Чем отличается навык от умения и как они формируются. Методы и приемы выработки навыков Навыков и умений от

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

— 4 основных этапа формирования навыка.

Первый этап формирования навыка можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап — аналитический. Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия (если подаются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап — синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних движений и лишнего мышечного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенный ритм движений.

В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизация навыка, но затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, их выполнение автоматизируется и они превращаются в навык.

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу .

— Как эффективно использовать методы развития.

1) Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

2) Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

3) Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

4) Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

5) Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

— Как быстро развить любой навык?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.

2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.

3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.

4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео:

Сначала нахлынувшая волна информации смыла нас с островка устоявшихся стереотипов. С рождением нового тысячелетия человечество оказалось лицом к лицу с неимоверным количеством знаний, к которым мы были попросту не готовы. Отерев с лица грязь селевого потока данных, мы стали находить и постигать ранее недоступную информацию. И среди этих знаний – бесценное понимание того, что мы способны полностью изменить свою судьбу через развитие новых навыков.

И это оказалось сложной задачей. Потому что в школе нас старательно учили усваивать теоретическую информацию, но не рассказывали, как развивать навыки и умения. Потому что в университете волшебное слово «практика» слишком часто было только словом. И вот мы пришли к осознанию, что применять практические умения мы попросту не умеем.

А их очень много, и даже самые простые способны кардинально менять нашу личность. И сегодня мы поговорим об основных навыках, необходимых для успешной работы, повышения качества жизни и гармоничного общения. Но для начала я поделюсь с вами вам общим алгоритмом развития умений и навыков.

Как быстро развить навыки?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

  • Осваивайте лишь один навык в один период времени. Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
  • Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы. Я не призываю вас выполнять задания в режиме «тяп-ляп». Но дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
  • Практикуйте новый навык много раз. Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его несколько раз, не меньше трех.
  • Не применяйте новые навыки в важных делах. Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Какие навыки развивать?

Существует множество умений, доступных для освоения. Некоторая часть их пригодится любому человеку, независимо от профессии, необходимость других зависит от сферы работы. Сегодня мы вкратце поговорим о том, какие навыки развить, чтобы улучшить свои личностные характеристики. Если же вы пожелаете почерпнуть больше информации о тех или иных навыках и умениях, обратите внимание на большое количество ссылок, которые встретятся вам в процессе чтения – все они ведут на статьи, опубликованные на нашем сайте. В этих материалах подробно описываются методы развития навыков, упражнения для их освоения, представлено много полезной теоретической информации.

Среди навыков можно выделить несколько групп:


Например, повышение жизнестойкости включает в себя целый комплекс мировоззренческих «апгрейдов»: умение бороться со стрессом , понимание важности предпринимаемых действий для изменения собственной судьбы, правильное восприятие вызовов, которые бросает нам жизнь. Человек с высокой жизнестойкостью расценивает все происходящие с ним события как источник важного опыта, а проблемы – как задачи, которые нужно решить, а не как повод уйти в запой или впасть в уныние.

Для любого рода деятельности важно развитие личной ответственности . Кроме того, что высокий уровень ответственности необходим для делового роста, он помогает завоевать доверие и уважение окружающих людей. Без этого невозможно карьерное продвижение и финансовая успешность, как ни старайся.

Правильно говорят, что лишь 10% достижений человека составляет талант и 90% - упорный труд. Для этого мы должны обладать высоким уровнем самодисциплины , поскольку практически любой результат приходит через ежедневную и нередко скучную работу.

Но для того, чтобы быстро развить навыки, в первую очередь нужно из минуса выйти хотя бы в ноль, а потом уж начинать расти. Если вы не можете заставить себя заниматься даже обыденными делами, то какая может быть речь об успехах и достижениях? Для начала необходимо побороть лень (победить прокрастинацию ).

Даже для того, чтобы сделать первый шаг навстречу своим целям, понадобится упорство и настойчивость. Кто-то считает, что это врожденные качества, но в действительности нам под силу даже развитие целеустремленности .

Наша жизнь во многом зависит от помощи и сотрудничества. И, наверное, вы знаете о том, что деловое партнерство всегда более приятно и продуктивно, если обе стороны испытывают друг к другу обычную человеческую симпатию. Независимо от того, начинающий ли вы бизнесмен, успешный делец или только мечтаете о головокружительной карьере, развитие навыков общения должно стать вашим ежедневным домашним заданием. Оно также улучшит отношения в семье и поможет найти новых друзей.

Немалая доля коммуникативной информации приходится на невербальные средства общения , а в особенности на мимику. Через выражение лица, поднятие бровей или взгляд мы можем рассказать намного больше, чем словами. Поэтому необходимо развивать мимику , чтобы уметь не только разговаривать с ее помощью, но и контролировать, когда не хочется выдавать свои чувства.

Зная, как развить коммуникативные навыки , мы сможем подобрать отмычки к сердцам многих людей, сделать их своими надежными друзьями и партнерами.


