Как быть спокойной мамой: что я делаю, когда устала? "Железная выдержка: Как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются?" Практический трансформационный тренинг от Татьяны Егоровой

Кто такие спокойные дети? Какого ребенка можно назвать спокойным? Когда рождается ребенок, то его оценивают по шкале Апгар, которая учитывает, как скоро и сильно закричал , как он двигается и другие показатели.

Слишком спокойный новорожденный скорее насторожит врачей, нежели обрадует . Если младенец все время спит, плохо сосет и мало набирает в весе, такое спокойствие никак не доставит радости родителям. Слишком спокойного ребенка нужно обязательно обследовать у врача-невропатолога.

Не удивляйтесь, если доктор посоветует вам тормошить малыша, зачастую таким деткам прописывают , обучение грудничковому плаванию, динамическую , любые меры, которые способны расшевелить малыша. Такие детки вяло сосут грудь, у мам пропадает молоко, и ребенок переводится на смесь. Постарайтесь все же сохранить грудное вскармливание даже в такой сложной ситуации, как можно чаще предлагайте грудь малышу, сцеживайтесь и допаивайте своим молоком из бутылочки или ложки, ведь ослабленному крохе так нужно именно мамино ценное питание. Когда ребенок начнет набирать нормальный вес, то сразу же догонит своих сверстников в развитии.

Часто спокойные груднички не держат голову в именно по причине того, что они почти все время спят, мало двигаются, следовательно, не развивают свои мышцы и плохо набирают вес. Не волнуйтесь, специальная гимнастика, частые кормления и ваша любовь обязательно помогут в этой ситуации. Найдите хорошего врача-невропатолога, который будет наблюдать малыша и подскажет, как правильно действовать в этой ситуации. Если же ваш малыш хорошо набирает вес, развивается по графику, мало плачет и много улыбается, радуйтесь, значит у вас нормальный, здоровый, по-хорошему спокойный ребенок .

Малыш растет, развивается, к году, как правило, большинство детей начинают ходить и активно познавать окружающий мир. На первый план выходит не физическое, а эмоциональное, психическое развитие ребенка. Дети начинают проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темперамента людей, в том числе и детей : холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.
Дети-холерики спокойными никогда не бывают , это легковозбудимые, активные, шаловливые, озорные, задиристые, нередко драчливые ребятишки. Родители таких малышей могут только помечтать о спокойной жизни. Психологи советуют воспитывать таких детей в максимально спокойной обстановке, исключать эмоциональные перегрузки, развивать в малышах усидчивость. Холерики — хорошие ораторы, заводилы детского коллектива, они хорошо адаптируются в новой обстановке, легки на подъем и не боятся перемен.

Дети-флегматики напротив очень спокойные малыши . Они медлительны, несуетливы, не любят перемен, тяжело адаптируются в коллективе. Таких малышей психологи советуют чаще тормошить, приучать к подвижным играм, учить быстро переключать внимание, развивать в них любознательность. Зато эти дети имеют отличную память, они упорно и рассудительно идут к своей цели.

Детки-меланхолики очень чувствительны , легкоранимы, любое повышение тона, несправедливое наказание могут вызвать у такого ребенка сильный стресс. Эти дети обычно спокойны и очень послушны, тяжело адаптируются в коллективе из-за своей эмоциональной слабости и обидчивости. Их нужно стимулировать к проявлению инициативы, развивать в них смелость, активность, но помнить, что душа у таких малышей тонкая и нежная, поэтому они требуют особой заботы и защиты со стороны близких. Обычно меланхолики – это творческие личности, из них вырастают талантливые писатели, художники, поэты.

Сангвиники – это самые жизнерадостные, дружелюбные и общительные детки . Несмотря на свою активную жизненную позицию, постоянное веселье и активность, у этих деток очень ровный и спокойный характер, они послушны, неконфликтны, спокойно реагируют на наказание. Такого ребенка нужно приучать к усидчивости, аккуратности, формировать в них устойчивые интересы, учить доводить начатое до конца.

