Выслуга 20 лет в льготном исчислении. Льготная выслуга лет военнослужащих для пенсии. Льготы для военных пенсионеров — оплата ЖКХ, санаторно-курортное лечение и другие

В России военнослужащим по составленному контракту платится ежемесячная заработная плата. Работникам этой сферы положены и дополнительные выплаты. Одной из них является процентная надбавка за военнослужащим. Также у них есть множество льгот, которые не предоставляются людям других профессий.

Из чего состоит денежное довольствие?

Зарплата состоит из 2 частей. В первую входит оклад, который зависит от должности и звания. Даже рядовой не может получать меньше 15 000 рублей. У офицеров оплата значительно больше, но все зависит от стажа, уровня опасности работы и других факторов.

Зарплата военнослужащих имеет вторую часть - дополнительные выплаты. Их особенность состоит в том, что выплачивается только некоторым категориям работников. Обычно требуется выполнить какие-либо условия. Расчет дополнительных выплат устанавливается в процентах, но иногда он рассчитывается в окладах.

Виды надбавок

Вторая часть зарплаты может состоять из следующих видов надбавок:

  • процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим: если служба в армии длится больше 24 месяцев, то начинаются эти виды выплат, со временем они увеличиваются;
  • за квалификацию: требуется подтверждение профессионализма, а для этого необходимо прохождение испытаний;
  • деятельность с государственной тайной: ее выплачивают офицеру, который прошел проверку ФСБ, а также получил необходимый уровень доступа;
  • за особые заслуги: закон о военнослужащих включает сведения о категориях сотрудников, кому положены дополнительные выплаты;
  • за опасную деятельность, связанную с риском для жизни и здоровья: водолазная работа, учения, прыжки с парашютом;
  • достижения по службе: профильные министры сами устанавливают условия, размер и правила предоставления надбавок, еще она имеет название «персональная надбавка»;
  • добросовестная служба: равна 3 окладам в год;
  • материальная помощь: предоставляется 1 раз в год в виде оклада.

Также офицерам предоставляются поощрения при получении госнаград, при службе в тяжелом климате, на Крайнем Севере, в других странах. Каждая надбавка к окладу служит для стимулирования служащих к эффективной работе.

Выслуга лет

Довольствие военнослужащих включает надбавку, которая рассчитывается в процентах от оклада. На ее размер влияет срок службы в конкретной структуре, а также в их совокупности. От этого зависит размер всей зарплаты.

Таким образом, процент прибавляется к окладу, а к итоговой сумме может прибавляться района РФ, например, из-за службы в Надбавкой считается премия, и потом высчитывается подоходный налог.

Расчет надбавки

Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим такая же, как для сотрудников МВД. Но она отличается от положенной для гражданского персонала. Закон о военнослужащих гласит, что надбавка рассчитывается от стажа:

  • если работа продолжается 2-5 лет, то прибавляется 10%;
  • 5-10 лет - 15%;
  • 10-15 лет - 20%;
  • 15-20 лет - 25%;
  • 20-25 лет - 30%;
  • от 25 лет - 40%.

Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим определяется обязанностями, местностью осуществления службы. Для работников летных организаций, входящих в экипаж, вертолеты, если они принимают участие в испытаниях, 1 месяц засчитывается за 2.

Особое начисление надбавки имеют другие военнослужащие. К примеру, если работа связана с прыжками с парашютом, то 1 месяц идет за 1,5. Это же относится к военным, которые связаны с боевыми кораблями, катерами. На основе этих правил и рассчитывается зарплата военнослужащих.

Особенности пенсии военных

Надбавки положены не только работающим военнослужащим, но и пенсионерам. При расчете пособия учитывается выслуга лет, а также полученные травмы. На основе законодательства определяется возраст, когда положено получать пенсию:

  • 45 лет - женщинам;
  • 50 - рядовому составу;
  • 55 - капитанам;
  • 60 - среднему генералитету;
  • 65 - высшему командному составу.

Чтобы выйти на пенсию, необходимо проработать 20 лет. Пособие определено в следующих размерах:

  • если выслуга 25 лет, то насчитывается 50% от оклада;
  • за каждый год больше 25 лет начисляется 3%;
  • общая сумма не может быть больше 85%.

