Упражнение на установление контакта с клиентом. Психологические сигналы при вступлении в контакт. Создание позитивной атмосферы

В одной розничной компании г. Волгограда, есть сотрудник (заранее прошу у него прощения), который любит играть в компьютерные игры. Всем посетителям магазина он дает названия из этих игр. Например людей, которые заходят и просто смотрят ничего не покупая, он называет «Визоры», людей, которые проходят насквозь магазина в другой отдел - «Паломники» и т.п.

В книгах, да и тренингах, принято посетителей розничного магазина делить на три категории «холодный - теплый - горячий». В данном посте хочу разобрать один способ работы с теми посетителями, которые никак не идут на контакт и игнорируют все ваши способы завести разговор.

Начнем с того, что мы имеем. Что мешает менеджеру с КАЖДЫМ клиентом выкладываться на 100%? Когда продавец за месяц консультирует множество клиентов, то копится опыт отказов. Клиенты, которые не совершают покупку, проявляют похожие способы поведения. Менеджер прекрасно это замечает и начинает «видеть» клиента. Я специально слово «видеть» взял в кавычки, ведь именно это заставляет менеджера вешать ярлык на клиента и заранее давать себе установку на работу с ним. Организм человека устроен так, чтобы как можно меньше тратить энергии, особенно если результата не предвидится. Мозг человека устроен по принципу «отложи на завтра - то, что можно сделать завтра», по крайней мере у большинства среднестатистических продавцов. Поэтому человек НЕ склонен тратить энергию, если не предвидится 100%-ной вероятности результата.

Вернемся к началу - почему не со всеми клиентами менеджер выкладывается полностью? Причина ясна - мозг дает команду «не напрягайся, все равно вероятность продажи близка к нулю». Поэтому средний продавец не стремится найти способы решения такой проблемы как «завязать разговор с неразговорчивым клиентом». РОПу нужен продавец, который из каждого клиента выжимает по максимуму. Но не всегда можно продавца «замотивировать» на такую работу. Получается один выход для руководителей: дать менеджеру конкретный алгоритм действий, уже придуманный за него, чтобы он просто выполнял пункты. Как программа - идти строго по алгоритму, чтобы получить итоговый результат. Согласен, что за сравнение менеджера с программой на меня уже понеслись проклятия, тогда предлагаю вам придумать более действенный способ, как уговорить (читай «заставить») менеджера чтобы он умел с большинством клиентов установить надежный контакт. За 6 лет работы тренером, я понял, что для обычного продавца четкий алгоритм действий дает гораздо больше результата чем просто обрисовывание конечной цели или коуч-сессия. Поэтому предлагаю пошаговую инструкцию для того чтобы разговорить клиента который не идет на контакт и создать о себе очень приятное впечатление, тем самым склонить минимум к повторному визиту, максимум к покупке.

Итак, мы с вами будем рассматривать только один из сотни способов для завязывания разговора с клиентом, который отказал нам в общении фразой типа «я сам посмотрю». То есть, после приветствия клиент нам отказал. Наша основная задача чтобы клиент начал с нами общение, а не отшил снова. Но сначала разберем один вопрос. Почему клиент отказывается от консультации? Я уверен, что вы знаете ответ на этот вопрос. По крайней мере в магазине мне отвечают одно - клиент не хочет чтобы ему начали впаривать. Да, именно впаривать, потому что у каждого человека есть негативный опыт общения с клиентом. Это может быть даже просто продавец за прилавком, который нахамил в далеких 90-ых, но черт возьми он оставил негативное мнение обо всех продавцах. В итоге получается, что клиент не идет на контакт с продавцом, потому что уверен, что менеджер хочет впарить. Клиент еще сам в душе не решил готов ли он покупать или нет, и меньше всего он хочет чтобы ему что-то навязывали. НО! Клиент, а точнее посетитель магазине гораздо охотнее идет на контакт если менеджер начинает общение НЕ с целью продать, а просто общение. Ха! Скажете вы, ведь мы и так с помощью этапа вступления в контакт и выявления потребностей завязываем общение. Но фразами типа «какой товар подбираете?» или «вы себе смотрите или в подарок?» подразумевает под собой не завязывание беседы, а именно разговор о деле, о продаже. И это отпугивает некоторых посетителей магазина. Я много раз демонстрировал менеджерам, что с любым посетителем можно завязать разговор. Важно уметь к каждому клиенту подобрать свой «ключик». За время работы накопилось несколько универсальных фраз которые позволяют завязать разговор с клиентом. Именно разговор, которые на самом первом этапе не подразумевает под собой продажу. В конце концов, вы же на первых минутах первого свидании с девушкой не говорите о свадьбе или о сексе?!

Алгоритм действий после отказа состоит из максимум трех шагов.

Шаг 1. Успокоить клиента тем, что мы и не собираемся ему ничего продавать, например фразами:

  • пожалуйста смотрите, выбирайте, у нас тут как в музее...
  • проходите чувствуйте себя как дома.... и т. п.

