"развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности". Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников Развитие творчества дошкольников в продуктивной деятельности

Добавить статью Все темы Статьи на тему: Кружковая работа Статьи на тему: Мероприятия по ОБЖ Статьи на тему: Методические разработки Статьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитание Статьи на тему: Открытое занятие Статьи на тему: Предметно-развивающая среда Статьи на тему: Работа с родителями Статьи на тему: Развивающие игры для детей Статьи на тему: Сценарии мероприятий Статьи на тему: Физическое развитие Статьи на тему: Экспериментально-образовательная работа

Статья: "«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 172 "Львёнок" города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности»

Разработала:

Воспитатель: Петрова

Марина Геннадьевна

Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально - личностном становлении ребенка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности:

  1. Дает возможность для творчества.
  2. Формирует умение предвидеть будущий результат.
  3. Воспитывает самостоятельность.
  4. Развивает пространственно - образное мышление.
  5. Дает толчок обогащению речи.
  6. Улучшает координацию глаз - рука.
  7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель: Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
  2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
  3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
  4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
  5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
  6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет: Виды продуктивной деятельности.

Гипотеза: Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Новизна.

Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. А продуктивная деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

  1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.
  2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
  3. Познание мира должно носить наглядный характер.
  4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

  1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
  2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
  3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии:

  1. Движение к точности (копирование образца).
  2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку:

1.Образец будущего продукта.

  1. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
  2. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью.

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом - 3 лет, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап - аналитико - прогнозтический (подготовительный ):

Подготовительные мероприятия

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики творческих способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап - рабочий (внедренческий):

1 блок - работа с детьми

Конструирование из природного материала. Создание выставки работ детей из природного материала.

Знакомство с техникой «плетение» из бумажных полосок. Выставка работ на тему «Звери в клеточку»

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Мозаика из бумажных комочков, салфеток и ваты. Изготовление пригласительных билетов на новогодний утренник.

Познакомить с техникой «квилинг» или «бумагокручение»

Познакомить с техникой «оригами» Поздравительные открытки для родителей.

« Тестопластика»

Изготовление поделок из пищевых продуктов и бросового материала (манка, рис, макаронные изделия, яичная скорлупа)

Знакомство детей с «борельефом»

Учить детей находить одинаковые листочки, или лепестки цветов и составлять симметричное изображение. Познакомить с разрезанием сухого листа пополам, что способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений и координации силы нажима. Учить детей соотносить форму и размер листочка и его частей с формой и размером деталей изображаемого предмета, составлять сюжетную композицию. Познакомить с выполнением аппликации из семян растений, вдавливая их в пластилин, насаженный на картон, учить детей работать с шаблоном.

Учить детей плести из бумажных полосок, развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике отпечатки ладоней. Учить превращать отпечаток ладони в дерево. Развивать воображение, чувство композиции. Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление. Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

Учить детей делать из бумаги, из салфеток, ваты-бумажные комочки, уать комочки при помощи пальцев рук.

Упражнять детей в выполнении стандартных форм(ролл, капля, миндальный орех) положив кончик инструмента на край полоски и накручивать бумагу, соединив указательный палец с большим.

Познакомить с условными знаками и приемами оригами (базовая форма «Треугольник», Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей», «Конверт».

Учить детей лепить из цветного теста насекомых, уметь тесто между ладонями круговыми движениями, показать способ соединения частей водой. Учить детей лепить предметы овальной формы, показать способ соединения деталей с помощью стеки. Учить делать надрезы, налепы, использовать в работе чеснодавку.

Учить детей делать поделки из бросового материала, используя пенопласт, крупу, вермишель и т.д.

Создание больших возможностей в освоении таких приемов лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, кончиками пальцев, упражнять в согласовании движения руки и глаза, развивать композиционное умение.

«Бабочка»

«Грибы для белочки»

«Утки в пруду»

«Колючий недотрога»

«Коврик»

«Клубничка»

«Подсолнух»

«Косичка из ниток»

«Осеннее дерево» (печатание ладошкой)

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

«Бабочка» (монотипия)

«Цветы в вазе для мамы» (печать печатками по трафарету)

«Снеговик» из салфеток, ваты.