Нельзя однозначно сказать хорошо или плохо, когда ребенок спокойный . Нужно смотреть, в какой ситуации он проявляет это качество. Все дети разные. спокойного, сильного и уверенного в себе ребенка – задача не из простых. Если вы сами будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш у вас будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.


Не падайте духом. Найдите время для себя. Быть родителем - это работа «на постоянной основе», вы всегда нужны ребенку, и с этим уже ничего не поделать. Поэтому не забывайте о себе, отдыхайте немного, даже если ваш ребенок из-за этого чуть-чуть поплачет. Вы вправе иногда сделать что-то для себя. Вот несколько способов, помогающих вытащить голову из петли и продолжать жить.

Домашняя работа

Не погрязайте в скуке: ваше настроение повлияет на настроение ребенка. Вам скучно и ему скучно. Не хотите (или не можете) оставлять ребенка, но при этом вам нужно делать что-то еще, а не только складывать белье в корзину? Учитесь. Всегда есть возможность обратиться к курсам в Интернете или по телевидению. Пойдите в библиотеку и возьмите «руководство для идиотов» - почти по любому предмету. Я видела подобные руководства для всего: от фен-шуй и поливки садов до йоги и даже - упражнений по бухгалтерскому делу!

Уходите

Ребенок безутешно плачет? Вам кажется, что вы сейчас взорветесь? Положите ребенка. Если вы сделали все, что могли, а ребенок все еще плачет, не впадайте в отчаяние. Положив ребенка в кроватку, закройте дверь. Выделите десять минут, наденьте наушники, ложитесь и послушайте музыку или побейте подвесную грушу - в общем, сделайте то, что избавит вас от стресса . В любом случае, либо ребенок накричится всласть и уснет, либо, если этого не произойдет, вы все-таки будете в лучшем состоянии и найдете в себе силы снова провести с ним время. Посоветуйте и няням поступать так же. Я всегда говорила: «По мне, лучше, чтобы вы положили ребенка в кроватку и вышли из комнаты, чем обозлились на все и вся». Скольким зареванным малышам облегчило бы жизнь, если бы тот, кто ухаживает за ними, не трепал себе нервы, не доходил «до ручки», а просто иногда брал тайм-аут!

Пойдите на прогулку

Просто пойдите. Оставьте кого-то, кому вы доверяете, с ребенком, наденьте кеды и выходите за дверь. Очень легко не выйти. Очень легко сказать себе: «Я устал(а)». Но вы удивитесь, насколько легче вам станет во время прогулки, даже если идет дождь. Вы почувствуете себя лучше, вернувшись домой со свежей, отдохнувшей головой.

Хорошо питайтесь

Порой возникает искушение доесть последние хлопья, остатки каши или половину сэндвича (а вовсе не кусочек моркови), а потом забыть приготовить себе пищу. Однако сделайте это. Приготовьте себе пищу на ваш вкус, даже если это просто салат, и сядьте, чтобы спокойно съесть это. Теперь вы родитель и заняты больше, чем когда-либо, поэтому вам необходимо поддерживать силы. Было бы очень легко пропустить завтрак (и ланч), а затем объедаться, когда ребенок заснет. Это не только вредно для вашего желудка, это нездоровый образ жизни, который добавит вам лишний вес. Возьмите себе за правило готовить еду три раза в день, и чтобы это было сбалансированное питание. И вы будете чувствовать себя - и выглядеть - гораздо лучше.

Высыпайтесь

Чередуйтесь с супругом по выходным: кто встанет раньше, чтобы заняться детьми . Удивительно, насколько моложе вы будете выглядеть после нескольких дополнительных минут, проведенных в постели. Не забудьте про приятный утренний душ - и вот оно, счастье!