Расчет пенсии военным на основе законодательства может устанавливаться и другими способами:

  • если есть гражданский стаж, то к 50% добавляется 1% за год;
  • при инвалидности начисляется 85% от оклада;
  • если инвалидность появилась из-за болезни, то пенсия будет составлять 75% от оклада;
  • семьям военнослужащих, если те погибли при военных действия, - 40%, а когда гибель не связана с этими событиями, то 30%.

В расчете учитывают ежегодную индексацию, которая утверждается президентом страны. Получается, что пенсия военных достаточно высокая по сравнению с гражданским персоналом.

Другие льготы для военнослужащих

В России военные считаются особой категорией граждан, поскольку им предоставляется много дополнительных льгот:

  • жилье: выдается жилье на период военной службы, а также для постоянного проживания;
  • образование: в а также после нее появляются преимущества зачисления в образовательные учреждения;
  • медицинские услуги: военным, а также членам семьи предлагается бесплатно пользоваться медицинскими и реабилитационными услугами в санаториях;
  • продовольствие и вещи: отдельным категориям сотрудников выдается продовольственный паек, а вещевое обеспечение предполагает выдачу полевого обмундирования;
  • бесплатный проезд: военные могут отправляться в отпуск каждый год, а также в командировку, до нового места работы, не оплачивая это;
  • пенсия: по сравнению с гражданскими, военные могут выходить на пенсию с 45 лет, если есть стаж 20 лет;
  • страхование жизни и здоровья: в случае смерти при исполнении работы военного семье выдается 3 млн. рублей.

С увольнением, если сотрудник признан непригодным к работе или при травме, выдается 2 млн. рублей. Благодаря такому количеству льгот многие выбирают именно военную службу.

Преимущества и недостатки работы военнослужащего по контракту

При желании поступления на военную службу необходимо ознакомиться с плюсами и минусами работы. Это позволит сделать правильный выбор:

  • это трудоустройство выгодное, особенно если в поселках и деревнях отсутствует престижная работа;
  • предоставляется социальный пакет, льготы, стабильная оплата труда, что предлагается не на всех работах;
  • служба в ВС РФ сравнима с обычной, поэтому отличается от срочной, где есть много ограничений.

К минусам относят:

  • риск здоровьем;
  • жизнь по уставу;
  • психологически сложная работа;
  • командировки, жизнь в полевых условиях.

Как видно из расчетов, военные получают высокий доход, а также пенсию. Работа является перспективной, ведь ни в какой другой профессии не предоставляется столько привилегий.

Что положено военному пенсионеру с выслугой менее 20 лет?

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Я военный пенсионер, неработающий. 01.06.2012г. меня уволили в запас по достижении предельного возраста - 45 лет. Я отслужил 18 лет 6 мес. В моем пенсионном удостоверении написано - пенсия назначена за выслугу лет. Т.К. выслуга лет менее 20 лет мне сказали, что мне не положено мед. обслуживание в поликлиниках и санаториях ФСБ. В сентябре 2012г. я прошел мед комиссию МСЭК и получил 3 группу инвалидности. В справке указано - заболевание получено в период прохождения военной службы. Ограниченно годен к военной службе. В настоящее время я получаю доплату за инвалидность по линии ФСО.
Вопросы:
1. Положено ли мне мед обслуживание в мед учреждениях и санаториях ФСО?
2. Положена ли мне какая-либо компенсация и не истек ли срок исковой давности за ее обращением?
3. Положено ли мне предоставления жил площади, по выходу на пенсию. В контракте у меня было указано, что я в жилье не нуждаюсь. Заранее выражаю огромную благодарность за ответы на мои вопросы!

Владимир,
Тема вопроса: Пенсионное обеспечение
Населенный пункт: г. Москва


Уважаемый пользователь портала по существу Вашего вопроса могу пояснить следующее, что в соответствии с ст. 16. п. 5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.
Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, если в льготном исчислении у Вас была бы выслуга 20 лет - то лечение было бы положено. Если вы не были признаны нуждающимися в жилье в период службы - то соответственно жильё Вам не положено. При увольнении Вам должны были выплатить все выплаты. Что касается страховых выплат - то как вы указали - вы получаете доплату за инвалидность по линии ФСО.