«Новогодняя игрушка»

«Зайчик»

«Барашек»

«Огни на елочке» (роллы)

«Гроздь рябины для снегиря»

«Гусеница на листочке»

«Цветок»

«Животные»

«Петушок»

«Тюльпаны для мамы»

«Божья коровка»

«Фрукты или овощи»

«Овечка»

«Тучка и дождик»

«Одуванчик»

«Овощи и фрукты»

«Бабочка»

«Цветы в вазе»

«Солнечный день»

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок - работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок - работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап- коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап - обобщающий:

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Старшая группа

Подготовительная группа

2016-2017 гг

сентябрь

сентябрь

Количество детей:

2016-2017 уч. год (старшая группа) - 25 человек

2017 уч. год (подготовительная группа) - 24 человека

Выводы : Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения занятий по продуктивным видам деятельности показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей.

1.Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать.

2.Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве.

3.В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями.

4.На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Авторы: Р.Г, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.

2.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

3.Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

4.Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

5.Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7.Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

8.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

  1. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность»

(Из опыта работы кружка «Ловкие пальчики»)

Когда к нам из первой младшей группы приходят дети, то многие еще не могут внятно говорить, слабо развиты ручки. И мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных, мыслительных и творческих процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог со стажем, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, лепить, клеить, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

2 слайд

И для развития пальчиков мы стараемся создавать все условия. Внесены в развивающую среду различные виды мозаик, конструкторов, пазлы разных размеров, обводки, раскраски, трафареты, проводим пальчиковые игры. Наши дети очень охотно играли в эти игры. Потом я заметила, что, повзрослев, они всё меньше пользуются этими играми, ведь такие есть и дома. Передо мной встала проблема: каким же интересным видом деятельности увлечь наших детей?

Привлекательными для моего внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Но у меня возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это творчество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия.

3 слайд

Я сама – человек увлеченный изготовлением поделок в нетрадиционной технике исполнения. Меня привлекает все необычное, выполненное руками, и не устаю постигать новые приемы в изготовлении поделок. Мне захотелось свои знания, умения передать детям.

И вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь с детьми художественно-продуктивной деятельностью, которую реализую через дополнительное образование «Ловкие пальчики» - основной идеей которой является деятельность для развития пальцев рук с использованием нетрадиционных техник аппликации:

«Салфеточная мозаика» - создание изображения из цветных шариков;

«Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.

А также работа с бумагой (оригами), вышивание, рисование нитью.

4 слайд

Цель моей работы: развитие творческих способностей через нетрадиционные продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

Развивать эстетическое восприятие и воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность;

Формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;

Создать условия для детского творчества;

Обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, тканью, нитками, бумажными салфетками;

Развивать мелкую моторику рук, координации движений;

Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

И вот что говорили о творчестве великие люди:

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом деле несет удовлетворение». С. Моэм.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить». В.А.Сухомлинский

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

5 слайд

Предметно-продуктивная деятельность - это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок (на уровне своих возможностей) создаёт красивый, выразительный реальный привлекательный продукт (игрушка, сувенир, подарок) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат.

6 слайд

Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

7 Слайд «Вышивка»

Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства соответствует своя форма творчества ».

Следующим, чем были увлечены мои дети – это вышивка.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, картинки, познакомились с разными видами и способами вышивания. Вышивкой занимались индивидуально не только девочки, но и мальчики. Сначала дети овладели швом «вперед иголка», а затем «тамбурным швом». Результаты работы порадовали всех. Из детских работ устраивали выставки, которыми украшали группу. Родители не ожидали, что дети могут выполнить такую трудоёмкую работу. Увидев результат труда своих детей, они оценили их по достоинству.

8 слайд Принципы

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

В основу продуктивной деятельности положены следующие принципы:

принцип эмоциональной увлечённости;

принцип вариативности;

принцип «если не похвалишь ты, то кто?»;

принцип личностного общения;

принцип «я тоже хочу это делать».