Приятная речь – требования не только для наемных работников, но и для владельцев бизнеса, ведь им приходится вести много переговоров. В это понятие входит огромное количество компонентов. Например, для того, чтобы уметь красиво разговаривать, мы должны обладать богатым словарным запасом . Он является показателем интеллектуального развития человека, помогает правильно формулировать свои мысли . Какими бы ни были интересными ваши идеи, кто поверит в их гениальность, если попытаться донести их с помощью нелепых конструкций.

Для красивого выговора нам нужно уметь пользоваться своим речевым аппаратом. Это тоже не появляется само собой – понадобится развитие артикуляции . Вы заметили – к людям, которые красиво разговаривают, тянет, как магнитом? Хочется слушать их еще и еще…

Развитие навыков речи будет неполным, если мы не уделим внимание красоте голоса. Можно обладать прекрасной артикуляцией и разговаривать чуть ли не стихами, но если вы при этом хрипите или сипите – весь эффект насмарку. Существует целый ряд полезных привычек и упражнений, которые помогут сделать голос приятным и красивым.

Развитие воображения сделает вас более креативным, поможет научиться отыскивать новые и неординарные решения для любой задачи. Это нужно не только людям творческих профессий – новые подходы необходимы и бизнесменам, и инженерам, и маркетологам. Чтобы обойти конкурентов, необходимо пойти нетореной тропой, а для это придется сначала ее отыскать.

Чтобы не упустить редкую возможность и вместе с тем не оказаться жертвой собственных ошибок - развивайте наблюдательность . Исследования показали, что внимательность не только улучшает качество работы, но и повышает удачливость человека. Ведь во многих случаях удача – всего лишь вовремя замеченная возможность.

Но для того, чтобы не только заметить, но и сделать правильные выводы, нам понадобится хорошо прокачанное логическое мышление . Пройдя по ссылке и прочитав статью, вы узнаете много интересных фактов – например, что логика не является нашим врожденным свойством, и что развить ее можно в любом возрасте.

Немаловажно для нас и умение запомнить необходимую информацию так, чтобы отыскать ее в закоулках памяти – для этого советуем использовать основной мнемонический прием запоминания через ассоциативные визуальные и абстрактные образы.

Чтобы развитие навыков не превращалось в нудную «обязаловку», воспринимайте это, как игру. По сути, характер человека – это некий эквалайзер, набор параметров, от настройки которых зависят наши характеристики. Немножко больше или меньше ответственности, самоконтроля, фантазии, внимательности и других качеств – и вот уже перед нами абсолютно разные люди. Ведь правда, интересно ставить эксперименты над собственной личностью, наблюдая, как одни изменения влекут за собой другие?

Навыки нужно развивать, несомненно.Хватит обманывать себя, говоря, что характер уже не переделать, или что вы уже слишком взрослые, чтобы меняться. Неправда. Учиться, расти над собой и совершенствоваться можно всю жизнь. И пока вы идете по этому пути, вы всегда будете молоды душой. Грустно быть человеком, которого уже невозможно ничем удивить – такие люди просто остановились в своем развитии. Те же, чьи глаза и сознание широко открыты, всегда находят что-то, способное поразить их воображение и вдохновить на новые свершения.

Ранее было сказано, что конкретный способ выполнения действия превращает последнее в операцию. Нередко цель действия перестает актуализироваться в сознании и оно используется как способ достижения цели другого более крупного действия, т.е. как операция. Возможность выполнения операции без актуализации в сознании ее цели появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык это прижизненно сформированное умение что-то делать. Навык - это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Существуют навыки разных видов: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т.д. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.

Общая схема осуществления навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней среды у человека формируется определенная программа поведения, реакции на эти раздражители. Эта реакция не тождественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации, с большой степенью приспособляемости к этой ситуации.

Формирование любого, (даже самого примитивного моторного) навыка начинается с получения информации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Следовательно, говоря о структуре навыка, нельзя упускать из виду его начальное звено - пусковой механизм. У человека выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе действий, мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий есть совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык есть выработанная структура. Не только начало навыка, его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью все такой же сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание, а следовательно оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно результатов и подсознательно процесса.

За формирование навыка ответственны мозговые структуры. Навык, формируясь располагается на различных мозговых уровнях, в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервная модель осуществления навыка - афферентный синтез. Корректировка навыка осуществляется по механизму акцептора действия.

Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, но не достигшего уровня навыка называют умением.

Опр. Умение это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшее некоторые черты оперативности

На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием, по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориентировочной основы действия.