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

Пенсионное обеспечение военнослужащих, а также членов их семей регулируется законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета военнослужащему может быть назначена пенсия по выслуге лет, по инвалидности, а его семье - по потере кормильца. Одним из и выплаты военного пенсионного содержания предусмотрено оставление военнослужащим своей службы (увольнение).

Кроме того, законом предусмотрены следующие положения:

Какие пенсии могут получать военнослужащие?

Законодательством по пенсионному обеспечению военнослужащих для этой категории граждан установлено три вида пенсий :

Условия повышения суммы выплат

Некоторым категориям пенсионеров суммы выплат за выслугу лет подлежат повышению при условии их отношения к той или иной группе получателей. В процентах от расчетного размера пенсии (РРП) , устанавливаемой в размере социальной пенсии (5283,85 рублей с 1 апреля 2019 года) увеличение производится:

  • инвалидам в результате военной травмы от 175 до 300% от РРП ;
  • инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне и лицам, имеющим награду «Жителю блокадного Ленинграда», ставшими инвалидами - от 100 до 250% ;
  • участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), ветеранам боевых действий; бывшим узникам (несовершеннолетним) фашистских концлагерей и т.п.; лицам, получившим награду «Жителям блокадного Ленинграда» (если они не получают надбавку за инвалидность); инвалидам с детства, получившим ранения или увечья в результате боевых действий во время ВОВ или их последствий - на 32% от РРП ;
  • тем, кто не меньше полугода был на военной службе или проработал в период ВОВ, не включая работу на временно оккупированных территориях СССР, либо имеют ордена и медали СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы ВОВ, а также необоснованно политически репрессированным, затем реабилитированным - на 16 процентов РРП .

В расчете от размера пенсии на 15-100% пенсии повышаются:

  • Героям Советского Союза, РФ и награжденным орденом Славы трех степеней;
  • Героям Социалистического Труда, Труда РФ;
  • чемпионам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • лицам, которые получили орден Трудовой Славы трёх степеней или орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней.

Лицам, которые неоднократно удостоены звания Героя Советского Союза, РФ, Социалистического Труда или Героя Труда РФ, пенсионное содержание повышается соответственно каждому полученному званию .

Надбавка за выслугу лет военнослужащим

К пенсионному пособию за выслугу лет в определенных случаях предусмотрено начисление надбавок . Они определяются в процентах к расчетному размеру пенсии (РРП). Законом установлены надбавки следующим получателям:

  • пенсионерам (на уход за ними), которые имеют инвалидность 1 группы, либо по достижению ими возраста 80 лет - 100% РРП ;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют на иждивении членов семьи (нетрудоспособных) при условии, что последним не выплачивается или пенсия:
    • 32% -при одном нетрудоспособном;
    • 64% - при двух нетрудоспособных;
    • 100% - при трех и более.
  • пенсионерам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, не являющимся инвалидами: 32% , а при достижении ими возраста 80 лет - 64% . Надбавка не начисляется, если пенсия уже исчислена с применением увеличения.

Право на долю страховой пенсии

Если военный пенсионер, уволенный со службы, продолжает трудиться на гражданских должностях, и работодатель отчисляет за него в пенсионный фонд, либо пенсионер осуществляет деятельность как ИП с уплатой соответствующих взносов в ПФР, он может иметь право на получение второй пенсии - (кроме фиксированной выплаты к ней) при достижении им требуемых законом условий:

  • Возраста 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин. В 2019 году значение возраста будет ниже (подробнее ). Возможно назначение страховой пенсии по старости за работу в особых тяжелых условиях и местностях.
  • Минимального не меньше 10 лет (если он не был учтен при ). Требование к стажу увеличивается каждый год на 1 год до размера 15 лет.

При расчете страхового стажа из него исключаются периоды службы, которые имелись до назначения пенсии по инвалидности, или время службы и другой деятельности, которые уже учли при подсчете размера пенсии за выслугу лет.

Дополнительные требования , предусмотренные для назначения страховой пенсии:

  • Минимальный размер (ИПК) - 16,2. Требование к нему ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не повысится до 30.
  • Наличие военной пенсии за выслугу лет или .