9 Слайд «Перспективы»

Для совершенствования работы я наметила следующие перспективы:

Продолжить работу кружка «Ловкие пальчики»;

Продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности (техника пейт-арт, выжигание)

Продолжить работу над развитием мелкой моторики;

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;

Осуществлять взаимодействие с семьей.

В заключении хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми принесла и мне положительные эмоции, когда я увидела результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа! Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.

Замятина Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ ДС №72"Акварель ",

Старооскольского городского округа

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для многих из нас не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать предложенный образец. В лучшем случае меняется цвет или оттенок. Дети не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, а креативность воспринимается чуть ли не как ошибка изображения. В общем дети не стремятся проявлять творчество.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься.» Ошо (Багван Шри Раджниша) - просветлённый Мастер из Индии.

Цель: развивать у детей творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Задачи: Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов); Развивать образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления); Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; Прививать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать самостоятельность.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование – создание изображения на какой-либо поверхности с помощью графических средств.

Лепка – придание форм пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и других инструментов – стеков и др.

Аппликация – вырезывание и наклеивание различных фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани или прочих материалов на материал – основу (фон).

Конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, для получения определенного, заранее задуманного реального продукта.

Традиционное рисование с использованием: красок (гуашь, акварель, тушь, акриловых и др.) карандашей (графитных, восковых, на водной основе и др.), фломастеров, мелков, пастели и т.д.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

Нетрадиционное монотипия

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Граттаж -э то способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, набрызг, по сырому, сыпучим материалом, пальчиком, ладошкой, кляксография (с ниточкой, трубочкой), картофельными штампами, жёсткой клеевой кистью, восковыми мелками или свечой + акварелью, тычкование, точечные рисунки, рисование яичной скорлупой.

Рисование солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки. Взять нитки длинной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой. В такой технике можно выполнять морозные узоры на окне, страна цветных снов, вологодские кружева.

Рисование пластилином наносим на плотную бумагу или картон контур рисунка и «раскрашиваем» мягким пластилином.

Рисование пеной для бритья. Оторвите длинный лист фольги и нанесите на него несколько "кучек" пены для бритья. Позвольте ребенку выбрать цвета красок и смешайте их с пеной. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев.

Рисунок с рельефом в краску добавляется мука, наносится на лист. Зубочисткой, вилкой или спичкой прочерчиваем узоры вдоль и поперек.

Рисование зубной пастой наметить карандашом лёгкие контуры рисунка, медленно выдавливая пасту, пройтись по всем контурам.

Лепка - изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер.

Из солёного теста, цветного теста.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным: синий + белый = голубой,белый + красный = розовый, синий + розовый = фиолетовый, голубой + желтый = зеленый, желтый + красный = оранжевый, зеленый + красный = коричневый, зеленый + синий = изумрудный.

Сушка, обжиг и раскраска: чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке.

Аппликация бывает плоскостная или объёмная. Бывает из бумаги, из круп и семян: потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

Из засушенных растений, соломы, тополиного пуха, опилок

Коллаж: детям предлагают сделать вырезки из журналов. В последствии они приклеиваются на общую основу для получения общей картины.

Обрывная, накладная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная. Из макаронных изделий: детям предлагают макаронные изделия различной формы, клей ПВА, картон или плотную бумагу для основы. Макаронные изделия можно покрасить гуашью.

Из природного материала: шишки, кора деревьев, жёлуди, веточки, семечки подсолнечника, арбуза, хурмы, дыни, листья, засушенные плоды и т.д.

Из бросового и подручного материалов: пуговицы, проволока, одноразовая посуда, пробки, зубочистки, всевозможные коробки, тюбики, флаконы, крышки, контейнеры, бутылки, CD диски, контейнеры киндер-сюрпризов, трубочки от коктейлей, ячейки от яиц, от конфет и т.д.

Из картона и бумаги, оригами.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный аффект от результата и процесса деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г.Владивосток» Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие.

Презентацию подготовила

Бабич М.Н.


«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.


Продуктивные виды деятельности дошкольника

это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность.