В трудовой деятельности наибольшее значение раньше имели двигательные навыки, как необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека. В связи с этим большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Структура двигательного навыка проанализирована Н.А.Бернштейном. Бернштейн говорит о том, что в процессе упражнения идет построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую структуру. Таких уровней Бернштейн выделяет пять, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу и до высшего - кортикального. В каждом навыке какой-то уровень будет ведущим - остальные фоновыми. (Например: осанка - руброспинальный уровень; письмо - кортикальный). При изменении условий деятельности может быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый из этапов выработки двигательного навыка представляет собой не пассивное «отдавание» воздействиям, идущим извне, хотя бы и с собственной проприоцептивной периферии, а активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения.(Бернштейн)

Формирование двигательного навыка представляет собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов. Выработка двигательного навыка - есть смысловое цепное действие.

В построении любого навыка Бернштейн выделяет два периода.

Первый период - собственно построения навыка.

Включает фазы:

1 Фаза установления ведущего уровня. (Эта фаза практически предрешена. В детстве на начальной стадии это уровень С, а у взрослых - уровень Д. Указанные уровни держат монополию на роль ведущих на начальной стадии всех формируемых навыков).

2 Фаза определения двигательного состава навыка (т.е. формы и внешнего характера движения. Кроме чисто подражательной стороны фаза имеет и творческое содержание. В этой фазе происходит индивидуальная пригонка особенностей двигательного состава к личным свойствам упражняющегося).

3 Фаза выявления адекватных сенсорных коррекций (Это самая трудная из всех фаз. На ней определяются внутренние управляющие навыком сенсорные сигналы - коррекции. По мере накопления их происходит их внутренняя сортировка)

4 Фаза росписи или развертки сенсорных коррекций (На этой фазе сенсорные коррекции разносятся по адекватным уровням).

5 Фаза автоматизации (автоматизация - это переключение ряда координирующих элементов двигательного акта на нижележащие уровни более адекватные именно для этих коррекций. Автоматизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уровнем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознательные фоновые цепи коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма таких частей навыков называется машинальными действиями).

Основная задача операций первого уровня обеспечить точность и стандартность выполнения навыка.

Второй период - стабилизации.

1. Фаза срабатывания элементов навыка.(фоновых уровней с ведущими. Трудность срабатывания в том, что все потоки информации и потоки коррекционных импульсов падают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так называемое явление симмультанной интерференции. Если она протекает болезненно, то появляется «плато» уже автоматизированного действия, т.е. навык не совершенствуется, а зависает на одном уровне.)

2 Фаза стандартизации (борьба за то чтобы движение не выходило за уровень допустимой вариативности. Стандартизация означает стандартность иннервации, формул и штампов. ЦНС вырабатывает для стандартизации определенные коррекции и автоматизмы направленные на сохранение у движения устойчивой формы.)

3 Фаза стабилизации (отрабатывается стабильность двигательного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и внутренние помехи и осложнения. Особое внимание здесь привлекает такое явление как деавтоматизация - частичный или полный распад навыка. Деавтоматизация возникает когда по какой то причине подчиненный уровень становится ведущим или когда движение само переключается на иной, непривычный ему уровень. На основе этого механизма разработан праксиметрический метод «искуственной деавтоматизации»).

Во втором периоде осуществляется расширение того диапазона внешних и внутренних условий, в границах которых реализация навыка не имеет опасности быть сбитой.

Сам двигательный навык очень сложная структура: в нем всегда имеются фоновые уровни, ведущие и вспомогательные звенья, автоматизмы и т.д./ В действительности запечатление условных связей может происходить молниеносно быстро. Это можно объяснить могоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состоит в том, что там где есть развитие, то каждое следующее упражнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Фактически идет повторение без повторения. Упражнение представляет собой не повторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а процесс решения, от раза к разу изменяя и улучшая средства этого решения.

Опр. Двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

Построение навыка длительно во времени. Это обусловлено тем, что активный поиск наиболее адекватного решения, происходящий в ЦНС, требует значительных временных затрат. Добавляют затраты времени нестандартность задач и фона общей обстановки, в которых происходит построение навыка.

Исходя из концепции Бернштейна мы относительно любого сенсомоторного навыка можем определить в каком периоде и фазе он находится данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделировать процесс формирования навыка.

Существует ряд универсальных механизмов формирования навыков. Механизм поэтапности формирования навыка. При формировании навыка необходимо использовать поэтапный метод освоения навыка. Смысл разбиения процесса освоения навыка на этапы заключается в том, что вначале учащемуся предлагается набор частных заданий, которые не так уж сложно освоить, а затем и все действие в целом.

Механизм обратной связи направлен на постоянное совершенствование навыка. В отличие от рефлекса, любой навык имеет допустимый диапазон условий, в которых он осуществляется с высокой эффективностью. При незначительном изменении этих условий и через механизм обратной связи получение сигнала об этих изменениях, навык перестраивается адекватно этим условиям.

Механизм переноса (интерференция) навыка заключается в том, что уже приобретенный навык имеет тенденцию воспроизводится в новой деятельности, если ее условия сходны с той, в которой навык вырабатывался. Таким образом осуществляется перенос навыка. Перенос может быть положительным и отрицательным. Например, навык плавного нажима ногой на педаль швейной машины может быть успешно перенесен на работу с педалью газа на автомобиле. Это положительный перенос. Навык контроля ситуации на дороге при правостороннем движении, перенесенный на левостороннее движение - отрицательный. Ниже приводится таблица, раскрывающая связь условий деятельности и результативности переноса навыка.

