Друкерман французские дети. Памела Друкерман Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа. О ранней социализации

Шрифт:

100% +

Посвящается Саймону, рядом с которым все обретает смысл

Les petits poissons dans l’eau,

Nagent aussi bien que les gros.

Маленькие рыбки плавают как большие.

Французская детская песенка

Книга стала модной мгновенно. С одной стороны, она про воспитание детей, а с другой – про savoir vivre (знаменитое «умение жить»), в чем, по мнению французов, им нет равных… Это книга о том, как воспитать счастливого, уверенного в себе и самостоятельного человека, не занимаясь с ним иностранными языками с младенчества и не кормя грудью до двух лет. И о том, как быть матерью, женщиной и социальной единицей.

Олеся Ханцевич, журнал «Эксперт»

Чуть ли не самое популярное сегодня пособие по воспитанию детей.

Лиза Биргер, журнал «Коммерсантъ Weekend»

Почему во Франции так много гурманов, гедонистов и ценителей прекрасного? Это – результат воспитания по-французски. Нам есть чему поучиться.

Марина Зубкова, журнал «Читаем вместе»

Друкерман написала книгу, ставшую международным бестселлером. Выяснилось, что, пока все остальные воспитывают своих детей, французы их «выращивают»… Теоретически это приведет к тому, что дети будут вести себя «цивилизованно», а родители чувствовать себя расслабленно.

Лев Данилкин, журнал «Афиша»

Удивительная книжка. Я не спала две ночи, просто не могла оторваться.

Елена Соловьева, журнал «Растим ребенка»

Ян Левченко, «Московский книжный журнал»

Французские родители прежде всего ненавязчивы, спокойны и терпеливы. Это что-то вроде трехзначного кода, зная который, можно раскрыть главный секрет их воспитательной системы.

Вера Бройде, газета «Книжное обозрение»

Жизнь родителей не должна останавливаться с появлением детей; она просто становится другой. Книга содержит новый и оригинальный взгляд на воспитание детей и общение с ними.

Анна Ахмедова, «Папин журнал»

Легко и остроумно Памела рассказывает о правилах воспитания детей во Франции. Следовать им несложно, и они работают!

Журнал «Буду мамой»

Уже с первых страниц книги становится понятно: если наши дети проигрывают французским в хороших манерах, то причина, скорее всего, не в них, а в нас, российских родителях. Точнее, в наших родительских реакциях на разные маленькие и большие проблемы.

Ирина Накисен, журнал «Сноб»

Очень личная, живая, полная юмора и невероятно полезная книга о тонкостях воспитания. И пусть секреты француженок так же неуловимы, как их знаменитый шарм, научиться у них балансу между строгостью и свободой все-таки можно.

Наталья Ломыкина, журнал «Форбс»

Некоторые имена и детали в этой книге изменены в целях обеспечения анонимности

Словарь французских воспитательных терминов

Attend – подожди, постой. Эта команда, которую дают родители детям во Франции, означает, что ребенок вполне способен подождать желаемого и в промежутке может занять себя сам.

Au revoir – до свидания. Дети во Франции должны говорить au revoir, когда прощаются со знакомыми взрослыми. Одно из четырех «волшебных слов», которые должен знать каждый французский ребенок…

Autonomie – автономность. Независимость и умение полагаться только на себя воспитывают в детях с ранних лет.

Bêtise – маленькая шалость. Разделение проступков на более и менее серьезные помогает родителям реагировать на них соответственно.

Bonjour – здравствуйте, добрый день. Так дети здороваются со знакомыми взрослыми.

Саса boudin – букв. кака-сосиска, какашка. Ругательное слово французских детсадовцев.

Cadre – рамки, границы. Идеал французского воспитания: детям устанавливают четкие рамки, однако внутри этих рамок им предоставлена полная свобода.

Caprice – каприз . Импульсивное желание, прихоть или требование ребенка, часто сопровождаемые нытьем или слезами. Французские родители считают, что потакать капризам вредно.

Classe verte – «зеленый класс» . Начиная с первого класса школы ученики ежегодно примерно на неделю выезжают на природу под присмотром учителя и нескольких взрослых.