К продуктивной деятельности относятся:

рисование

аппликация


Цель: способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  • Учить отражать в продуктивных видах деятельности впечатления от окружающей жизни;
  • Обучать техническим приемам и способам в разных видах изобразительной деятельности и ручного труда;
  • Развивать воображение и умение использовать новые способы работы в творческой ситуации;
  • Воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник и средств;
  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых художественных способов и материалов и работы с ними;
  • Воспитывать эстетическое восприятие, умение радоваться красоте;

  • Развивать умение составлять композицию, самостоятельность в выборе цветового решения;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.

воображение

познавательному

развитию

мышление

Продуктивные виды деятельности

восприятие

(художественно-эстетическое развитие)

способствуют

активность

социально-коммуникативному развитию

самостоятельность

инициатива

целеустремленность

речевому развитию

комментирование своих действий

сравнение, объяснения

рассказ, ответы на вопросы

поднимает общий жизненный тонус

физическому развитию

создаёт бодрое, жизнерадостное настроение

развивает общую и мелкую моторику рук


  • Формирование игровой мотивации (интерес к действиям, желание заниматься);
  • Наглядные методы (рассматривание, наблюдение, слайды, презентации, картины, схемы, видеофильмы, экскурсии и т.д.);
  • Словесные методы (рассказ, художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, напоминание, поощрение);
  • Практические методы (метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры, метод моделирования, элементарный метод);
  • Репродуктивный метод (прием повтора; работа в тетрадях с графическими заданиями; выполнение формообразующих движений рукой).

  • Графитный карандаш
  • Цветные карандаши
  • Пастельный мел
  • Фломастеры
  • Акриловые краски
  • Цветные восковые мелки
  • Акварельные краски
  • Гуашь
  • Уголь

Изобразительные техники рисования

  • Набрызг
  • Ватные палочки
  • Печатание листьями
  • Рельефный рисунок
  • По-мокрому
  • Двухслойное изображение
  • Кляксография
  • Состаривание бумаги
  • Ладошками и пальчиками
  • По сырой бумаге
  • Трафарет
  • Раздувание
  • По мятой бумаге
  • Тычком
  • Печать
  • Мыльными пузырями
  • Граттаж
  • Восковые мелки + акварель
  • Ниткография
  • Монотипия
  • Смешение красок на листе
  • Воскография
  • Штрихом



  • пластилин
  • глина
  • солёное тесто
  • пластика

  • Отпечатывание
  • Модульная
  • Процарапывание
  • На каркасе
  • Из колец
  • Живопись
  • Скульптурная
  • Конструктивная
  • Пластилинография
  • Тестопластика



Материалы для аппликации (природный и бросовый материал)

  • бумага
  • ткань
  • нитки
  • пуговицы
  • опилки
  • тополиный пух
  • солома
  • журнальные вырезки
  • «обточки» карандашей
  • природный материал
  • макаронные изделия
  • крупы
  • ленты
  • нитки
  • бисер
  • фольга

  • Объемная
  • Обрывная
  • Квилинг
  • Мозаика
  • Лентами
  • Оригами
  • Торцевание
  • Модульное оригами



Вывод:

Продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам дошкольников и обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.


Список литературы:

1. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – 204с.

2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 1998. – 258с.

3. Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Куцакова Л.В. / Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 368с.


С п а с и б о

Гашева Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №149 корпус №1
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности.
Дата публикации: 06.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 149 города Тюмени

Опыт работы

Тема: «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель:

Гашева Елена

Игоревна

Тюмень, 2018 г.

Введение……………………………………………………………………………….3

Актуальность………………………………………………………………………….3

Цели и задачи…………………………………………………………………………4

Совместная и самостоятельная деятельность педагога с детьми…………………6

Картотека игр…………………………………………………………………………11

Работа с семьями воспитанников……………………………………………………13

Диагностика, результативность опыта………………………………………………16

Перспектива и дальнейшее направление моей работы по изобразительной

деятельности…………………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………………..20

Опыт работы

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником выйдя из детского

возраста»

Пабло Пикассо.

Введение

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и

активного

воздействия

развитие

художественно

творческих

способностей

процессе

продуктивной

деятельности

случайно.

