Солнца, есть ОРБИТА. Наш космический корабль тоже будет находиться на своей орбите, чтобы не сойти с траектории движения. Повторим вместе- ОРБИТА. Каждая планета движется по своей орбите. Она имеет в космическом пространстве свое местоположение. Некоторые планеты состоят из горных пород, некоторые - из газа, и только на одной есть кислород, а значит, жизнь. Это наша Земля.

Нам с вами нужно проверить правильность расположения планет в Солнечной системе, составить свою карту и выслать Звездочету. Но прежде нужно выполнить следующее задание.

Задание 3 ДИСК № 3. " Космический словарь " Необходимо назвать как можно больше слов, связанных с космосом. Вы мне поможете? (ответы детей) . Я передаю вам шлем, вы называете слово (ракета, спутник, инопланетяне, скафандр, планета, луна, метеор, комета, космонавт, астероид, вселенная,телескоп,звезда, солнце и т. д.)

Воспитатель: Спасибо, много вы вспомнили космически слов, а, значит, справились с заданием. Наш корабль движется дальше по своей орбите, по одному и тому же пути. У нас 2 заветных кубика.

Физкультминутка

Летим в ракете высоко,

Но нам не страшно ничего.

Ведь наш девиз таков:

Один за всех и все за одного.

Звучит песня "Звездопад" муз. А.Пахмутовой - сл.Добронравого

С неба лиловые падают звезды,

Даже желанье придумать не просто.

На небосклоне привычных квартир

Пусть загорится звезда "Альтаир".

Звездопад, звездопад...Это к счастью, друзья, говорят.

Воспитатель: -Ребята, вот и прошел звездопад. Звезд разных величин здесь видимо невидимо. .

Звезды- это большие космические объекты, вокруг них образуются целые системы, как например наша Солнечная система.

СЛАЙД О ЗВЕЗДАХ

Есть звезды-карлики, а есть звезды-гиганты.

Метеориты, кометы различные пролетели,

Планеты солнечной системы чуть они задели.

Вот следующее испытание.Нас ждет "Звездное "задание.

Задание 4. ДИСК №4"Все части найди - звезду соедини".Соберите, пазл в единую звезду(желтую).

Воспитатель: Молодцы, вы дружно работали и все сделали самостоятельно. 2 кубика у нас. Вы догадались, что у меня в руках?

Дети: Звезда, Солнце.

Воспитатель: Вы совершенно правы, у меня звезда по имени солнце.

СЛАЙД "СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА"

Воспитатель: Итак, Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему. Она включает в себя все планеты и спутники, кометы и метеоры, космическую пыль и лёд.

Воспитатель: Что вы видите в середине, в центре Солнечной системы?

Дети: В середине, в центре Солнечной системы находиться Солнце.

Воспитатель: Наше Солнце - это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.

У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыновья и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы? (ответ:9 ). Лишь на одной есть жизнь, потому что здесь есть вода и воздух. Что это за планета?(дети-Земля). Вспомним нашу известную считалочку, где установлен правильный порядок планет.

Физкультминутка (считалочка)Жил на свете Звездочет.

Он планетам вел подсчет.

Меркурий -раз, Венера - два,

Три- Земля , Четыре- Марс .

Пять- Юпитер , Шесть- Сатурн,

Семь- Уран .Восьмой - Нептун,

А открытый Плутон карликовой планетой стал он .

Воспитатель: Все планеты разные по величине и они имеют свои орбиты, свои пути движения вокруг Солнца. Огромное количество исследователей посвятили свою жизнь изучению бескрайних, тёмных космических пространств. Астрономы, космонавты, физики пытаются раскрыть секреты, которые сокрыты на просторах Вселенной. И сегодня мы с вами поможем Звездочету создать карту планет солнечной системы и с помощью кубиков восстановить порядок.

В ИТОГЕ сегодня вместе с вами

Мы солнечную планету изучали.

Планет у Солнца восемь,

Запомнить их вас просим.

9 планета карликовая, холодом задета.

У нас 9 дисков, присланных Звездочетом. От Солнца они расположены в следующем порядке.Повторим вместе:(дети повторяют и расставляют на орбиты) Меркурий - Венера - Земля - Марс - Юпитер - Сатурн - Уран - Нептун - Плутон.

Воспитатель: Ребята, по какой орбите от Солнца движется наша планета Земля.(дети -по третьей). Да, это единственная планета, где есть жизнь. Почему? Вместе расставим на орбитах кубики и диски для Звездочета.Он ждет от нас слово -пароль. На дисках есть номера, их надо поместить на карту туда, где должны быть расположены планеты на звездном небосклоне. А кубики надо расположить на диски по цифрам.

Начинаем по порядку,

Словно делаем зарядку.

Заряжаем мы планеты

Добрым словом и советом:

Каждый по своей орбите

Пролетает, посмотрите!

Вот построились все в ряд,

Номера у них стоят.

А на кубиках свои

Буквы алфавитные.