Различают четыре основных этапа формирования навыков.

Первый этап формирования навыка может быть назван предварительным . На этом этапе происходят формирование программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным движениям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап - аналитический . Движения на этом этапе выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи, например, между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает).

Третий этап - синтетический . Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации . На этом этапе происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.

Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, способ их выполнения автоматизируется и они превращаются в навык.

Одним из важных этапов профессионального обучения является тренировка, в процессе которой закрепляются правильность, точность и быстрота действий. Процесс овладения профессиональными задачами начинается с приобретения знаний. Затем должны следовать упражнения, так как одно только знание правильных способов выполнения действий не может обеспечить успешного их осуществления.

В психологии и педагогике упражнением называется повторное многократное выполнение действий, организованное определенным образом, с целью развития умений и навыков. Различаются два типа упражнений: учебные и тренировочные. Учебные расширяют связи, помогают уяснить принцип решения поставленной задачи. Тренировочные упражнения направлены на отработку и автоматизацию умственных действий, закрепление их правильности, точности, быстроты.

Основными требованиями к организации упражнений являются определенность задачи упражнений, понимание цели и способов ее достижения.

Необходимым условием успешности выполнения упражнения являются своевременные объективные оценки полученных результатов. Активный самоконтроль и самооценка являются основным условием сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи - основное условие эффективности выполняемых упражнений.

Условием успешности тренировок является и активность учащихся в преодолении трудностей при овладении навыком, когда они сами настойчиво ищут правильные способы выполнения заучиваемых действий, преодоления ошибок, закрепления полученного успеха. Только при этом условии упражнение становится не механическим повторением одних и тех же действий, а активным и сознательным процессом их усовершенствования.

Необходимо разнообразить процесс упражнения, так как чрезмерное однообразие отрицательно влияет на поддержание интереса и активности учащихся.

Важным условием успешности упражнений является постепенность усложнения задачи и повышения требований к скорости, точности работы и к одновременному соблюдению ряда требований. Сюда же относится постепенное повышение нагрузки, т.е. интенсивности и длительности работы без перерыва.

Одним из факторов, определяющих эффективность тренировки, является правильное распределение упражнений во времени. Во время перерывов возникает возможность более полного анализа действий в каждом новом упражнении, человек получает возможность как бы заново оценить свои действия и условия работы. Но если перерывы слишком большие, это отрицательно влияет на тренировки.

Все большее значение в обучении и тренировке придается специальным техническим устройствам - тренажерам.

На современном производстве обучение различным трудовым навыкам часто оказывается невозможно в непосредственном режиме работы. В особенности это относится к подготовке по сложным операторским профессиям, для которых характерно то, что работать приходится не столько с реальными объектами, сколько с их моделями. Поэтому использование тренажеров важно не только для формирования конкретных трудовых навыков, но и для моделирования определенных сложных производственных ситуаций с целью выработки готовности к адекватному реагированию на них.

Рассуждая об особенностях обучения специалистов с использованием тренажеров, К.К. Платонов писал:

«Тренажер - это учебное пособие, позволяющее формировать навыки, необходимые в реальных условиях труда».

В этом отличие тренажера от наглядных пособий, которые лишь «облегчают» формирование навыков с помощью знаний.

Главное психологическое правило при проектировании и использовании тренажера:

«Чтобы учебная установка могла быть названа тренажером, она должна использоваться для повторных, систематических упражнений с учетом всех правил, отличающих упражнение от простого повторения».

Заметим, что само повторение не развивает навыков, а упражнение развивает, так как предполагает самоконтроль обучающегося и постепенный переход от простого способа выполнения действия к более сложному.

Второе важное правило при разработке тренажеров:

«Неверно стремление упражнять на тренажере обязательно целостный, сложный трудовой навык. Если тренажер хорошо автоматизирует какой-либо частный, но необходимый в труде навык, то он полезен и поможет дальнейшему развитию более сложных навыков. Некоторая схематизация и упрощение условий тренировки иногда даже полезны».

Сама идея профессионального обучения в специально смоделированных ситуациях достаточно продуктивна. Тренажеры могут разрабатываться и использоваться в разных формах:

  1. технические тренажеры;
  2. моделирование ситуаций профессионального взаимодействия в различных группах и тренингах;
  3. моделирование и обсуждение сложных производственных ситуаций в ходе деловых игр и дискуссий;
  4. моделирование в воображении сложных ситуаций в ходе специально организованных групповых или индивидуальных занятий;
  5. смешанные варианты проигрывания производственных ситуаций, где задействованы и технические тренажеры, и игровые взаимодействия обучающихся, и их воображение.