проектировалась

современных

социально

культурных

запросов,

Федеральных

государственных

требований,

накопленного

реализации

программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей

Актуальность. В настоящее время произошли кардинальные изменения в

общественной

экономической

государства,

наступил

нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные,

способные

нестандартно

готовыми

активности

творческого

характера,

создавать

креативные

продукты

деятельности.

психологической

дошкольное

является

благоприятным

периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети

чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий

контексте

проблема

развития

творческих

способностей

дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии

играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном

детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в

формулировках

предполагающих

«развитие

продуктивной

деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Развитию

творческих

способностей

дошкольников

придается

значение

условиях

стандартизации

дошкольного

образования.

Наиболее

эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей

является продуктивная деятельность.

Способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру;

Развивается

ассоциативное

мышление

любознательно сть,

наблюдательность и воображение;

Совершенствуются технические умения и навыки рисования;

Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии;

Цель и задачи

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для развития

художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе

продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого - педагогической и методической литературы о влиянии

продуктивной деятельности на развитие художественно - творческих способностей

детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно - творческих способностей детей

дошкольного возраста.

Отобрать

систематизировать

организации

способствующих

развитию

художественно

творческих

способностей

детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать

психолого

педагогическую

компетентность

детского

художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления

самостоятельности,

инициативности,

индивидуальности,

ре флексии,

активизировать

творческие

проявления

процессе

приобщения

искусству

собственной

продуктивной

деятельности

создания

выразительного

оригинального

творческого

экспериментирования

изобразительными

материалами,

применения

способов

создания

собственной

инициативе

условиях,

использование

разнообразных

изобразительных

сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

Целеполагания,

освоение

способов

создания

изображения,

продукта

деятельности,

Развитие технических и изобразительно - выразительных умений, умений

эффективно

взаимодействовать

процессе

выполнения

коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне

эффективно

художественно

творческие

способности

дошкольников

изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей

деятельности:

Создание и обогащение развивающей среды в группе «Смешарики»

необходимыми

материалами

продуктивной

деятельности

стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей

развитие художественно - творческих способностей воспитанников.

Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной

деятельности

«Художественно

эстетическое

развитие».

Вовлечение

родителей

творческий

Развитие

собственной

креативности.

Проведение мониторинга освоения детьми области «Художественно -

эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование

родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности».

Совместная и самостоятельная деятельность

педагога с детьми.

В своей работе я опиралась на методические разработки:

Рузановой

«Развитие

моторики

дошкольников

нетрадиционной изобразительной деятельности»,

Программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет

«Цветные ладошки» И. А. Лыковой,

технологию

Альтшуллер

предлагают

организации

продуктивной

деятельности

дошкольного возраста в современных условиях.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта

человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать

достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок

видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

использую

компьютерные

презентации

художественному творчеству. Я формировала у детей интерес к продуктивной

деятельности, способствовала развитию художественно - творческих способностей.

деятельность

осуществляю

создание

образовательных

ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту

окружающего

предметов

искусства,

знакомятся

искусства (портрет, натюрморт) на других - осваивают новые способы действий с

материалами, экспериментировали с цветом.

Игровые образовательные ситуации у меня проходят из трех частей: чтобы

заинтересовать

совместной

деятельностью

постановку

проблемы,

мотивации

исправить чьи - то ошибки).

происходит

обогащение

детского

творческого

Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или

активизирую детскую деятельность на создание какого - либо продукта детского

творчества.

В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она

плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или

сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно - творческих способностей

дошкольников

совместной

взрослыми

самостоятельной

деятельности детей. Моим ребятам очень нравится принимать участие в выставках

главными

экскурсоводами.

Использовала

проектов,

учитывался

интеграции с другими образовательными областями.

Проект: «Земля – наш общий дом». В проекте дети узнали много нового о

формирование

дошкольного

возраста

осознанно

правильного

отношения

явлениям,

объектам

природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное

окружение в данный момент.

Пополняем знания детей о правилах поведения в природе;

Вызываем познавательный интерес к природе;

Расширяем представление о том, что лес - это сообщество растений и

животных;

Воспитываем бережное отношение к природе, паркам, животным, птицам,

соблюдать чистоту и порядок на улицах города, территории детского сада;

Заинтересовываем родителей совместной образовательной деятельностью с

В проекте использовались образовательные задачи:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие.