Шаг 2. Обезоружить клиента тем, что вы и не собираетесь ему ничего продавать, например фразами:

  • … не обязательно что-либо покупать...
  • … я не собираюсь вам ничего продавать просто расскажу...
  • … вы не подумайте это не значит, что у нас если кто вошел то должен уйти с покупкой...
  • … я понимаю, что многие продавцы вам уже надоели, при этом...

Шаг 3. Необходимо задать клиенту фразу не связанную с продажами. Вот несколько примеров для завязывания разговора, которые проверены на практике:

  • … если не секрет, что вас привело в наш магазин?
  • … просто товар весь разный, а вы вообще для себя подбираете?
  • … когда вы у нас были последний раз?
  • … кстати при входе в наш магазин заметили объявление?
  • … выбор у нас большой, если скажите для чего подбираете сэкономлю ваше время.

После этих фраз или любых других не связанных с продажей товара, менеджер ОБЯЗАТЕЛЬНО должен сделать доброжелательное выражение лица, или даже улыбнуться. Клиент обязательно отреагирует и заведет с вами разговор.

Статья любезно предоставлена нашим читателем Никитой.

При установлении контакта обращайте внимание на конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.

Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником (по Бакировой Г.Х.):

1. Приветствие: улыбка, возможно рукопожатие.

2. Обращение по имени и отчеству (если человек незнаком, потрудитесь заранее выяснить как его зовут)

3. Установление контакта глаз.

4. Установление оптимальной психологической дистанции.

5. Снятие напряжения теплыми словами, шуткой и т. д.

6. Использование прямого подхода: краткое изложение причин, по которым нужна беседа.

7. Подчеркивание значимости собеседника для вас, проявление уважения к нему.

8. Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т. д.; если вы знаете о предстоящей беседе, лучше заранее продумать те моменты, которые вас объединяют с собеседником).

9. Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.

10. Сообщение о Вашем восприятии собеседника, его чувств,

установок, эмоционального состояния. Примеры: "Мне кажется, что Вы устали..."; "Похоже, Вы несколько расстроены..."

11. Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).

12. Предоставление возможности выговориться.

13. Уважение мнения, точки зрения, позиции собеседника, даже если они отличаются, противоречат Вашей.

14. Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами: любой человек может быть в какой- то сфере более компетентным, чем вы; открытое и искреннее признание в этом способствует контакту, поскольку дает возможность собеседнику почувствовать свою значимость.

15. Признание перед собеседником своей неправоты раньше, чем он сам ее заметит.

Необходимо умение слушать.

Техники, способствующие нарушению контакта:

1. Перебивание собеседника.

2. Принижение личности собеседника.

3. Выведение собеседника из состояния равновесия, создание эмоционального напряжения:

Негативными оценками в отношении собеседника, его слов, поступков;

Созданием дефицита времени для решения проблем;

Преуменьшением вклада собеседника в общее дело;

Избеганием контакта глаз (например, вы печатаете);

Избеганием пространственной близости (наличие преграды, например стола между собеседниками);

Подчеркиванием разницы между собой и партнером;

Демонстрацией своей занятости («быстренько», «я заскочил»), несвоевременности прихода собеседника;

Демонстрируете неуважение

Извиняетесь без причины, ведете себя неуверенно «Если я помешал…»

Отвлечением на третье лицо, другие дела; разговором "на бегу".

Говорите невнятно, монотонно, без эмоций

Говорите о том, что интересно только вам

Не признаете ошибок

4. Нападение:

Нападаете на собеседника (критикуете, обвиняете);

Защищаете себя;

Оскорбляете собеседника;

Реагируете с сильной отрицательной эмоцией.

5. Отсутствие конгруэнтности

6. Использование большого количества закрытых вопросов, направленных на собеседника.

7. Собственная закрытость и ожидание открытости другой стороны.

Установление контакта. (Кто, его состояние, барьеры). Итог: «меня слушают».

  • Работа в парах. Отработать фазу установления контакта с использованием приемов подстройки к собеседнику, «Вы-подхода», приемов установления контакта.

Вы-подход.

Сказка про принцев. 2 жениха. Я-мне и Ты-тебе.

Я-мне: я повелитель страны большой и могущественной, с большими угодьями. У меня 500 верблюдов…

Ты-тебе: Ваша будущая страна… В вашем стаде…

Приемы:

1. Трюизмы. Банальности, с которыми нельзя не согласиться. Н-р: летом- жарко. Вы ведь хотите, чтобы Вас хорошо обслуживали.

2. Переформулирование. Н-р: стакан полупустой- полуполный. 30 % жира или 70 % мяса.

3. Выбор без выбора. Н-р: сядем сюда или сюда.

Переключится на собеседника (на партнера и на общение с ним), установить контакт.

4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты резких и неприятных слов и выражений (Умер – ушел из жизни)..

Начало беседы.

  • Проанализировать ошибки при установлении контакта: негативные мыслительные стереотипы, обесценивание партнера, собственное обесценивание и т.д.

Существуют негативные мыслительные стереотипы- слова раздражители.