Учение включает усвоение знаний, выработку умений и навыков.
Процесс усвоения учащимися знаний - это сложная аналити ко-синтетическая деятельность.
Выдвигая познавательную задачу, преподаватель не только заботится о том, чтобы предложить ее учащимся. Здесь важно вызвать у учащихся внутреннюю потребность решить эту задачу. Это достигается различными способами. Можно создать проблемную ситуацию, в которой познавательная задача выступает очень четко. При этом преподаватель побуждает учащихся к учению, захватывая их воображение интересными для них целями. Здесь очень важно создать условия для заострения противоречий между новыми задачами и наличным уровнем знаний и умений учащихся.
Познавательная деятельность начинается с живого созерцания, в широком смысле - чувственного созерцания, то есть соприкосновения человека с предметами и явлениями внешнего мира с помощью различных органов чувств. Созерцание в учебном процессе всегда связано с конкретными учебно-познавательными действиями учащихся. Они на- блюда ют, читают, пишут, рисуют, чертят, вычисляют, измеряют, слушают сообщение, проводят опыты, экспериментируют, решают задачи и т. д.
Первоначальной формой созерцания являются ощущения как первая и элементарная форма чувственного познания. С помощью ощущений отражаются отдельные качества предметов, явлений, которые синтезируются в коре больших полушарий головного мозге и превращаются в восприятия. В результате восприятия учащиеся получают уже целостные образы предметов. Повторение процессов ощущений и восприятий в коре больших полушарий головного мозга образует временные нервные связи. Сформированные с помощью ощущения восприятия и образы, благодаря образованию нервных связей, сохраняются в памяти в форме представлений.
Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов и составляют чувственное отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств.
Однако ощущения, восприятия и представления, являясь первичной формой познания, обеспечивают лишь внешнюю, видимую часть предметов, явлений.
Сущность предметов и явлений познается путем абстрактного мышления, результаты которого закрепляются, обобщаются и передаются другим людям с помощью речи. Познание на абстрактно мыслительной ступени движется от явления к сущности, от конкретного к абстрактному. Чувственная и мыслительная (рациональная) ступени познания - звенья единого процесса отражения действительности. При их взаимодействий человек имеет возможность познавать природу, общество, проникая все глубже в их тайны. Учащиеся приобретают накопленный человечеством опыт познания в процессе усвоения готовых знаний, в процессе обучения.
Очень большая роль в процессе усвоения принадлежит пониманию того, что усваивается.
Хорошо понятый учащимися материал легко и прочно усваивается. Для того чтобы обеспечить глубокое понимание материала учащимися, необходимо учитывать уровень их подготовленности, запас ранее усвоенных ими представлений, увязать новое с имеющимися понятиями и представлениями. Без соотнесения известного с неизвестным материалом невозможно усвоение нового материала, так как отсутствует почва для образования ассоциации. А отсутствие ассоциативных связей в коре больших полушарий не позволяет усвоить обобщенный материал, сформировать научные понятия,
На первом этапе познания общего, существенного могут участвовать различные мыслительные операции; анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др. С их помощью можно обнаружить лишь внешнее сходство и различия. Проникнуть в сущность вещей способствует одна из основных мыслительных операций - абстракция - отвлечение от частного, специфического, индивидуального, нахождение общего (обобщение). Формирование абстракций у учащихся происходит на основе анализа, синтеза, сравнения и других мыслительных операций.
В процессе обучения абстракция может существовать в д-вух формах: как чувственная наглядная абстракция (схемы, чертежи, диаграммы) и как мыслительная абстракция. Мыслительная абстракция выходит за пределы того, что дано органами чувств и создает с помощью слова новый идеальный предмет умственной деятельности - понятие.
Роль чувственных к мыслительных абстракций в процессе усвоения материала велика. Так, при использовании чертежей в качестве наглядных пособий существенные признаки изучаемого понятия выступают как внешне данный обобщенный образ. В такого рода наглядности важен не сам иллюстративный частный материал, а то обобщенное содержание, которое можно применить во многих конкретных случаях.
Очень важно своевременно осуществить переход от наглядной абстракции к действию с понятиями, чтобы обеспечить образование высшей мыслительной формы абстракции.
Д. П. Богоявленский и Н. А. Менчинская показали, что в процессе усвоения учащимися знаний наблюдаются явления трех родов: Іксами знания как результат, продукт обучения; 2) мыслительные процессы, с помощью которых достигается тот или иной результат; 3) определенные качества мыслительной деятельности учащихся, сформированные в их жизненном опыте в условиях воспитания и обучения. Умственное развитие они понимают как одновременное проявление каждого из указанных явлений. Они предполагают, что в процессе усвоения учащимися знаний осуществляется изменение ассоциаций в двух противоположных направлениях: с одной стороны, связи усложняются (образуются цепи ассоциаций, их системы, низшие виды переходят в высшие), а с другой, по мере того как процесс усвоения автомати-зируется, происходит упрощение ассоциаций (промежуточные связи выпадают, высшие виды транспортируются в «низшие» и т. п.).