Формы и методы работы:

Наблюдения

домашними

животными,

деревьями,

насекомыми, явлениями природы и т.д., игры («У медведя во бору», «Хитрая

«Воробушки

автомобиль»

познавательная

деятельность;

Дидактические игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»,

Экологическое лото «Животные», «Цветы», «Собери картинку».

Просмотр

презентаций

богатство»,

ферму», и т.д.

Продуктивная

деятельность

изготовление

кормушек

взрослыми

(рисование

веток мимозы, аппликация

божья коровка, лепка «божья

коровка» с помощью обрывания бумаги изготовление ствола дерева березы и т.д.

Слушание музыкальных произведений, звуков природы.

Рассматривание

иллюстраций

изображением

различных

растений, животных, деревьев и цветов.

Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях и животных,

насекомых

Оформление уголка «Огород на окне».

Проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что

отпечаток

предлагала

дорисовать

«Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть

наклеить

материалы

салфетки,

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию.

при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по -

своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив -

потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли

коллективную аппликацию, изображали улицу города, готовые приклеивали дома,

машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Картотека игр

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки».

Цель : учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных,

которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал

оборудование:

карточки

(зеленый,

желтый, полосатый, коричневый, белый, фигурки животных (лягушка, тигр, белый

медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т. д.).

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с

похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне.

действия:

угадывание

«хитрых»

животных,

рисование

карточках с соответствующим фоном.

Дидактическая игра «Портреты».

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы и оборудование: лист бумаги с прорисованным овалом лица;

картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

действия:

выкладывают

шаблонами

раскрашивают получившийся портрет.

Дидактическая игра «Укрась шапку, шарф, рукавички».

Цель: закрепить знания детей об основных цветах спектра. Продолжать

знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Материал и оборудование: шаблоны из картона (шапка, шарф, рукавички,

геометрические фигуры.

Правила игры: воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички.

Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию

воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» и т. д.

Дидактическая игра «Цветное лото».

Цель: развивать у детей умения различать цвета, называть предметы одного

Материал и оборудование: 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых

изображены предметы одного цвета: красного – звезда, флажок, цветок, вишни;

жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения,

колокольчик,

воздушный

бумажные

квадратики таких же цветов.

Правила игры: воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт

квадратиков

оттенков.

Предлагает

отобрать

квадратика

предметы

разложить

соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие цвета использованы

художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета» или: «У меня синие

предметы».

«Найди друзей среди красок »

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает

цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель

дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной

предметы,

отвечают

определенному

раскрашивают их.

Дидактическая игра «Лужок с цветами»

Развивать

воображение,

творчество.Материал:

пальчиковой живописи. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок:

цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью

«Закончи картинку»

обнаружить

формирования

восприятия

определения

предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

картинках

частично

нарисованы

предметы

Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Работа с семьями воспитанников.

Организуя

повышению

художественно

творче ских

способностей,

старалась

действовать

контакте

родителями

воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно

родители - первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.

В качестве взаимодействия детского сада и семьи вместе с родителями на

участке для прогулок с детьми в зимний период времени оформили наш участок

группы «Смешарики»

в стиле «Декоративно – прикладная роспись

гжель»». А также участвовала в городском конкурсе фотографий снежных фигур

«Белый фестиваль». В 2017 году участвовала во всероссийском

фото конкурсе

настроение».

получила

родителями

участвовала

выставке

конкурсе

творческих

семейных

«Русские валенки». Организовала и подготовила детей к конкурсу

новогодних

поделок вместе с родителями «Волшебная зима».

Проектировали

родителями

«Деревенский

Организовывали

различные

мастерские,

занимались

рукоделием,

изготовлением различных поделок.

Участвовали в городском конкурсе детского рисунка «Сказки от Бианки». А

также участвовали в региональном конкурсе творческих работ.

Проводила мастер - классы выходного дня для родителей по тестопластике

«Развиваем руки или тесто это просто».