Colonie de vacances – детский лагерь отдыха . Во Франции несколько сотен таких лагерей для детей от четырех лет. Они отдыхают там без родителей, обычно в сельской местности.

Complicité – взаимное доверие . Обоюдное понимание, которого с самого рождения пытаются добиться от детей французские родители и воспитатели. Они считают, что даже маленькие дети способны мыслить рационально и с ними можно построить отношения, основанные на взаимопонимании и уважении.

Crèche – французские государственные ясли на полный день . Французы из среднего класса обычно отдают детей в ясли, а не оставлют с нянями. Государственные ясли они предпочитают частным, «домашним».

Doucement – тихо, осторожно . Одно из тех слов, которые воспитатели часто говорят маленьким детям, считая, что даже малыши способны поступать осознанно и контролировать свои действия.

Doudou – любимая игрушка , обычно мягкая – та, с которой ребенок засыпает.

École maternelle – бесплатный государственный детский сад . В детский сад ребенок идет в сентябре того года, когда ему исполняется три.

Éducation – обучение, воспитание . Французские родители относятся к воспитанию детей как к обучению.

Enfant roi – ребенок-король . Чересчур требовательное дитя, которое постоянно находится в центре внимания родителей и совершенно не терпит, если что-то «не по нему».

Équilibre – равновесие . Все в жизни должно быть уравновешено, и ни одна роль не должна перекрывать другие – в том числе и роль родителя.

Éveillé/e – пробужденный, живой, активный . Идеальное качество французского ребенка. Еще одно идеальное качество – рассудительность, см. sage .

Gourmand/e – тот, кто ест слишком быстро, слишком много или слишком любит какое-то одно блюдо.

Goûter – полдник . Полдничают обычно в 16.00, и это единственный «перекус» в течение дня.

Les gros yeux – «большие глаза ». Укоризненный взгляд – так взрослые смотрят на расшалившихся детей.

Maman-taxi – мама-такси . Так называют мам, которые все свободное время возят детей с одной «развивалки» на другую. Это считается не équilibré .

N’importe quoi – бог знает что, как вздумается . Ребенок, который так ведет себя, не знает границ дозволенного и не думает об окружающих.

Non – нет, ни в коем случае .

Profter – наслаждаться, пользоваться моментом .

Punir – наказывать . Наказывают во Франции только по очень серьезным, нешуточным поводам.

Rapporter – наябедничать, донести . Во Франции и дети, и взрослые считают это ужасным.

Sage – рассудительный, спокойный . Так говорят о ребенке, который умеет себя контролировать или поглощен игрой. Вместо «веди себя хорошо» французские родители говорят: «будь sage ».

Tétine – соска . Трехлетние и четырехлетние дети с соской во рту – во Франции обычное дело.

Предисловие
Французские дети не плюются едой Когда нашей дочери исполнилось полтора года, мы решили взять ее с собой в отпуск.

Выбираем прибрежный городок в нескольких часах езды на поезде от Парижа, где мы живем (мой муж – англичанин, я – американка), и бронируем номер с детской кроваткой. Дочка у нас пока одна, и нам кажется, что никаких сложностей не будет (какая наивность!). Завтрак у нас в гостинице, а обедать и ужинать придется в рыбных ресторанчиках в старом порту.

Очень скоро выясняется, что два похода в ресторан ежедневно с полуторагодовалым ребенком могут стать отдельным кругом ада. Еда – кусочек хлеба или что-нибудь жареное – увлекает нашу Бин лишь на пару минут, после чего она высыпает соль из солонки, рвет пакетики с сахаром и требует, чтобы ее спустили на пол с детского стульчика: ей хочется носиться по ресторану или убегать в сторону причала.

Наша тактика – есть как можно быстрее. Заказ делаем, не успев как следует усесться, и умоляем официанта поскорее принести хлеб, закуски и горячее – все блюда одновременно. Пока муж заглатывает рыбу кусками, я слежу, чтобы Бин не попала под ноги официанту и не утонула в море. Потом мы меняемся… Чаевые оставляем огромные, чтобы хоть как-то компенсировать чувство вины за горы салфеток и ошметки кальмаров на столе.