Процесс учения - это процесс мыслительной деятельности, а любое мышление представляется суждением и определяется элементами как чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), так и рационального (понятия, закономерности).
Исключительно большое внимание в процессе обучения необходимо уделять научным понятиям как форме научного знания, отражающей объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемой специальными терминами или обозначениями (математические, химические знаки и т. п.).
v ¦*
Содержание каждого понятия является результатом абстракции, однако в зависимости от характера представляемых предметов условно
различают конкретные (машина, здание и др.) и абстрактные (наука,
искусство, общество и др.) понятия.
Овладение научными понятиями облегчает восприятие и усвоение изучаемого материала. Благодаря понятиям учащиеся могут точно оперировать учебным материалом, успешно изучать новый, более сложный материал.
Повышение эффективности обучения зависит в первую очередь от эффективности формирования научных понятий, усвоения их учащи-мися.
Поскольку научные понятия являются основой учебного материала, очень важно хотя бы схематически раскрыть процесс их формирования.
Безусловно, что успех усвоения учащимися понятий зависит от методики их формирования. Поскольку понятия очень различны, то различными будут методики их раскрытия.
Одна группа понятий имеет ту особенность, что в процессе их формирования можно опереіься на непосредственный наглядно чувственный материал. Например: минерал, металл, минеральное удобрение и др.
-
Для других понятий опорой могут служить представления о вещах, предметах, созданных в результате деятельности воображения, вос-создающего из элементов имеющегося опыта необходимые картины и образы: оросительная система, канал, доменный процесс и т. д.
Но есть понятия, при формировании которых нельзя опереться ни на непосредственный опыт учащихся, ни на наглядные образы, а лишь на реконструированные воображением представления о вещах и предметах, Это абстрактные понятия типа «валентность».
При формировании понятий очень важно четко выделить характерные признаки, имеющие общее и абстрактное значение, добиться их усвоения, затем идти далее; обеспечить усвоение ряда частных признаков, и по мере этого первоначальное представление начинает расчленяться, затем мысленно объединяться в высшую ступеньку обобщения, Эти высшие элементы в свою очередь объединяются в обобщение и абстракцию самого высокого обобщения и абстрагирования учащегося.
Приступая к формированию нового понятия, преподаватель всегда должен обратить внимание на вопрос о том, что является той первичной опорой, на основе которой формируется данное понятие, насколько это понятие связано с другими понятиями. Очень важно также определить уровни (этапы) формирования понятия по предмету (по отдельным темам предмета). Уровни усвоения понятия (от низшего к высшему) показывают общее направление формирования понятия, растянутость во времени. Для каждого уровня в формировании понятий характерны степень обобщенности выделенных признаков, полнота анализа и синтеза, дифференцирование признаков, соотношение между оперативными и обосновывающими элементами рассуждений.
На последнем этапе формирования понятия учащиеся полностью овладевают всеми существенными признаками его. Они полностью и правильно формулируют определение понятия. Обобщенные, проч- ные и точно дифференцированные знания обеспечивают правильное решение задач путем развернутой цепи логических рассуждений. При этом развернутыми являются не только оперативные суждения, но и обосновывающие, то есть суждения, отражающие сущность понятия, Наличие таких суждений у учащихся предполагает свободное опери-рование теоретическим материалом, понимание учащимися главного, сущностного. Они осознают общие закономерности соотношения данного понятия с другими, а также сознательно и правильно устанавливают связи и отношения между отдельными сторонами данного понятия.
Этот уровень сформированности понятий характеризуется полнотой, гибкостью и подвижностью знаний, точностью и дифференцироватт- ностыо их. Прочность обобщенных знаний сочетается с их подвижностью, то есть с умением применять их в различных ситуациях. Многие операции, связанные с применением усвоенного понятия при решении задач, автоматизируются. Поэтому учащиеся, сосредоточивая свое внимание на конкретных данных задачи, не задумываются над тем, почему надо действовать так, а не иначе. Однако при необходимости они могут давать весьма развернутое логическое обоснование примеряемых ими действий. Формирование у учащихся понятий и представлений осуществляется каждым преподавателем по всем учебным пред-метам. Глубокое усвоение учащимися научных понятий дает возможность оперировать ими в процессе рассуждений, применения знаний, законов, правил, теорем на практике»
Значительную роль в учебном процессе играет работа по запоминанию учащимися учебного материала во время его изложения. Хоро-шее запоминание обеспечивается при соблюдении ряда дидактических условий, прежде всего выразительности изложения, доступности, выделения наиболее существенного, строгой логической последовательности, опоры на известное учащимся, применения эффективных методических приемов и т, д. При этом большое значение имеют наблюдения учащихся над изучаемыми объектами, процессами в натуре или их изображение.
В обучении применяется также специальное заучивание материала. Преподаватели, организуя работу учащихся над заучиванием материала, учат их рациональным приемам, сознательному, осмысленному заучиванию, а не механическому зазубриванию без понимания смыслового значения заучиваемого.