А также провела мастер - класс «сказочные персонажи» (коррекция речи

дошкольников посредством нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний: «Как

научить ребенка рисовать?», «Роль изобразительной деятельности для развития

дошкольника»,

«Игрушки

бросового

материала

«Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у

дошкольников».

Активными субъектами творческого процесса стали родители, повысили

психолого

педагогическую

компетентность

продуктивной

деятельности.

вовлекаю

родителей

активную

творческую

совместную

деятельность,

результатами

деятельности

становятся

выставки

творчества

детей и родителей: выставка «От зерна до каравая» в рамках фестиваля «Хлебный

базар», посвященному празднованию годовщины со дня основания города Тюмени,

«Наши мамы мастерицы».

максимально

вовлечения

родителей непосредственно в образовательную деятельность, научить их находить

привычном,

познакомить

основными

принципами

способами

образовательного процесса.

Диагностика, результативность опыта.

С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и

развития изобразительной деятельности дошкольников, я использовала методики

Казаковой,

Комарово й.

Основные

применяемые

диагностики,

наблюдение

деятельностью

продуктов

творчества, беседа.

Первичная

диагностика

показала,

развития художественно - творческих способностей, у 56 % - средний уровень, у 16

% - низкий уровень развития художественно - творческих способностей.

Диагностика

позволила

типичные

затруднения

спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание

педагогической

Анкетирование

родителей

показало,

современных

уделяется

внимание

развитию

творческого

потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо

мной встала необходимость работы над данной проблемой.

полученных

составила

тематический

перспективный

план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по

намеченной теме в системе. С целью обогащения опыта творческой деятельности

воспитанников, активизации детского художественного творчества при помощи

грантовых средств была создана развивающая среда, оснащённая необходимым

современным

оборудованием,

разнообразными

т радиционными

нетрадиционными

материалами

инструментами

изобразительной

деятельности и художественного труда.

Итоговая

диагностика

художественно

творческих

способностей

воспитанников

показала,

развития

способностей

наблюдается у 55 % детей, средний уровень - у 45 %, низкий уровень развития

художественно - творческих способностей у воспитанников полностью отсутствует.

Уровень развития художественно - творческих способностей

2015 - 2016 учебный

Результаты обследования за последние два года показали, что в процессе

р а б о т ы дети

увлекаться

продуктивной

деятельностью,

отличаются новизной и оригинальностью, появилась самостоятельность в выборе

темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов, появился

интерес к творческому экспериментированию.

проведённой

родителей

повышенный

интерес к использованию разнообразных техник рисования, объясняют детям как

правильно рисовать и рады результатам.

совместной

деятельности

родителями

добились

следующих результатов:

Создана развивающая среда в группе «Смешарики».

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно - творческих способностей.

Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Перспектива и дальнейшее направление

моей работы по развитию художественно –

творческих способностей дошкольников в процессе

продуктивной деятельности.

Достигнутые результаты позволяют двигаться дальше.

Формирование

творческих

способностей

дошкольников

«превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно

чувствовать

действовать

культурном

обществе

развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности,

раскрыть творческий потенциал.

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при

комплексной работе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с

родителями.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на

развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в

процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не

только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный

рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные

результаты проделанной работы.

Повышению

воспитательно

образовательной

деятельности

родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для

взрослых,

стимулируйте

действие,

забывайте

фантазии.

изобразительная

деятельность

является

источником

дошкольного возраста. Она одна из самых интересных для детей, так как волнует

ребенка, вызывает положительные эмоции, она является специфическим образным

познанием

действительности,

познавательная

действительность

значение

умственного,

сенсорного,

нравственного,

трудового

воспитания, развития эстетических чувств и художественного творчества.

И в заключении хочу сказать не забывайте, что у каждого ребенка свои

предельный

способностей.

максимальным будет нарисовать радугу, а для другого - целую картину вокруг нее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной

деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007

Комарова

Изобразительное

творчество

дошкольников

детском саду. М.: Педагогика, 2008

Комарова

Антонова

Программа

эстетического

воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005

Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.:

ОЛМА медиа Групп, 2009

Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство

Мир книги», 2008

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.

Ярославль: Академия развития, 2009

Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага,

ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012