Порядок и сроки обращения за назначением

За назначением военной пенсии по выслуге лет необходимо обращаться в органы тех служб, в которых получатель пенсии служил перед увольнением : пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и ФСБ РФ. При обращении военнослужащему требуется подать:

  • заявление на установление пенсии;
  • документы (при необходимости), подтверждающие наличие условий для увеличения выплат или установления надбавок.

Обратиться в пенсионный орган можно лично или переслать заявление и документы по почте. После проверки представленных документов, если с ними все в порядке, в течение десяти дней после подачи заявления (если необходимые документы представлены не позже 3 месяцев со дня, когда их затребовали) проводится назначение пенсионного пособия.

Если обращение за назначением пенсионного содержания поступило несвоевременно, пенсия за прошлый период устанавливается со дня, когда у лица возникло право на него, но не больше чем за 12 месяцев до дня обращения.

Общий порядок выплаты пенсионного обеспечения

Законодательством определен порядок выплаты пенсионного обеспечения и оговорены некоторые иные условия его получения:

  • Выплата военного пенсионного содержания производится через Сберегательный Банк России зачислением на счет получателя, либо перечислением через почтовые услуги связи по месту жительства или пребывания пенсионера. По согласованию с Министерством Финансов РФ решением федерального органа исполнительной власти порядок выплат пенсионных пособий может быть изменен.
  • Получать пенсионное пособие пенсионер может сам лично, либо с помощью доверенного лица, оформленного в соответствие с законодательством.
  • Выплата военной пенсии не зависит от того имеется или нет у ее получателя заработок по трудовому договору или иной доход. В этом случае не выплачиваются надбавки на иждивенцев и по инвалидности.
  • Пенсия, начисленная и не полученная пенсионером своевременно по его вине, подлежит выплате за время, которое прошло, но не больше чем за 3 года до обращения за ней. В случае неполучения пенсии по вине выплачивающего ее органа, выплата производится за все прошлое время.

Все граждане нашей страны имеют право на пенсионные выплаты, однако, если гражданские лица могут выйти на пенсию по достижению ими соответствующего возраста, то у лиц, проходивших воинскую службу, право на окончание службы и получение пенсионных выплат наступает через 20 календарных лет, но не ранее достижения ими 45-летнего возраста. имеют разную степень нагрузок и риска для жизни, поэтому законодательно предусмотрена льготная выслуга лет военнослужащих для пенсии, так называемый льготный стаж, где расчет выслуги определяется путем умножения реально выслуженного срока на повышающий коэффициент. Величина показателя определяется исходя из опасности и сложности выполняемых задач, зависит от службы в разных родах войск. Если служебная деятельность осуществлялась в неодинаковых условиях, и льготная выслуга применялась не на всех этапах службы, стаж рассчитывается путем сложения календарных лет со льготным сроком.

Понятие льготной выслуги лет

Говоря о льготной выслуге, законодатель подразумевает, что некоторые периоды службы засчитываются в счет стажа в сроках, в большую сторону отличающихся от календарных периодов. От военных нередко можно услышать фразу «у меня выслуга год за полтора», но это утверждение не верно.

К примеру, военнослужащий проходит службу в части, где стаж рассчитывается 1:1, но на 3 месяца его направили в зону боевых действий, он стал участником ВБД, и в льготное исчисление войдут эти 3 месяца, а не весь год. Другой пример расчета: служащий в войсках со льготным исчислением стажа 1:1,5 месяца 3 дня непосредственно участвовал в контртеррористической операции на основании приказа, эти дни будут исчисляться 1:3. Если армеец получил ранение или другое увечье при участии в такой операции, время непрерывного нахождения в лечебном учреждении будет так же засчитано в стаж, как 1:3. Факторы, влияющие на сроки, величину коэффициента и правила исчисления льготной выслуги, изложены в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941.

Расчет выслуги по льготному исчислению

При переходе с должности, означающей стандартное исчисление выслуги на звание со льготной выслугой, льготный стаж рассчитывается исходя из фактического времени нахождения на этой должности согласно приказу. В расчет входит время отпусков, командировок, лечения и прочих законных случаев отсутствия в части, не подразумевающих освобождения от должности. Величина повышающего коэффициента установлена законодательно, зависит от сложности и опасности выполняемых задач.