Для закрепления знаний очень важное значение имеют упражнения по их применению.
На основе созданных воображений учащиеся более активно воспроизводят воспринятое ранее. Но, кроме воспроизводящего воображения, в процесс обучения входит также творческое воображение, которое активизируется при составлении и решении задач, нахождении новых вариантов доказательств, аргументации решенной задачи или решения проблемы.
Разнообразная творческая работа как по общеобразовательным, так и особенно по специальным предметам (поскольку она более конкретна и привлекательна, так как соответствует избранной учащимися специальности) развивает их память, воображение, наблюдательность, мышление, то есть способствует развитию творческих и иных способностей учащихся.
Критерием проверки истинности усвоения теоретических знаний, владения ими является практика. Здесь важно, чтобы учащиеся умели применять усе о є иные теоретические положения на практике. Тут наблюдается обратный переход -от абстрактного к конкретному, от обще-го к единичному. Этот переход совершается в процессе выполнения заданий практического (прикладного) характера, начиная от элементарных заданий, необходимых для закрепления знаний, и заканчивая творческими.
Кроме знания теории, специалисту нужно владеть учебными и профессионально-практическими умениями и навыками: производственно-технологическими, организационными и др, (моторными, сенсорными, интеллектуальными).
Формирование умений и навыков выполнения учащимися операций и простых трудовых процессов начинается с формирования у них представления о конкретной операции, ее месте в технологическом процессе, условиях ее выполнения. С этой целью преподаватель рассказывает о данной операции, демонстрирует ее выполнение в натуральном и замедленном темпе. Преподаватель обращает внимание учащихся на правильность рабочей позы, самоконтроль, использование орудий труда, предупреждает ошибки и т. п.
Установлено, что от качества показа выполнения трудовых прог цессов у учащихся складывается определенный «почерк» в работе. Для того чтобы учащиеся овладели качественными умениями и навыками, необходимо показ проводить с использованием образца того или иного процесса и результата труда. При таком показе у учащихся возникает соответствующий образ, в осноне которого лежит рефлекторная деятельность.
Сформированные у учащихся чувственные образцы регулируют, направляют ход действий, обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены. Чувственный образ выступает также контролером и регулятором действий.
Положительный дидактический эффект дает демонстрация трудовых процессов, операции в такой последовательности¦ а) нормальный темп выполнения трудового процесса; б) замедленный темп его выполнения с расчленением на элементы и выделением каждого из них в отдельности; в) нормальный теми выполнения трудового процесса или операции.
Такая последовательность позволяет учащимся наблюдать за нормальным ходом трудовой деятельности в целом, не упуская ее отдельных моментов. В процессе формирования и развития умений и навыков важное место занимают наглядные пособия. Оки помогают учащимся понять существенные моменты выполнения операций, увидеть внешне мало заметные для глаза отдельные приемы выполнения операции на неболь- шом объекте или лучше понять работу, которая длится продолжительное время.
Значительную роль при формировании некоторых умений и навыков играют графические изображения, помогающие учащимся ориентироваться в технологическом процессе, анализировать пространственные и силовые компоненты трудовых действий- С этой целью используюг также макеты, стенды, помогающие раскрыть последовательность выполнения трудовых процессов и т. п.
На первом этапе формирования умений и навыков, кроме показа выполнения трудового процесса, выступает объяснение сути его.
Рассказ, объяснение преподавателя, мастера используются с целью описания методов работы, отдельных ее приемов, целесообразности их применения, последовательности выполнения отдельных операций, системы операций и трудовых процессов, методов самоконтроля, предупреждения ошибок, изложения правил техники безопасности и гигиены труда.
Чаще всего допускают ошибки в выполнении трудовых процессов те учащиеся, которые не в состоянии объяснить их выполнение.
Рассказ помогает учащимся осмыслить свои труд, он положительно влияет на развитие элементов творчества при выполнении ими трудовых процессов.
Исходя из единства двух сигнальных систем показ и рассказ должны выступать только в тесной взаимосвязи.
После формирования у учащихся первичного представления об операции и о предстоящем результате труда, которое достигнуто в процессе показа и объяснения, они приступают к выполнению первых проб, в результате чего у учащихся формируются первичные умения и навыки. Но для их совершенствования учащиеся продолжают выполнять предложенные им упражнения. В результате многократных упражнений, проводимых под руководством преподавателя, мастера, инструктора, учащиеся приобретают прочные умения и навыки, которые по количественным и качественным показателям в конце концов могут быть близки к квалифицированным умениям и навыкам.
Время и количество повторений для усвоения операции или трудового процесса зависят от природы самой операции* качества пе-дагогического руководства, условий проведения занятий (материально-технических), подготовленности учащихся к данному виду труда и др.