Цифры больше не шалят,

Буквы слово говорят.

Воспитатель: РЕБЯТА, прочитайте слово -пароль.(читают-"КОСМОДРОМ БАЙКОНУР").

Что такое космодром?

Это для ракеты...дом. И место, где космические корабли становятся на старт, готовые взмыть в небо для покорения космических далей.

Все вместе:

Нам пора теперь прощаться,

Можно дружно улыбаться!

Пристегнем скорей ремни,

Будем вмиг мы у Земли.

1,2,3 ракета к дому лети.

Воспитатель: Спасибо всем за работу, за творчество и оптимизм. А сейчас я предлагаю изобразить на листах нашу дорогую планету ЗЕМЛЯ.

ПУСТЬ ДЫШИТСЯ ВСЕМ ЛЕГКО,

ПУСТЬ БУДЕТ ВСЕМ ТЕПЛО,

ПУСТЬ КАЖДАЯ ПЛАНЕТА

СОЛНЦЕМ БУДЕТ СОГРЕТА...

Звучит песня под гитару"Маленький принц" муз. М.Таривердиева, сл.Н Добронравого

Кто тебя выдумал, звездная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.

Выйду я из дому,выйду я из дому,

Прямо за пристанью бьется волна...

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-Семицветик.

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей)

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.

Ума, разума набраться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь – далёк,

Лишь оставили гудок.

Дети: Это поезд.

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.

Сколько всего вагонов у поезда?

Каким по порядку стоит голубой?

Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?

Каким по порядку стоит зелёный вагон?

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.

Вправо-влево посмотри,

Что увидишь – назови!

Всё в пути случиться может

Надо быть внимательным.

Всё у нас получится,

Будет замечательно!

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета.

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук - ту-туууууууууууу

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток)

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка.

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

Надо мост построить нам,

Чтоб проехали мы там.

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.


Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток.

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

Солнце светит днём. А луна….(ночью)

Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Какой сегодня день недели? (Среда)

Какой день недели был вчера? (Вторник)

Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета.

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.

Беритесь, ребята, скорей за работу –


В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета.

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых.

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!

Математические загадки.

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось? (4)

В сад девять пчёлок прилете

Одна из них на клумбу села,

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду?(8)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета.

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает.

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового.

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть?

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая –

Руки всем нужны друзья.

Графический диктант «Ключик»

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть.

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток.

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.

Воспитатель : Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.

Цель: познакомить детей среднего дошкольного возраста с дикими животными и особенностями их питания.

1. Познакомить детей с дикими животными, дать представление об особенностях их питания.

2. Классифицировать животных по способу питания: травоядные, грызуны, хищники.
3. Обогатить знания о лисе, зайце, волке (внешний вид, повадки).
4. Подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы.
5. Заложить основы экологического воспитания.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Волшебная палочка, макет «уголок леса», игрушка Лесовичок, костюмы (зайки, белки, лисы, волка), картинки животных, картинки чем питаются звери, магнитофон.

Ход НОД:

Звучит музыка «Золотая осень» - из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. На этом музыкальном фоне воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора…»

Воспитатель:

«Да, золотая осень - как красиво сейчас в лесу. Хотите появиться в волшебном лесу? Кого бы вы хотели увидеть в лесу?

(Выручает волшебная палочка)

Выходят дети, одеты в костюмы диких животных:


Ребенок-«зайчик»:

Я зайка, расскажу, как живется мне в лесу!


Ребенок-«белочка»:

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок!


Ребенок-«лисичка»:

Я лиса, хвост красивый какой - мне нравится самой!


Воспитатель:

А еще есть зверь лесной, он, ребята очень злой.

Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались!

Угадайте? Это-волк!

Волк зимой очень злой. В одиночку он не ходит;

Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам, даже страшно всем зверям!

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.


Рассказ воспитателя о зверях:

Много вы знаете о лесных жителях, но еще не все. Садитесь на пенечки и послушайте, что я нового расскажу о лесных жителях. В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге. Леса самые разные: деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие и маленькие.

А какие бывают звери? (Показать картинки - медведь, заяц, лось, волк, мышь)

Ответы детей.


Воспитатель:

Лось - большой, медведь тоже, волк - поменьше, а мышка совсем маленький зверек

Все ли звери похожи друг на друга? (показать и сравнить хвосты - белка, заяц)

Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни больше, а другие маленькие. У одних длинные уши, у других большой пушистый хвост, у других еле-еле виден хвост.

Всех этих зверей, когда они маленькие мамы кормят молоком. Вот поэтому их называют млекопитающими .

Но вот звери стали подрастать и стали есть, одни едят листья и траву. Как вы думаете, как их стали называть?

- Травоядными .

У всех травоядных на ногах копыта. Косуля, олень, лось, (сопровождать показ картинками)

Зайцы любят обгрызать кору деревьев, кустарники. Белки и мыши тоже все грызут - грибы, и белки, и мыши - называются грызунами .