На обратном пути в гостиницу мы клянемся никогда больше не путешествовать и не заводить детей – ведь от этого сплошные несчастья. Наш отпуск ставит диагноз: жизнь, какой она была полтора года назад, кончена навсегда. Не знаю, почему нас это удивляет.

Выдержав несколько таких обедов и ужинов, я вдруг замечаю, что семьи французов за соседними столиками, пожалуй, не испытывают адских мук. Как ни странно, они-то как раз похожи на людей в отпуске! Французские дети, ровесники Бин, спокойно восседают на своих высоких стульчиках и ждут, пока им принесут еду. Они едят рыбу и даже овощи. Они не вопят и не хнычут. Вся семья ест сначала закуски, потом горячее. И не оставляет после себя горы мусора.

Хоть я и прожила во Франции несколько лет, объяснить это явление не могу. В Париже детей в ресторанах встретишь редко, да я к ним и не присматривалась. До родов я вообще не обращала внимания на чужих детей, а теперь смотрю в основном на своего ребенка. Но в нашем нынешнем бедственном положении не могу не заметить, что некоторые дети, похоже, ведут себя иначе.

Но почему? Неужели французские дети генетически спокойнее других? Может быть их заставляют подчиняться методом кнута и пряника? Или здесь до сих пор в ходу старомодная воспитательная философия: «детей должно быть видно, но не слышно»?

Не думаю. Эти дети не кажутся запуганными. Они веселы, разговорчивы, любопытны. Их родители внимательны и заботливы. А над их столиками будто витает некая невидимая сила, заставляя вести себя цивилизованно. Подозреваю, что она управляет всей жизнью французских семей. Но полностью отсутствует в нашей.

Разница не только в поведении за столиком в ресторане. Например, я ни разу не видела, чтобы ребенок (не считая моего собственного) закатил истерику на детской площадке. Почему моим подругам-француженкам не приходится прерывать телефонные разговоры, когда их детям срочно что-то понадобилось? Почему их комнаты не оккупированы игрушечными домиками и кукольными кухнями, в отличие от наших? И это еще не все. Почему большинство известных мне детей-нефранцузов питается одними макаронами и рисом или ест только «детские» блюда (а их не так уж много), в то время как друзья моей дочки едят и рыбу, и овощи, да в общем все что угодно? Французские дети не хватают куски в перерывах между едой, довольствуясь полдником в определенное время. Как такое возможно?

Вот уж не думала, что проникнусь уважением к французским методам воспитания. Никто о таких и не слышал, в отличие от французской высокой моды или французских сыров. Никто не ездит в Париж учиться у французов методике воспитания детей, в которой нет места чувству вины. Напротив, мои знакомые мамочки в ужасе от того, что француженки почти не кормят грудью и спокойно позволяют своим четырехлеткам разгуливать с соской во рту. Но почему никто не говорит о том, что большинство малышей во французских семьях спят по ночам уже в два-три месяца? И что им не нужен постоянный присмотр. И что они не падают на пол в истерике, услышав родительское «нет».

Да, французские методы воспитания в мире толком не известны. Но со временем я поняла, что как-то незаметно родители-французы достигают результатов, создающих в семье совершенно иную атмосферу. Когда к нам в гости приходят семьи моих соотечественников, родители заняты в основном тем, что разнимают своих дерущихся чад, водят двухлеток за ручку вокруг кухонного стола или садятся с ними на пол и строят города из «лего». Кто-нибудь непременно закатывает истерику, и все принимаются его утешать. Но когда у нас в гостях друзья-французы, все взрослые спокойно пьют кофе и общаются, а дети спокойно играют сами по себе.

Это не значит, что родители во Франции не беспокоятся о своих детях. Нет, они в курсе, что есть педофилы, аллергии и риск подавиться мелкими частями игрушек. И соблюдают все меры предосторожности. Но они не испытывают панического страха за благополучие своих детей. Это спокойное отношение позволяет им эффективнее поддерживать баланс между границами дозволенного и детской самостоятельностью. (В 2002 году проводили опрос в рамках Международной программы социальных исследований: 90% французов ответили «Согласен» или «Полностью согласен» на утверждение: «Смотреть, как растут мои дети, – самая большая радость в жизни». Для сравнения, в США аналогично ответили 85,5%, в Великобритании – 81,1% родителей.)