Обратите внимание! Самый высокий коэффициент 1:6 месяцам применяется для тех, кто воевал в штрафбатах времен Великой Отечественной войны.

Выслуга 1:3 месяцам

Исчисление выслуги 1:3 месяцам применимо для ветеранов ВОВ и приравненных к ним участникам/ветеранам боевых действий, ликвидаторов аварии в Чернобыле, в том числе и для солдат-срочников. Стоит заметить, что к этой категории военнослужащих относят тех, кто проходил службу в бывших республиках СССР в период обострения межнациональных распрей (Нагорный Карабах, Ингушетия, Таджикистан и другие зоны чрезвычайного положения), военнообязанные, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, и те, кто принимал участие в операциях ООН за пределами России. Необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, осужденным, репрессированным военным, которые впоследствии были реабилитированы, в части, касающейся исчисления выслуги лет, 1:3 месяцам засчитывается время, безосновательно проведенное в местах лишения свободы.

1:2 месяцам

Засчитывается участникам ВОВ, служившим в частях, не принимавших участия в боях, попавшим в плен против своей воли, узникам концлагерей. Помимо , право на выслугу 1:2 имеют военнослужащие:

  • проходящие службу в отдаленных гарнизонах России;
  • военспецы, прикомандированные к армиям стран, ведущих боевые действия;
  • ведущие работы с ядерными отходами и осуществляющие перезарядку реакторов;
  • выполняющие боевые задания в высокогорных местностях;
  • водолазы, длительно находящиеся в условиях повышенного давления.

Полный перечень воинских специальностей и льготных условий опубликован в ПП от 22 сентября 1993 г. N941.

1:1,5 месяцам

  • отдельные категории летного состава;
  • моряки-надводники, несущие службу на атомных кораблях;
  • пограничники;
  • экипажи дизельных подлодок.

Этот список далеко не полный. Военные, имеющие право на льготное исчисление стажа, уведомлены об этом соответствующим приказом. Все должностные перемещения, подразумевающие переход на должности с иным исчислением выслуги, сопровождаются приказом и расчетом сроков выслуги на день должностного перемещения. Зачет срока армейской службы в трудовой стаж лицам, проходившим срочную службу, производится в календарном исчислении за исключением времени прохождения службы в льготных условиях, в этот период применяется повышающий коэффициент.

Льготная пенсия у военнослужащих


Фактически военнослужащий может прослужить менее 20-ти лет, но с применением льготного исчисления срока службы можно стать пенсионером в молодом возрасте. Если позволяет здоровье и семейные обстоятельства, не возбраняется продолжение службы, в этом случае с каждым лишним годом будет расти размер пенсии, но день ее назначения наступит после увольнения. Многие военные пенсионеры предпочитают уволиться и найти работу «на гражданке», получая и льготную пенсию, и заработную плату. Военным, работающим в гражданских организациях, пенсия начисляется полностью за исключением надбавок, специально разработанных для работающих пенсионеров. При достижении общего по стране пенсионного возраста, если позволит гражданский стаж и накопленные пенсионные баллы, военный пенсионер имеет право на получение страховой и накопительной пенсии, если он перешел на этот вид пенсионного обеспечения.

Порядок оформления пенсии по льготной выслуге лет

Порядок обращения военнослужащего за пенсией, порядок расчета и оформления выплат определен 50 ст. ФЗ №4468-1 «О военных пенсиях», где указано, что пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны, следовательно, нужно обратиться в пенсионный отдел военкомата по месту жительства. Заявление должно быть рассмотрено в 10-дневный срок. Началом начисления пенсии считается день увольнения со службы. Если военный пенсионер по каким-то причинам своевременно не подал заявление в военкомат, то пенсия за упущенный период ему будет выплачена со дня увольнения. Если срок обращения пропущен более, чем на год после увольнения, то пенсионные выплаты начисляются за 12 месяцев, предшествующие дню подачи заявления. В случае, когда пенсия уже начислена, но по каким-либо причинам не истребована, то она может быть выплачена задним числом не более, чем за 3 года. Если в несвоевременных выплатах установлена вина госоргана, отвечающего за начисление или доставку денег, то пенсия будет выплачена за весь срок. Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий подразумевает выплату ежемесячных надбавок в размере, установленном законодательством.