Ваше укромное местечко

Пусть у вас будет укромное местечко. У детей есть игровая комната и комната с гимнастическими снарядами. У отца - офис (на работе или дома) и, возможно, гараж или подвал, а у матери... кухня? Я так не думаю. Найдите большой, мягкий стул (распродажа вещей домашнего обихода на дому - самый доступный источник таких вещей), хорошую настольную лампу и оборудуйте для себя уютное местечко для чтения. Или маленькое убежище в саду: шезлонг, складной столик и стакан, скажем, лимонада. Пусть дети играют, пока вы свободны. Пусть все знают, что это время, которое вы проводите в своем уголке, - священно. Хотя бы десять минут дети могут играть сами, и их просьбы принести что-нибудь перекусить могут остаться без ответа.

Молодым мамам очень помог бы тайм-менеджмент, что фактически означает распорядок дня - умение правильно распределить своё время. С помощью несложных п...

Умение отсутствовать

Когда ребенок подрастет и вы сможете оставлять его с няней, а сами прогуляться, внесите в ваш распорядок дня «досуг». Очень важно регулярно общаться с другими взрослыми, особенно, когда детей нет рядом. Запишитесь в клуб читателей, на какие-нибудь курсы, займитесь чем-нибудь неподалеку от дома, проведите ночь с подругами и регулярно устраивайте «Ночь отдыха для матери» с женщинами, находящимися в таком же положении, что и вы. А маленькое милое личико ребенка, которого вы оставили на его месте в кровати, станет еще милее и дороже, когда вы вернетесь - даже если вы отсутствовали всего пару часов.

Ворчите, но не кричите

Один папаша говорил мне, что часто изображает большого, ворчащего медведя, вместо того чтобы кричать на ребенка. «Кто рассыпал сахар на полу в кухне?» - это более действенное средство, чем вопли по поводу беспорядка. Это также вносит юмор в ситуацию, а ребенок при этом не пугается. В конце концов, нам нужно, чтобы он не просыпал сахар на пол. Мы вовсе не хотим, чтобы он постоянно боялся нас.

Попробуйте снова!

Приходилось ли вам говорить эти слова в детстве? Попытайтесь вспомнить о них теперь, став взрослым человеком. Наберите воздуха в грудь, походите немного и постарайтесь подойти к ситуации с другой стороны. «Попробуем снова», - часто говорю я, осознав, что мои вопли становятся бессвязными и выходят из-под контроля. «Теперь объясни, как эта жвачка попала к собаке?» Когда мы раздражены, нам всем нужно отдохнуть - не только мамам и папам, но и малышам. Поэтому посидите некоторое время спокойно - на расстоянии больше, чем вытянутая рука , - и полистайте книгу или журнал (поиграйте с собакой или игрушечной машинкой). Даже пять минут такой вынужденной тишины разрядят атмосферу. И тогда попытайтесь начать разговор снова.

Пробегите круг

Вы действуете друг другу на нервы? Если дети подросли, пусть пробегут вокруг дома вместе с вами (или вокруг двора, квартала, да даже парка, если хотите). То, что сначала казалось наказанием, может быстро обернуться забавным скачком за лакомством из холодильника. Часто недостаток физических упражнений - причина всплеска неуемной энергии у детей. Итак, бегите. Дети сорвутся с поводка, а вы слишком запыхаетесь, чтобы кричать на них!

Позвоните маме

Вода в ванной льется через край, ребенок кричит: «МАМА!», телефон звонит, под дверью стоит подросток, желающий предложить вам подписку на журнал, а вы только что наступили на сооружение из конструктора Лего. Что вам следует сделать, чтобы не закричать самой?! Звонки маме - лучшие в такие моменты: я рассказываю ей обо всех ужасах, которые творят мои дети, и слушаю, как она смеется на другом конце провода. Ведь, несомненно, этот звонок подтверждает, что проклятие работает . Ну да, проклятие, которое ваша собственная мать наложила на вас, чтобы у вас были дети и вели бы себя так же, как и вы. Итак, не отчаивайтесь! Излив душу матери (попросив ее не смеяться), возьмите это проклятие от нее и наложите его на ваших детей. Если вы не в настроении звонить матери (или не можете заставить ее перестать смеяться), позвоните вашему хорошему другу или подруге (предпочтительно, чтобы они имели детей) или тому, кто восхищается вашими воспитательными способностями (а не тому, кто полагает, будто вы помешались на почве детей). Кому бы вы ни звонили, выбирайте человека, который позволит вам за пять минут выговориться и успокоиться, а потом поможет увидеть в рассказанном нечто забавное. Хотите верьте, хотите нет - но забавное всегда существует.