Во многих семьях есть проблемы с воспитанием. О них написаны сотни книг и статей: чрезмерная опека, патологическая опека и мой любимый термин – «детопоклонничество» – когда воспитанию детей уделяют столько внимания, что самим детям это уже во вред. Но почему «детопоклоннический» метод воспитания так глубоко въелся нам под кожу, что мы не в силах избавиться от него?

Началось это в 1980-е, когда ученые получили данные (а пресса их широко распространила) о том, что дети из бедных семей отстают в учебе, так как им уделяется недостаточно внимания, особенно в раннем возрасте. Родители из среднего класса посчитали, что их чадам тоже не повредит больше внимания. При этом они стали преследовать еще одну цель – воспитывать детей особым образом, чтобы те могли стать частью «новой элиты». А для этого надо развивать детей «правильно» с самого раннего возраста, и желательно, чтобы в своем развитии они опережали других.

Бок о бок с идеей «соревнования родителей» крепло убеждение в том, что дети психологически уязвимы. Сегодняшние молодые родители – поколение, как никогда осведомленное по части психоанализа, – хорошо усвоили, что наши поступки способны наносить ребенку психологические травмы. Кроме того, наше взросление пришлось на бум разводов середины 1980-х, и мы решительно настроились вести себя самоотверженнее, чем наши собственные родители. И хотя уровень преступности резко упал по сравнению с небывало высоким в начале 1990-х, стоит только посмотреть новости, возникает впечатление, что жизнь детей никогда еще не подвергалась такому риску, как сегодня. Нам кажется, что мы растим детей в очень опасном мире, а значит, постоянно должны быть начеку.

Из-за этих страхов возник стиль воспитания, приносящий родителям сплошные стрессы, изматывающий их. Во Франции же я увидела, что есть другой путь. Во мне заговорили журналистское любопытство и материнское отчаяние. К концу нашего неудавшегося отпуска я решила выяснить, что же все-таки французы делают не так, как мы. Почему их дети не плюются едой? Почему на них не орут родители? Что это за невидимая сила, заставляющая всех вести себя прилично? И главное – могу ли я измениться и применить их методы к своему ребенку?

Я поняла, что на верном пути, когда обнаружила исследование, показавшее, что матери из города Коламбус в Огайо считают уход за детьми в два раза менее приятным занятием, чем мамы из французского города Ренн. Мои наблюдения, сделанные в Париже и во время поездок в Америку, подтверждают: во Франции родители делают что-то такое, что превращает воспитание детей в радость, а не в тяжелый труд.

Секреты французского воспитания у всех на виду. Просто раньше никто не стремился их узнать.

Теперь в сумке для подгузников я ношу и блокнот. Каждый поход к врачу, на ужин, в гости к семьям с детьми, в кукольный театр – это возможность наблюдать за местными родителями в действии, чтобы выяснить, какими неписаными правилами они руководствуются.

Сначала было не совсем понятно. Среди французов тоже есть разные категории родителей – от чрезвычайно строгих до практикующих прямо-таки вопиющую вседозволенность. Расспросы ни к чему не привели: большинство родителей, с которыми я беседовала, утверждали, что не делают ничего особенного. Напротив, они были убеждены, что именно во Франции распространен синдром «ребенка-короля», из-за которого родители растеряли весь свой авторитет. (На что я отвечаю: «Вы не видели настоящих “детей-королей”. Поезжайте в Нью-Йорк – увидите!»)

Через несколько лет, после рождения в Париже еще двоих детей, ко мне стало приходить понимание. Я узнала, например, что во Франции есть свой «доктор Спок»: имя этой женщины знают в каждом доме, но ни одна ее книга не переведена на английский. Я читала их на французском, как и книги других авторов. Беседовала со многими родителями и бесстыже подслушивала везде: забирая детей из школы, во время поездок в супермаркет. В конце концов мне, кажется, стало ясно, что именно французы делают иначе.