А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных.

Как можно назвать этих зверей?

- Хищники.

Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит заросли малины - ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел - с большей охотой ест мед.

Вот теперь вы знаете:

Как называются животные, питающиеся травой?

На кого охотятся хищники?

Почему белку и зайца называют грызунами?

Да, дикие животные могут жить без человека. Но человек не должен разрушать их дом - лес.

Сейчас мы поиграем:

Физкультминутка «Дикие животные»

Как-то раз лесной тропой,

Дети идут по кругу

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу

За мамой-лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках

За мамой-ежихой катился ежонок,

Передвигаются вприсядку

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

Идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат,

Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят.

«Лакательные» движения языком

Воспитатель:

А теперь поиграем в игру: «Кто, чем питается?» (на закрепление знаний: «грызуны, хищники, травоядные»).

На магнитной доске картинки: морковь, капуста, орехи, грибы, малина, мед, трава, куры, зайцы. Дети ставят картинку к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту».

Волшебства продолжаются.

Появляется Старичок-Лесовичок, который загадывает загадки:

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил?

(Белка)
2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать, очень любит он поспать.

(Медведь)
3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

иголок очень много, а нитки ни одной.

(Ёж)
4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом?

Лесовичок:

Птицу, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

Конспект

НОД по познавательному развитию

с детьми средней группы на тему:

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Цель: уточнить и совершенствовать представления детей о диких животных.

Задачи: продолжать знакомить детей с дикими животными.

Образовательные:

Уточнить представления детей о диких животных, об образе их жизни, повадках, питании и жилищах, расширять словарь детей за счёт имён существительных (дупло, нора, логово, берлога), имён прилагательных (колючий, хитрая, косолапый...)

Развивающие:

Развивать логическое мышление (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета среди групп одинаковых)

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

Материалы:

Раздаточный материал: карточки для каждого ребёнка с изображением животного и продуктами питания, простой карандаш. Медали «Знатоки природы».

Технология : игровой заинтересовывающий момент, диалог с детьми, динамическая пауза.

Форма проведения: групповая.

Предшествующая работа : рассматривание иллюстраций, беседа о животных.

Ход НОД:

Ребята, давайте поиграем в игру, а называется она "Знатоки природы". Оценивать игру будут наши гости. В конце игры мы узнаем, как наши ребята знают природу. Участвовать в игре будут две команды: команда мальчиков и команда девочек. Наша игра будет посвящена диким животным. Давайте вспомним кто такие дикие животные. (ответы детей)

Переходим к первому конкурсу нашей игры:

-"МЫ ЗНАЕМ МНОГО НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ"

Предлагаю детям назвать диких животных.(Дети по очереди называют диких животных). Пока наше жюри оценивает ответы детей мы приступаем ко второму конкурсу:

"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ"

    в клубочек свернётся, в руки не даётся? (ёж)

    по веткам скачет, а не птица, рыжая, но не лисица. (белка)

    рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (лиса)

    серый, зубастый по полю рыщет телят, ягнят ищет. (волк)

    быстрый прыжок, тёплый пушок, мчится с горушки, прижав ушки. (заяц)

Второй конкурс закончился, и мы приступаем к третьему.

-"ПРАВИЛЬНО ПОДБЕРИ ФРАЗУ"

    побывали мы в лесу, повстречали там.. .(лису)

    глубоко гнездо не мелко, в нём в тепле ночует...(белка)

    слышу топот чьих-то ножек - по тропинке мчится... (ёжик)

Беленький да маленький под кусточком.. .(заинька)

Начал громко он реветь узнаёте я.. .(медведь)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую.. .(лису)

Пока наше жюри оценивает, мы немножко отдохнём.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Приготовились ребятки, начинается зарядка зайчик прыгает скок, скок через кустик и пенёк белка скачет по сучкам тут и там, тут и там мишка по утру проснулся сладко, сладко потянулся вперевалочку пошел мёду сладкого нашёл по протоптанной дорожке побежали чьи-то ножки это волк волчок бежит за ним лисонька спешит рыжая головка, хитрая плутовка.

    Мы немного отдохнули и приступаем к четвёртому конкурсу нашей игры, который называется

    "ОТГАДАЙ КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?"

    Ребята на столах у вас лежат листочки с задание. Вы должны распределить продукты питания для каждого животного.(Предлагаю детям карандашом провести линии от животного к продуктам питания, после того как дети выполнили задание уточняю какое животное, чем питается) Прошу жюри оценить этот конкурс. Приступаем к последнему конкурсу нашей игры, который называется

-"ПРОДОЛЖИ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ"

    предлагаю детям продолжить логическую цепочку, (лес... , дикие животные, необходимо выбрать именно диких животных среди других). Вот и закончилась наша игра, теперь наше жюри расскажет нам, чья команда лучше знает природу. Слово жюри. В конце победители награждаются "медалями - Знатоки природы".