7 4

В воспитательных целях многие мамочки применяют к своим деткам разные способы наказания и уговоров. Когда приходиться выполнять в течение дня множество дел – трудно оставаться спокойной и уравновешенной. На работе бесконечное напряжение, а дома уйма хлопот. На отдых остаётся мало времени.

После садика (или после школы) детишки находятся во взвинченном состоянии. У них много вопросов, пожеланий, требований. Им постоянно что-то нужно от мамы (реже от папы).

Любая нормальная женщина рано или поздно начинает «срываться». Если ребёнок где-то «пошалил» одни мамочки хватаются за ремни, другие устраивают психологическую атаку. Вторые обычно категорически против рукоприкладства и наивно полагают, что словами больно не сделаешь.

1. Успокойтесь!

Если у вас тяжелая работа и много забот – от того что ваша нервная система напряжена ничего вокруг не измениться. Дети слишком малы, чтобы так же по-взрослому оценивать происходящее. Они многого не понимают. И больше всего не понимают, почему злятся их родители. Если не получается успокоить нервы самостоятельно, попейте успокоительное.

2. Выделите себе время для отдыха.

Если у вас будет возможность, попробуйте выспаться. Иногда для этого достаточно 20-30 минут. Может просто стоит прогуляться по улице в одиночестве. Главное выделить себе немного времени для отдыха. Не стоит при этом заниматься другими делами. Оставьте все заботы позади.

3. Когда у вас будет свободная минутка, обдумайте ваши отношения с детьми.

Какие на данный момент существуют проблемы. Какие при этом последуют выводы. Если самостоятельно не удаётся прийти к разумному решению, воспользуйтесь советами специалистов. Для этого существует масса вариантов. Посещение психологов, книги, можно поискать информацию в интернете. Выделите важный вопрос и ищите варианты ответов на него.

4. Каждый день уделяйте время на общение с детьми.

Ребёнок нуждается в вас ежедневно. У него нет большего авторитета в мире кроме вас. В его жизни происходит много событий. Он растёт и развивается. Самые близкие люди, которые помогли бы ему изучить этот мир – это его родители. Отдаляясь, вы словно отказываетесь от него.

5. Среди большинства кажущихся проблем есть незначительные.

Не стоит приукрашивать мелкие шалости до размеров преступления. Будьте справедливы. Не придирайтесь к ребёнку по пустякам. Он не должен ощущать себя плохим «всегда». Только если натворил что-то действительно плохое. Вы должны сами решить, что для вас важнее в воспитании. Ребёнок не собачка, которую вы собираетесь выдрессировать. Он не может быть идеальным.

6. Конечно, важным фактором в отношениях является взаимопонимание и уважение.

Если вы требуете для себя уважения, то должны так же относиться к своему ребёнку. Он тоже личность, хоть и несовершеннолетняя. Для того, чтобы понять ребёнка не надо получать образование детского психолога. Достаточно представить себя на его месте. Подумать о том, что он может чувствовать. Как воспринимает окружающий мир. Попробуйте взглянуть на вещи его глазами. И скорее всего многое, из его поведения станет объяснимым.

7. Многие родители, чувствуя свою вину за какие-то моменты жизни, откупаются подарками или балуют детей.

Не компенсируйте детям свои плохие поступки подарками. Что бы вы ни делали и ни говорили. Многие психологи выступают против того, чтобы «подкупать» своего ребёнка. Награды должны быть заслуженными или просто от любви. Не забывайте вы взрослый человек. Он ваш ребёнок. Судьёй для вас должна быть только совесть. Просто старайтесь не допускать негативных ситуаций.