Говоря «французы» или «французские родители», я, разумеется, обобщаю. Все люди разные. Просто большинство родителей, с которыми я общаюсь, живут в Париже и его пригородах. В основном это люди с университетским образованием, профессионалы, имеющие доход выше среднего. Не богачи, не знаменитости – образованный средний или чуть выше среднего класс.

Вместе с тем, путешествуя по Франции, я убедилась, что взгляды парижанок среднего класса на воспитание детей не чужды и француженкам из провинции, относящимся к рабочему классу. Меня поразило то, что, родители во Франции как будто не знают точно, в чем секрет воспитания, но тем не менее поступают одинаково. Обеспеченные адвокаты, воспитатели французских детских садов, учителя обычных школ, старушки, которые делают мне замечания в парке, – все руководствуются одними и теми же основными принципами. Эти принципы описаны во всех французских книгах по уходу за детьми, во всех журналах для родителей, которые попадались мне в руки. Прочитав их, я поняла, что, родив ребенка, необязательно выбирать какую-либо родительскую философию. Есть основные правила, которые все принимают как должное. Это снимает с французских родителей половину тревог.

Но почему именно французы? Я вовсе не фанатка Франции. Напротив, я даже не уверена, нравится ли мне здесь жить. Но, несмотря на все проблемы, Франция – лакмусовая бумажка для выявления перегибов в других системах воспитания. С одной стороны, парижане стремятся побольше общаться с детьми, бывать с ними на природе, читать им больше книг. Они водят детей на теннис, рисование, в интерактивные научные музеи. С другой – им как-то удается участвовать в жизни детей, не превращая это участие в одержимость. Они считают, что даже хорошие родители не должны быть в постоянном услужении у своих детей и не должны при этом испытывать чувство вины. «Вечер – время для родителей, – объяснила знакомая парижанка. – Дочь может быть с нами, если хочет, но это время для взрослых».

Французские родители тоже стремятся уделять своим детям внимание, но не чрезмерное. Детям из других стран нанимают репетиторов по иностранным языкам и отправляют их в центры раннего развития в два года, а то и раньше, а во Франции карапузы продолжают карапузничать – как им и положено.

Практического опыта французским родителям не занимать. Во всей Европе наблюдается спад рождаемости, но во Франции – беби-бум. Из всего Евросоюза лишь в Ирландии уровень рождаемости выше. (В 2009 году уровень рождаемости во Франции составил 1,99 ребенка на одну женщину, в Бельгии –1,83, в Италии – 1,41, в Испании – 1,4, в Германии – 1,36. )

Во Франции действует система социальной поддержки, благодаря которой быть родителем более привлекательно и менее напряженно. Детские сады бесплатны, страхование здоровья тоже, не надо копить на колледж. Многие семьи прямо на банковский счет получают ежемесячное пособие на детей. Однако все эти блага не объясняют различий в подходе к воспитанию, которые я вижу. Французы воспитывают детей по совершенно иной системе. Да и вообще, когда спрашиваешь французов, как они воспитывают своих детей, они не сразу понимают, что имеется в виду. «Как вы их воспитываете?», – настаиваю я и вскоре понимаю, что «воспитывать» – это узкоспециальное, редко используемое во Франции действие, связанное с наказанием. А французы своих детей растят .

Теориям воспитания, отличным от общепринятой системы, посвящены десятки книг. У меня такой теории нет. Но перед моими глазами целая страна, где дети хорошо спят, едят взрослые блюда и не “достают” своих родителей. Оказывается, для того чтобы быть спокойным родителем, не нужно исповедовать какую-то философию. Нужно просто по-другому взглянуть на ребенка.

Американская журналистка Памела Друкерман, пять лет работавшая на Уолл-Стрит, написала книгу «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Всей семьёй они проживают во Франции. У них с мужем трое детей. Пообщавшись с молодыми французскими мамочками, Памела Друкерман вывела основные правила воспитания детей в этой стране. Она пришла к выводу, что методы воспитания у французов сильно отличаются от методов, используемых в США. Её книга стала итогом к её наблюдениям и исследованиям.

В каждой стране, даже в каждой семье есть свои правила воспитания детей. Где-то ударить ребёнка считается вполне нормальным, а где-то – совершенно неприемлемым. Кто-то предпочитает полностью контролировать своё дитя, боясь, как бы он не натворил чего дурного, а кто-то даёт ребёнку свободу и право быть самим собой.