СО- собственное обесценивание

ОП- обесценивание партнера

НМС- негативные мыслительные стереотипы. Веду к неприятным мыслям.

«Не хочу Вас долго задерживать » СО, НМС

«У меня как раз было немного времени » ОП

«Я случайно оказался в Ваших краях» ОП

«Позвольте войти?» СО

«Я не помешаю ?» СО, НМС

«Я тороплюсь, т.к. после Вас у меня назначена важная встреча » ОП

«Вы не уделите мне несколько минут?» СО

«Мне поручено Вам сообщить » СО, ОП

«Вам по- прежнему нездоровится?» НМС

«Надеюсь, сегодня Вы не будете торопиться, как в прошлый раз» НМС, ОП

«К Вам должен был придти руководитель отдела, но ему некогда, он очень занят» СО, ОП

«Я замещаю Х. У него важные дела, и он решил, что на Ваши вопросы могу ответить я». СО, ОП

Главное- настрой.

Нег. пример : Трудность в том, что программ очень много, что сложно найти ту, которая Вам полезна. Я не хочу, чтобы у вас оказалась программа, которая Вам не подходит. Давайте посмотрим.

Поз. пример: Мы найдем программу, которая бы максимально отвечала Вашим требованиям. Я помогу Вам. Вместе установим, что выбранная программа Вас полностью удовлетворяет. Обсудим, чего Вы ожидаете, и я Вам порекомендую…

Имидж

Цель - научиться управлять первым впечатлением, формировать удачный имидж.

Источники:

1. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. - СПб, 2004

2. Скороходова Н.Ю. Пособие для студентов по социальной психологии.

3. Браун Л. Имидж-путь к успеху, СПб, 2000

Когда мы говорим об имидже, мы говорим о первой фазе деловой коммуникации, деловой беседы.

Имидж = эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо (человека, товара, профессии, организации…).

Вспомним социальную перцепцию и особенности формирования первого впечатления.

Факторы, влияющие на формирование первого впечатления:

1. Характеристики субъекта восприятия

Выражение лица

Эмоциональная экспрессия

Жесты и поза

Походка

Оформление = одежда и украшения

2. Характеристики субъекта восприятия

Система предпочтений = что нравится, что не нравится

Проецирование своих свойств и состояний

Представление о структуре личности = как внешние характеристики я соотношу с внутренними

3. Особенности ситуации

Stop-дистанция

Социальный фон = другие люди

Установка = предварительная информация

Типичные схемы формирования первого впечатления.

Каждая схема запускается определенным фактором:

1. Фактор превосходства = если мы оцениваем партнера по общению как обладающего более высоким статусом, мы склонны приписывать ему все остальные положительные характеристики (например, что он умный, справедливый и т.д.)

2. Фактор привлекательности = если мы оцениваем партнера как внешне привлекательного, мы также склонны приписывать ему все остальные положительные характеристики

3. Фактор отношения к нам = если мы нравимся партеру по общению, срабатывает тот же самый механизм приписывания.

При установлении контакта важную роль играют невербальные сигналы, которые мы посылаем собеседнику

Stop - дистанция. Существует оптимальная дистанция для конкретной ситуации общения, ее надо уметь создавать.

Величина дистанции зависит от:

Взаимоотношений, степени психологической близости,

Различия в статусах,

Индивидуальных особенностей (например, склонность к агрессии),

Культурных стереотипов.

Нужно чувствовать желательную для партнёра дистанцию, не вторгаться в нее.

Контакт глаз. Важный показатель наличия контакта с собеседником. Но не должен быть пристальным, создавать дискомфорт для партнера.

Пантомимика. Показателем внимания к собеседнику служат открытая поза; наклон или поворот тела к партнеру; "отзеркаливание" позы собеседника.

Человек постоянно презентирует себя в ситуации общения.

Удачный имидж = способность внушить окружающим, что носитель этого имиджа является воплощением тех качеств, которые, по мнению окружающих, должны быть для этого статуса, должности и т.д.

Т. е. если мы хотим создать удачный имидж чего-то или кого-то нам нужно знать нашу аудиторию, т.к. мы всегда делаем имидж для ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ.

Правила удачного имиджа для деловой сферы:

1. Уверенность в своей внешности. Если вы сомневаетесь, что выглядите хорошо, будете тратить свои силы и внимание именно на то, чтобы удостовериться, что все в порядке.

2. Одежда не должна привлекать к себе слишком много внимания = она не должна подавлять Вас и то, что Вы говорите.

3. Требования к костюму:

Для участия в официальных мероприятиях для женщин предпочтителен костюм с юбкой. Юбка должна быть не слишком узкая (чтобы в ней можно было и стоять, и сидеть); чуть ниже колена, без боковых разрезов

Нежелателен короткий рукав для выступления перед большой аудиторией

Для женщин недопустим открытый носок или пятка в обуви

Обувь должна быть всегда чистой. Желательно иметь сменную пару (чаще для женщин)

Длинные носки у мужчин. Носки белого цвета допустимы только в спортивном костюме!