8. Не увлекайтесь с наказаниями.

Каждая мама сама выбирает способ наказания. Но пока дети маленькие они используют их крайне редко. Дети вырастают и на многие старые «приёмы» не реагируют. Мамочка не желает сдаваться. В итоге наказание ужесточается, а иногда и учащается. В 3-ем совете упоминалось о проблемах с детьми. Это как раз то, где надо быть предельно аккуратными. Выбор, методы, и частота наказаний повлияют на дальнейшее развитие характера ребёнка. Следует быть осторожней, чтобы не навредить душевной гармонии ребёнка. Именно из-за наказаний у многих детей большие комплексы.

9. Почаще говорите «люблю».

Это слово жизненно важно для любого малыша. Оно его успокаивает и даёт чувство защищенности. Это объединяет вас невидимыми нитями. К тому же нет ничего прекрасней и чище чем любовь между матерью и дитём. Наши дети слишком беззащитны в этом мире без нашей поддержки и заботы. Вся ежедневная суета – это ваш выбор. Проблемы и заботы мы создаем себе сами. А дети не могут подождать, когда для них выделят пару часов. Они вас любят круглосуточно и им надо знать, что это не безответная любовь.

10. Наслаждайтесь своим материнством.

Вы и не заметите, как быстро вырастут дети. Возможно, о многом придется сожалеть. Старайтесь радоваться настоящему времени. Каждый день приносит что-то новое. Живите сегодняшним днём, как последним. Дети живут с нами не так уж долго. Рано или поздно им придётся оставить отчий дом. Как бы нам не хотелось они не могут жить с нами всегда. Помните об этом.

Если вы считаете, что взрослые в большей степени подвержены стрессам, то это далеко не так, утверждают ученые. Большим стрессором для ребенка является даже переход в новую школу или соседний класс. А когда еще и со сверстниками общий язык найти не можешь… О том, чем опасны детские стрессы и как с ними бороться, рассказывают наши эксперты.

Переживания большие и малые

Дети подвержены стрессу в большей степени, потому что для них окружающий мир часто неведом, таит опасность, - считает профессор Михаил Рыбалко. - Когда мы имеем значительный багаж опыта, знаем возможные исходы из ситуации, то меньше боимся и переживаем. Кроме того, ребенок часто воспринимает мир глазами мамы: если она встревожена, он переживает еще больше. Особенно остро стресс у детей проявляется в ситуации расставания родителей. Часто после развода ребенок заболевает неврозом или начинает страдать задержками в развитии. Иногда дети даже замолкают на полгода-год. Хотя внешне это переживание не так заметно, как у взрослых.

Впрочем, далеко не только возраст определяет подверженность стрессам. По словам Светланы Михайловой, доцента кафедры клинической психологии психологического факультета АлтГУ, в большой степени это зависит даже не от возраста, а от темперамента человека и его воспитания.

Большим стрессом для ребенка становится смена школы, класса. Снизить уровень переживаний здесь можно с помощью объяснений: это не означает уход навсегда - ребенок может встречаться с бывшими одноклассниками, считает профессор Рыбалко.

Адаптация к первому, пятому классам - довольно серьезный процесс, - говорит Екатерина Гусева, педагог-психолог городского оздоровительно-образовательного центра «Потенциал». - Многое здесь зависит от педагогов и родителей. Поскольку для ребенка это значительный стресс, можно начать с укрепления здоровья - это витамины, правильное питание, спорт. Не менее важна эмоциональная поддержка - даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен. То, насколько легко ребенок войдет в новый коллектив, зависит и от его умения дружить. При этом родителям не следует обсуждать при ребенке плохое поведение его одноклассников, навешивая ярлыки.