Что же касается формирования у учащихся умений и навыков выполнения сложных технологических процессов, то здесь имеется своя специфика. Их формирование зависит от количества операций, которые являются составными элементами сложного технологического процесса.
При изучении отдельных сложных трудовых процессов достигается положительный эффект, если соблюдаются следующие условия:
а) вначале нужно продемонстрировать учащимся полный трудовой процесс с целью получения ими общего представления о его выполнении и результате] б) после общего ознакомления с трудовым процессом следует осу* ществить упражнения по пооперационному овладению умениями и на-выками;
в) в процессе изучения отдельных операций па определенном этапе проводить упражнения по выполнению смежных двух-трех операций (звеньев);
г) после овладения умениями и навыками выполнения отдельных операций и звеньев осуществлять упражнения по выполнению трудового процесса в целом, добиваясь определенного уровня совершен-ства.
Очень важное место в процессе формирования умений и навыков занимают характеристики квалифицированных умений и навыков (качество выполнения работы, скорость выполнения операций, ритм работы и др.), на что ориентируег учащихся преподаватель. Качественные и количественные характеристики являются для преподавателя критерием сравнения и оценки умений и навыков учащихся, а для учащихся они выступают регулятором действий. При конкретном представлении о качестве выполненных операций или трудового процесса, о темпе работы труд учащихся отличается четкой целенаправленностью собственной оценки качественной и количественной стороны умений и навыков.
Формирование умений и навыков выполнения операций, трудовых процессов - это активный, сознательный, целенаправленный процесс деятельности преподавателя и учащихся, который осуществляется на протяжении определенного времени. Успехи его зависят от подготовки учащихся, сложности трудового процесса и методики обучения.
Процесс формирования умений и навыков можно расчленить на отдел ьные эта пы:
этап - формирование представлений о выполнении операции (простого трудового процесса), о предстоящем результате труда и осмысливании действий;
этап - формирование первичных умений и навыков выполнения операций (трудового процесса);
этап - формирование умений и навыков, достигающих прочных основ квалифицированного труда;
этап - формирование умений и навыков квалифицированного труда и творческой деятельности учащихся.
Формирование умений и навыков выполнения сложных трудовых процессов начинается с общих представлений об объекте, процессе и результате труда. Но при изучении сложного трудового процесса не-обходимо расчленить его на отдельные элементы (операции). После овладения каждым элементом в отдельности нужно объединить смежные элементы в единое целое и проводить последующие упражнения по выполнению трудового процесса в целом, достигая определенного совершенства.
В формировании умений и навыков выполнения сложных трудовых процессов можно выделить следующие звенья;
1 звено (устаЕіовочное) - учащиеся приобретают представление о выполнении трудового процесса в целом и о предстоящем результате труда;
звено (конкретизирующее) - учащиеся изучают элементы трудового процесса;
звено (объединяющее) - смежные или все операции учащиеся объединяют в целостный трудовой процесс;
звено (совершенствующее) - учащиеся приобретают умения и на- РЫКИ по выполнению трудового процесса в целом и достигают прочной основы квалифицированного труда и творческой деятельности.
Но достаточная подготовка учащихся по выполнению отдельных операций, трудовых процессов еще не означает, что они умеют и готовы выполнять весь цикл работ. Можно встретить случаи, когда учащиеся достаточно подготовлены к выполнению отдельных трудовых процессов. но не в состоянии применить комплекс мероприятий для достижения общей более широкой цели. Причина такого положения кроется в том, что процесс практической подготовки учащихся еще не направ* лен на формирование у них системы умений и навыков, которые имеют место на протяжении всего производственного периода.
Предметные и другие виды практики еще не всегда занимают необходимое место в практической подготовке учащихся. Это бывает тогда, когда учащиеся много времени работают на одном объекте по выполнению одних и тех же трудовых процессов, а на других объектах или в других видах работ не участвуют.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости разработки системы умений и навыков, которыми учащиесн должны овладеть. Кроме этого, очень важно разработать график усвоения учащимися системы умений и навыков на протяжении всего периода их обучения в тех-никуме. При этом необходимо четко определить виды работ, обязательные для каждого учащегося.
Для успешного формирования умений и навыков большое значение имеет наличие у учащихся теоретических знаний. Учащиеся, понимающие иричинно-следственные связи при выполнении работы, более внимательно выполняют каждое указание преподавателя и достигают лучших результатов труда.
Литература
Болдырев Н> И., Гончаров Н. К- и др« Педагогика. М.р «Просвещение», 1968.
И л ь и н а Т. А. Педагогика. М., «Просвещение», 1969.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации а мышлении и обучении. М^ «Педагогика», 1972.
М а х м у т о в М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
Огородников И- Т. Педагогика. М., «Просвещение», 1968.
О к о н ь В. Основы проблемного обучения, М., «Просвещение», 1968.
Сорокин Н. А. Дидактика. М., «Просвещение», 1974.
Основы дидактики. Под ред. Б. П. Есипова, М., «Просвещение», 1967.
Основы вузовской педагогики. Л., Изд-во ЛГУ, 1972,