Наиболее выигрышные цвета: синий, серый. С ними сочетаются наибольшее число других цветов. Привычный нам черный - "глухой" цвет, скучен и утомителен для глаз.

Избегать визуальной вибрации: все яркое, блестящее, мелкий рисунок, яркие контрасты. В неудачному сочетанию, например, относится черный с белым.

Вообще белый цвет очень сильно обращает на себя внимание, мы сначала видим яркое белое пятно, а потом самого человека. Сочетание с глухим черным еще более усиливает этот эффект.

4. Прическа = чистые, ухоженные волосы. Для мужчин - аккуратная стрижка, для женщин - вариаций больше. Но самое главное правило - прическа не должна мешать видеть ваше лицо, мимику, глаза.

5. Украшения = спокойные, в тон костюму. Избегать украшений, которые подчеркивают Ваш достаток, это неприятно собеседнику.

Нежелательны на работе:

Трикотажные рубашки,

Футболки с лозунгами (исключение - слоган или логотип вашей компании),

Рубашки или футболки без рукавов,

Одежда, открывающая живот,

Наброшенная на плечи или талию одежда со связанными рукавами,

Тренировочные штаны,

Леггинсы,

Мини-юбки,

Голые ноги,

Застегивающиеся на молнию куртки,

Спортивная форма,

Джинсовые куртки,

Комбинезон,

Прозрачные блузы

Явно проступающие контуры нижнего белья

Длинные ногти «а la дракон» – плохой маникюр;

яркие цвета (ярко-розовый, лимонно-зеленый и т.п.);

– неправильный выбор размера (очень тесная одежда);

– яркая косметика и чрезмерное употребление духов;

– неподходящая обувь (грязная, старая, кроссовки или шпильки, открытые «носы» и пятки, спортивная обувь, плетеные или спортивные сандалии, рабочие ботинки)

ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

ВОПРОС: как складывается имидж делового человека?

Во внешности и поведении другого человека есть знаки, которые «запускают» восприятие по определенной схеме.

Таким образом, имидж складывается из:

  • Манеры поведения человека
  • Одежды

ЗАДАНИЕ: Разбиться на 2 группы, нарисовать делового мужчину, деловую женщину.

МУЖСКОЙ ДЕЛОВОЙ КОСТЮМ.

ВОПРОС: Верно ли, что классическая одежда для делового мужчины – белая рубашка, темный костюм, черный галстук?

(это классическая одежда для похорон)

Главное – консерватизм и элегантность.

Костюм: синего или серого цвета, из плотной ткани. Если костюм 1-бортный, он застегивается только на верхнюю пуговицу (если их 2) или на среднюю, если их 3. Если двубортный, на пуговицу, расположенную строго на талии.

Брюки: не должны спадать ниже талии, а разрез пиджака не должен расходиться, когда Вы его одеваете. Брюки носят с простым кожаным ремнем или подтяжками. Стрелки – сзади и спереди. Ломаются брюки лишь в том месте, где касаются ботинок. Сзади ботинки д.б. прикрыты на ¾. Брюки малы, если когда ВЫ садитесь, видна линия кармана.

Рубашка: не д.б. темной. Манжеты д. выходить на 1 см. из пиджака. Воротничок наглухо застегнут и хорошо разглажен. Рубашка д. сочетаться с галстуком.

Галстук: главное украшение делового мужчины, он д. повторять тона костюма и рубашки. По длине д. доставать до ½ пряжки пояса или чуть ниже, если нужно выглядеть значительнее. Узкого конца не д.б. видно, галстук не д.б. ярким.

Ботинки: Черные, кожаные, типа мокасин или на шнурках, консервативного стиля. Изящные, начищенные до блеска.

Носки: в тон костюма и обуви, темнее брюк.

В качестве украшения – только обручальное кольцо.

ЖЕНСКИЙ ДЕЛОВОЙ КОСТЮМ


Похожая информация.


Установление и поддержание контакта

Отрывок из: Доминяк В.И. Психология и педагогика. Внешние коммуникации в организациях: переговоры и продажи. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. - 44 с.


Этап установления и поддержания контакта в определенной степени является условным. Этапом можно назвать только установление контакта, поддерживать же его приходится все время, посвящаемое партнеру. Основная задача этого этапа - налаживание хороших отношений с партнером. Именно в это время задается эмоционально-личностный план делового общения.


Каким же образом можно установить контакт? Вспомните, как вы реагируете на незнакомого человека, появившегося перед вами? Первая реакция - непроизвольное внимание, которое длится от долей секунды до нескольких секунд. Оно направлено на любой объект, появляющийся в непосредственной близости от человека, в его пространстве, и служит целям определения потенциальной опасности этого объекта. Чтобы привлечь непроизвольное внимание партнера, необходимо обозначить себя: войти или встать, поздороваться, представиться. Обратите внимание на то, что уже на этом этапе вы должны быть безопасны для него. Чтобы продемонстрировать собственную безопасность, старайтесь не делать резких движений, сохраняйте приемлемую физическую дистанцию с партнером (не менее 70 см), улыбайтесь мягко, смотрите собеседнику в глаза (но не очень долго - пристальный взгляд в глаза воспринимается как признак агрессии), используйте доброжелательные интонации, открытые позы, жесты, обращайтесь к нему по имени (например, ). Ваш партнер должен почувствовать, что в вашем присутствии ему комфортно. Если же он будет ощущать дискомфорт, опасность, скорее всего он постарается исключить или ограничить дальнейший контакт с вами.