Но главную роль в процессе адаптации играет все же учитель. Что плохо: сейчас в детях с первого класса воспитывают конкуренцию. Каждый становится сам по себе, и в итоге это ведет к разрозненности коллектива. Отсюда вытекает другая причина детских стрессов - конфликты в школе. От родителя здесь требуется научить ребенка разрешать ссоры словами. Однако, если конфликты заходят слишком далеко и стоит вопрос о безопасности и здоровье ребенка, родители обязательно должны вмешиваться. Конечно, при согласии чада. Лучше всего проблемы решать в частном порядке, не вынося их на публичное обсуждение: поговорить с родителями обидчика, учителем. В спокойных тонах, без оскорблений. Крайняя мера - перевод ребенка в другую школу, хотя при таких радикальных мерах обязательно нужно вести с ребенком параллельную работу, иначе проблемы перейдут на новое место. Можно подключить психолога.

О пользе шепота

Если родителям и вмешиваться в конфликты детей со сверстниками, то очень осторожно, уверена Светлана Михайлова:

Умный родитель затеет в классе общую игру, праздник, и весь конфликт пройдет. Или научит реагировать шуткой - такого ребенка тоже не будут обижать. А если ругать обидчика - ничего не получится. Ребенок еще больше озлобится. Дети подросткового возраста не слышат, когда на них орут, разговаривать с ними нужно шепотом на ушко. В воспитании детей слова не играют никакой роли, научить можно только своими поступками и любовью. Все добром делается, в добрых семьях и добрые люди растут.

То, что насилия в школе стало больше, спровоцировано жестокими играми детей, в том числе компьютерными, - говорит Екатерина Гусева. - Поэтому так важно уделять внимание нравственному воспитанию ребенка.

Если же происходит так, что в конфликте агрессор - ваш ребенок, постарайтесь перенести его энергию в конструктивное русло, советуют психологи. Чаще всего такое поведение спровоцировано дефицитом внимания.

Сама жизнь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета АлтГУ Марина Фроловская уверена, что школу нельзя воспринимать как подготовку к жизни - это уже есть и сама жизнь. Снизить стресс при поступлении в школу можно, воспитав в ребенке психологические навыки, которые помогут ему быть учеником: развитие речи, внимание, памяти, умение общаться. Все это происходит через игру.

Что касается конфликтов в школе, то, прежде чем давать советы, важно задать вопрос: почему это произошло. Здесь как у Окуджавы, главное - святая наука - расслышать друг друга. Деятельность хорошего педагога схожа с деятельностью психотерапевта. Если между ним и учеником есть доверие, педагог так поговорит с ребенком, чтобы он сам сформулировал свою трудность, и вместе попытается ее решить. К сожалению, сегодня в большинстве школ сократили штатных психологов. А они нужны, причем самого высокого класса, - считает Марина Фроловская.

Симптомы стресса у детей

У грудных детей и малышей до двух лет:

  1. чрезмерная раздражительность;
  2. демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  3. ухудшение сна.

У дошкольников

  1. возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  2. «возвращение в детство»(ребенок трех - пяти лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и т. д.);
  3. чрезмерно усиленные детские страхи - не может уснуть из-за боязни смерти и т. п.;
  4. частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  5. появление дефектов речи;
  6. гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  7. слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

У младших школьников

  1. частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  2. ночные кошмары;
  3. быстрая утомляемость;
  4. постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  5. постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  6. ложь;
  7. возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький(«впадает в детство»);
  8. расстройства без видимой на то причины;
  9. озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  10. нежелание посещать школу и гулять с друзьями - замкнутость, отрешенность от мира;
  11. агрессивное отношение к окружающим;
  12. педантизм и максимализм в работе по дому и в учебе: ребенок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  13. заниженная самооценка;
  14. беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  15. падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  16. дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;
  17. ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Предупреждаем стресс

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

  1. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребенку, поддерживать доверительные отношения с ним.
  2. Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребенком и не давать ему это делать самому.
  3. Необходимо морально подготовить ребенка к возможным стрессовым ситуациям - нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с темной стороной жизни. Выберите золотую середину: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
  4. Родителям следует помогать ребенку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
  5. Научите своего ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т. д.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».