Следующий вид внимания - произвольное. Оно направлено на анализ того, насколько появившийся объект является интересным или полезным. На этой стадии необходимо заинтересовать партнера. Каким образом это сделать? Проявите к нему внимание, внимание к его потребностям, поддерживайте у вашего собеседника ощущение его собственной значимости и ценности. Постарайтесь его разговорить, пусть он говорит вам о себе. А вам нужно уметь его слушать и слышать. При установлении контакта хорошо использовать комплимент, не забывая при этом, что комплимент - это "приятная правда" о человеке, компании, офисе и т.п.


Если вам удалось разговорить вашего партнера, заинтересовать его, это значит, что сформирован третий вид внимания - постпроизвольное: вашему собеседнику больше не нужно волевое усилие, чтобы удерживать внимание на вас.


Во многом качество контакта и легкость его установления зависят от первого впечатления, которое вы произведете на партнера. Это впечатление формируется в первые 30 - 60 секунд общения. Именно в это время ваш собеседник решает, нравитесь вы ему или нет, хочет ли он продолжать общение, с какой позиции он будет вести с вами диалог.


Первое впечатление, которое один человек производит на другого, зависит от четырех факторов:

1) как он выглядит;


2) как он себя ведет;


3) как он говорит;


4) что он говорит.


Обычно мы обращаем внимание на то, что мы говорим, забывая об остальных факторах, которые в значительной степени определяют первое впечатление. Именно поэтому одежда должна соответствовать ситуации, не должно быть резких или излишне замедленных движений. Ведите себя спокойно и уверенно, улыбайтесь, смотрите собеседнику в глаза, обращайте внимание на интонации, на темп и громкость вашей речи.


Можно выделить следующие поведенческие элементы установления контакта.


1. Установление контакта глаз (кратковременно).


2. Приветствие:


а) улыбка;


б) обращение по имени, имени и отчеству;


в) рукопожатие или легкий поклон.


3. Изменение дистанции - социальной и физической:


а) желательно встать, приветствуя собеседника, выйти из-за стола, встречая его и провожая к месту, где вы поведете разговор;


б) целесообразнее разместиться не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом.



6. Можно использовать специальные приемы привлечения внимания, повышения заинтересованности партнера.


После установления контакта необходимо его поддерживать. Помимо содержательной части разговора с партнером существует часть, относящаяся к тому, как строится этот разговор. Если вы заинтересованы в собеседнике, если вы испытываете искренний интерес к нему, то он почувствует это, и контакт будет поддерживаться. Обратите внимание на то, каким образом вы даете понять собеседнику, что вы слышите его, понимаете его. Когда мы киваем головой, произносим "угу", если возникает небольшая пауза в речи собеседника, мы тем самым подтверждаем услышанное и предлагаем собеседнику продолжить свою мысль. Существуют и специализированные техники поддержания контакта - так называемые техники активного слушания (техники ведения беседы) .


Первая техника активного слушания называется "проговаривание". Используя эту технику, мы дословно повторяем высказывание партнера. Обычно это относится к окончанию его фразы. Например, партнер говорит: "Я думаю, что реализацию нашей договоренности нужно отложить". В зависимости от необходимого направления дальнейшей беседы можно повторить с вопросительной интонацией или "реализацию?", или "нашей договоренности?", или "нужно отложить?". Возможны и другие варианты. Таким образом, мы провоцируем собеседника к развитию его мысли и в то же время даем ему подтверждение, что он услышан. Техника проговаривания имеет и еще одно значение для нас - дословно повторяя то, что произносит наш партнер, мы можем лучше понять, что он имеет в виду. Иногда эта техника используется с вводной фразой (например, "Правильно ли я понял, что…"). В этом случае мысль собеседника повторяется полностью. Если в таком варианте использования техники проговаривания мысль собеседника выразить не дословно, а своими словами, то мы получим следующую технику активного слушания, называемую "перефразирование".


Техника перефразирования служит для сворачивания смысла сказанного собеседником, а также для уточнения того, насколько одинаково собеседники понимают то, о чем идет речь. Каждый человек говорит на своем языке - эти языки у многих очень похожи, но в деталях могут отличаться, поэтому при достижении договоренности важно убедиться в одинаковом понимании этой договоренности.


Третьей техникой активного слушания является "развитие идеи". Используя эту технику, собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин этого высказывания. Обычно развитие идеи начинается с вводной фразы, такой как: "Исходя из того, что вы сказали, можно заключить…", "Из ваших слов следует, что…" или "Вы так считаете, видимо, потому что…".


К положительным техникам активного слушания можно отнести также сообщение о переживаемом - выражение словами своего эмоционального состояния или состояния партнера: "Меня очень волнует...", "Я вижу, вас огорчает, что..." и т. п. Способствует поддержанию контакта и использование различных типов вопросов, особенно таких, которые дают собеседнику возможность проявить себя, свое понимание проблемы и в то же время показывают вашу заинтересованность в беседе.


Продолжая разговор о поддержании контакта, невозможно обойти вниманием те способы поведения, которые не будут способствовать вашему взаимопониманию с партнером. К таким способам относятся:


высказывания, принижающие личность собеседника;


игнорирование слов собеседника, пренебрежение его высказываниями;


попытки найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас, без учета интересов собеседника;


выспрашивание - построение беседы в виде вопросов, с явным намерением что-то узнать, не дав взамен никакой информации.


Неким промежуточным звеном являются замечания о ходе беседы (например, "Мы несколько отвлеклись от темы"). В случае если собеседник не воспринимает их как относящиеся к нему лично, они позволяют управлять беседой и в целом конструктивны. В противном случае использование таких замечаний может привести к нарушению контакта с ним.


В общем техники активного слушания и способы поведения, не способствующие поддержанию контакта, можно отнести к формам обратной связи как "процесса, посредством которого одно лицо передает свои представления или ощущения относительно поведения другого лица" .

Цели :
- установление контакта в общении; понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание;
- передача и прием информации;
- умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.

УПРАЖНЕНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Все участники располагаются большим полукругом.
Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».
После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При проведении промежуточных итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

УПРАЖ НЕНИЕ 2.

Участники садятся в круг.
Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например: "Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим" или: "Мне кажется, что ты утомлен" и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии своего соседа слева, и тот уточнит свое состояние, и т. д.»
После того как круг замкнется, тренер может задать группе более общий вопрос: «Каким образом вы определяли состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?»

УПРАЖ НЕНИЕ 3.

Группа садится в круг.
Инструкция: «Для выполнения этого упражнения мы разделимся на пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом работы группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники полторы минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по полторы минуты - один сидя, другой - стоя и наоборот (лицом друг к другу), полторы минуты - сидя лицом друг к другу.
При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументированно проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

УПРАЖ НЕНИЕ 4.

Участники садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать пониманию. Каждый раз после того, как состояние названо (например, радость), можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность собрать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех участников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

УПРАЖ НЕНИЕ 5.

Группа садится в круг. Каждому участнику предлагается выбрать себе пару, ориентируясь при этом на то, чтобы избранник был наименее знакомым ему человеком.
Инструкция: «Пусть каждая пара займет удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг напротив друга (лицом друг к другу). Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто продолжать. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различные движения, руками, головой, глазами, всем телом. Второму участнику необходимо с максимальной точностью повторять все движения партнера. Через некоторое время по моему сигналу партнеры поменяются ролями».
Упражнение дает возможность участникам группы лучше почувствоватьдругдруга, приобрести навыки моторной рефлексии и антиципации; выявить ряд идей, необходимых, в частности, для осознания условий, улучшающих установление контакта, инициативы и путей преодоления барьеров, возникающих в ходе диадного взаимодействия.
Участники получают возможность поставить себя на место другого человека. В ходе обсуждения нередко возникает идея о том, что в определенный момент характер следующего движения партнера становится понятным еще до того, как партнер начнет его выполнение.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

УПРАЖ НЕНИЕ 6.

Все участники становятся в круг.
Инструкция: «На счет "раз" каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые сможет делать каждый участник. На счет "два" надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет "раз", и начать выполнять то движение, которое на счет "раз" делал ваш сосед слева. И так на каждый следующий счет: вы прекращаете делать то, что вы выполняли^ приступаете к выполнению упражнения, которое делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему "автору"».
Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-либо из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По завершении упражнения, когда движение каждого совершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение; есть ли изменения в его характере. Обсуждение направляется на осознание причин происходящих искажений передаваемых движений и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило. Это упражнение желательно проводить в начале работы по осознанию участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе общения.

УПРАЖ НЕНИЕ 7.

Все участники садятся в круг. Видеотехника подготовлена к съемке.
Инструкция: «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 45.) Сейчас (тренер называет имена 5 или б человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью».
Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: *Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?» Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи. Перед просмотром проговаривается идея о том, что при приеме информации происходит структурирование идей, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а затем их ранжирование по степени важности. В частности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто мы производим ранжирование идей до того, как выделили все полученные, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам. Иллюстрируя эти идеи материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение. Затем участники смотрят видеозапись, выделяя допущенные ошибки. Этап просмотра может быть очень дробным, если ошибок много.
Упражнение дает большой поучительный материал, ошибки легко дифференцируются участниками и вызывают оживленные комментарии. Динамичность упражнения, его отчетливые, «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, увеличивают включение участников в групповой процесс.

УПРАЖ НЕНИЕ 8.

Участники садятся в круг.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Виктору, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Виктор будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Виктора - понять, что написано на карточке».
В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.
Упражнение позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т. д.

УПРАЖ НЕНИЕ 9.

Все участники становятся по кругу (спиной в круг).
Инструкция: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».
Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1-2 минуты).
«Итак, сейчас Игорь передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы, будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет в свою очередь передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Игорю, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».
После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал и что передавал.
Для усложнения упражнения и повышения активности участников, а также для того чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга.
При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т. е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, кому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен прежде всего подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Участники делятся пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, и садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.
Инструкция: «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать все это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени на это у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».
Этот фрагмент упражнения может модифицироваться следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.
На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступить в роли передающих информацию, а второй - принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть.
После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит о том, как он понял то, что ему только что сообщили. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации переданного текста.
Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Предлагаемые упражнения предполагают использование следующих приемов:
Безмолвное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.
Уточнение - обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова "ужасно себя ведет"»).
Пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.
Дальнейшее развитие мыслей собеседника - проговаривание подтекста высказывания собеседника.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответные, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потом - дальнейшее развитие мыслей собеседника».
Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее состава. Например: «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю и мне надо объяснять, как распределять обязанности в отделе. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».
Каждое высказывание можно прочитать три раза: первый раз с тем, чтобы участники, написали ответ с использованием уточнения, второй раз, - используя пересказ, и третий раз - дальнейшее развитие мыслей собеседника.
После того как все написали ответы, тренер просит каждого или некоторых участников группы зачитать их ответы. При необходимости (если ответы не соответствуют предложенным для тренировки приемам) тренер вносит коррективы сам или привлекая группу.
Данное упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных им приемов активного слушания, потренироваться в их использовании, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Группа разбивается на «тройки»
Инструкция: «Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли "контролера". Будут проведены три беседы: каждый поговорит с каждым и каждый по очереди выступит в роли контролера. Один разговор рассчитан минут на 8-10. Я буду следить за временем
и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. Повторение может начинаться словами: "Ты думаешь...", "Ты говоришь...". Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять».
Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».
После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника?» Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:
- это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
- давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» проблемы, говорить об одном и том же;
- в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника;
- давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
- улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что
тебя услышали, поняли);
- слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Участники остаются на своих местах.
Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошегр слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)».
Правила хорошего слушания:
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
«Упражнение мы будем выполнять в парах. Пожалуйста, разбейтесь на пары. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».
Тренер ждет, пока все участники группы сядут парами.
«Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", другой - "слушающим".
Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.
Итак, "говорящий" в течение пяти минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе».
Через 5 минут тренер останавливает беседу.
«Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».
После того как I минута прошла, тренер дает следующее задание.
«Теперь "говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен
учесть ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».
Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
«"Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т. е. о трудностях, и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих пяти минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено, что искажено».
Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим», и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.
В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие - сложнее?», «О чем вам было легче говорить - о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?», «Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим"; какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?» и т. д.
Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь - рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь - анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности, таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах

Особенность отработки приемов установления контакта в том, что они обычно проводятся в начале тренинга, когда члены группы мало знакомы друг с другом. Поэтому можно использовать эту ситуацию и давать задания с целью установления контакта не с вымышленными незнакомыми людьми, а друг с другом, как с реально незнакомыми людьми.

Упражнение 1. «Комплимент с мячом»

Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать ему что-то приятное. Сам тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Таким образом он задает модель поведения. Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и носят личный характер.

После этого упражнения настроение в группе обычно повышается, все остаются довольными услышанным.

Упражнение 2. «Скульптор»

Тренер дает инструкцию, в соответствии с которой любой член групп назначается скульптором, остальные просто стоят. Скульптор может придать участникам любую «форму» или позу. Члены группы могут быть ватными или глиняными, они подчиняются скульптору и фиксируют позы, в которые он их ставит. Перед скульптором можно ставить разные задачи: 1) придать членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и конфликты; 2) придать позы, основываясь на том, какими он хотел бы видеть отдельных членов группы. После этого можно назначить другого скульптора. Он в свою очередь может изменить позы членов группы в соответствии со своим видением.

Групповая игра «Поздравление с днем рождения»

Один член группы выводится в коридор. Ему можно ничего не объяснять, лишь сказать, чтобы он не входил, пока его не позовут. Можно сказать, что этот член группы является сотрудником подразделения, а все остальные - его коллеги. Выяснилось, что у одного из сотрудников (он в коридоре) сегодня день рождения. Группа должна подготовить поздравление. Как только группа подготовится, именинника приглашают. Группа поздравляет своего коллегу в соответствии с запланированной процедурой и мероприятиями. Можно делать видеозаписи. Обсуждается поведение членов группы, роли, которые они выполняли в группе во время подготовки к поздравлению. Выясняется, был ли лидер. Какой он использовал стиль? Сам ли все придумывал или давал возможность членам группы проявить креативность и самим принимать решения? Как осуществлял руководство, как вовлекал пассивных членов группы? Хотелось ли участникам игры делать то, о чем он просил или предлагал?

Невербальная игра «Музыкальный ансамбль»

Тренер приносит различные музыкальные инструменты или предметы, которые можно использовать для шумовых эффектов. Дается задание: «Вы - члены музыкального ансамбля, нужно сыграть что-нибудь всем вместе, используя имеющиеся музыкальные инструменты».

После выполнения упражнения всех спрашивают о переживаниях, впечатлениях. Обращают внимание на то, получилась ли общая музыка, слушали ли друг друга, пытались ли подстроиться. Кто был лидером? Обсуждается поведение дирижера, его стиль, способы управления ансамблем. Хотелось ли делать то, что он велел? Давал ли он возможность проявить спонтанность, импровизировать?

Психорисунок : «Совместный групповой рисунок»

Вариант 1. Тренер предлагает членам группы сделать совместный рисунок на любую тему. На рисунок отводится 30 минут. После этого проводится обсуждение. Тренер обращает внимание группы на взаимодействие между членами во время выполнения задания, на то, кто предлагал тему, кто руководил, управлял взаимодействием; как это понравилось остальным членам группы; кто какое участие принимал в этом задании и т. д.

Обсуждаются участие каждого члена группы в общей работе; характер его вклада в общую деятельность; особенности взаимодействия группы. Такая форма проективного рисунка стимулирует развитие в группе сотрудничества и активного взаимодействия участников; выявляется структура лидерства и роли членов группы.

Вариант 2. Тренер дает большой лист ватмана, карандаши, или фломастеры, или краски и предлагает порисовать. Во время обсуждения он обращает внимание группы на то, был ли общий, согласованный рисунок, или каждый рисовал свой отдельный на кусочке большого листа бумаги.

Вариант 3. Группа делает рисунок на заданную тренером тему (см. Приложение 10). В качестве темы может быть, например, «Наша группа» или «Менеджер и его жизнь» и т. п. Во время обсуждения рисунка можно спросить об ассоциациях, которые возникают у членов группы во время восприятия их картины; о том, какие переживания, мысли они хотели передать или воспринимают.

Вариант 4. Тренер дает каждому члену группы лист бумаги, мелки или карандаши и предлагает всем сделать три рисунка: «Я с подчиненным», «Я с коллегами» и «Я с вышестоящим начальником» (имеется в виду контекст общения). На задание отводится 30 минут. Потом тренер собирает рисунки и пускает их по одному по кругу, не говоря о том, кто является автором. Каждый член группы высказывается в отношении каждого рисунка: какие чувства, мысли он вызывает. Тренер тоже высказывается наряду со всеми остальными членами группы.

Обсуждение. Участники группы говорят о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его рисунок, затем говорит автор рисунка.

Интерпретация осуществляется тренером совместно с членами группы, для этого обращают внимание на:

□ способы выражения,

□ композицию,

□ размеры.

В рисунках ищут непосредственное выражение восприятия пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые. Обращают внимание на расхождение вербального описания ситуации и невербального его изображения.

Вариант 5. Можно выбрать любую тему для рисунка из предложенных в Приложении 10.

Упражнение «Барьеры коммуникации»

Нужно провести в парах интервью с любым членом группы. Лучше выбрать наименее знакомого.

Цель. Знакомство, установление взаимоотношений, достижение взаимопонимания.

Задание. Во время интервью осознавать части коммуникативного процесса:

□ отправитель,

□ получатель,

□ как кодируется сообщение,

□ декодируется,

□ интерпретируется,

□ есть ли взаимопонимание,

□ как влияет шум: физический и психологический,

□ как влияет контекст: окружение, ситуация, традиции, групповые нормы,

□ поле опыта: как влияет прошлый опыт на восприятие сообщения, его понимание, на процесс коммуникации, создалось ли общее поле опыта.

Во время интервью нужно:

□ умение правильно задавать вопросы;

□ быть чувствительным к эмоциональному состоянию собеседника;

□ иметь четкое представление цели беседы;

□ быть гибким, готовым к любым изменениям в разговоре;

□ быть концентрированным: не забывать о цели, не отвлекаться на другие темы;

□ стараться быть терпеливым в слушании, понимании другого.

На интервью отводится 5-10 минут. После интервью нужно представить своего собеседника остальным членам группы. Тот, кого представляют, может что-то добавить, подправить, если было допущено искажение.

В конце упражнения можно провести общегрупповое обсуждение.

Групповая игра «Контакт с группой»

Три человека выходят в коридор. Оставшиеся разбиваются на три подгруппы. Назначенные или выбранные трое входят, им нужно поговорить с каждой подгруппой. Их цель - установить контакт, стать участником разговора. Каждый, после того как поговорит с тремя подгруппами, должен ответить на вопрос, в какой группе его лучше всего приняли, и там остаться.

Инструкция подгруппам. Разговаривать по ситуации.

Позднее можно устроить обсуждение: почему хотелось остаться именно в этой подгруппе? Можно спросить членов подгрупп: «Кого из троих хотели бы оставить у себя? Почему?» Задание проводится стоя или сидя, отдельными группками в разных концах комнаты.