Во Франции женщинам удаётся совмещать обязанности хорошей жены и матери, заниматься карьерой и замечательно выглядеть. Автор задаётся вопросом, как же у них это получается. Особенным является здесь то, что ребёнок воспринимается как самостоятельная, сознательная личность. Хотя существуют определённые рамки, за которые заходить нельзя, и дети это чётко понимают. Однако во многих других моментах им предоставляется полная свобода.

Взаимоуважение между родителями и детьми также очень важно. Например, французские дети знают, что родителям тоже нужен отдых после работы и в выходные дни. Родители не обязаны проводить с ребёнком 100% времени. Поэтому вечером дети рано уходят в свою комнату, где могут лечь спать или заниматься своими делами. То же самое делают и родители.

Французские дети ведут себя в меру прилично в гостях, не устраивают истерик по поводу еды, без скандалов идут спать. Это, конечно, очень привлекательно. Книга позволит узнать некоторые особенности воспитания. Возможно, не все они применимы для нашей страны, однако, другие будут необычайно полезны

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа" Памела Друкерман бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Французских детей и французское воспитание часто ставят в пример. Мальчики и девочки в аккуратной одежде, всегда воспитаны, не капризничают, чуть ли не сами ходят в школу (школа во Франции с трех лет) и хорошо едят.

Однако французы признаются: домашнее насилие – серьезная общественная проблема. Они стараются разговаривать об этом, снимают кино, пишут книги, но проблема тем не менее остается. За закрытыми дверьми красивых домой, в благополучных семьях финансовых директоров и управляющих детей ставят на горох, бьют линейкой и запирают в подвале.

«Когда мы с братом «плохо себя вели», по мнению родителей, отец закрывал нас в подвале дома и выключал свет. Мы могли там сидеть и час, и два. Таким образом, мы должны были научиться вести себя правильно", - рассказывает 35-летний Ян. - А еще нам нельзя было вставать из-за стола, пока мы не закончим есть. Я ел очень быстро, а брат мог сидеть часами, и его не пускали играть, пока он не доест. Это привело к тому, что у него теперь расстройство пищевого поведения».

«В детстве, когда мы плакали, мама включала пылесос, чтобы не слышать», – признается Каролин, ей 27, она говорит, что со своими детьми так не будет поступать никогда.

Французы славятся тем, что виртуозно справляются с воспитанием детей, делают это легко, одной рукой укладывая малыша, а в другой держа бокал с бургундским. В общем-то, это правда так, иногда складывает ощущение, что воспитание дается им проще. Например, они могут уложить детей в кровати и ужинать с друзьями в столовой, не обращая внимания на плач, доносящийся из детской. Потому что ребенок должен засыпать сам, без помощи родителя, и плач – это просто капризы.

«Нашему малышу полтора месяца, - рассказывает Елена. Елена замужем за французом и живет в Лионе. - Первый месяц гостила моя мама. Естественно, ребёнок был постоянно на ручках. И плакать возможности не было. Мама весь месяц рассказывала о том, как важно, чтобы малыш чувствовал любовь и заботу, с чем я, в принципе, согласна. Второй месяц мы поехали к родственникам мужа. И вот они были, мягко говоря, в шоке от того, что я по первому плачу беру его на руки, чтобы успокоить. Для меня это совсем не в тягость, я им не жаловалась ни на усталость, ни на капризы. Они мне всей оравой стали объяснять, что так нельзя, что долго я так не протяну, и вообще ребёнку надо дать проплакаться. Муж с родными согласен, считает, что я слишком много времени тискаю малыша, что жизнь не должна меняться коренным образом с появлением ребенка».

«Да, мне тоже свекровь говорила, что я балую ребенка, что подскакиваю к нему по каждому плачу, что баюкаю, чтобы засыпал. Говорила, чтобы сам засыпал, надо просто оставлять в кроватке. А если заплачет? Шикнуть на него, чтобы не шумел, - рассказывает Юля. - Мне кажется, такой взгляд многие француженки разделяют. То, что в европейской культуре на первом месте карьера и удобство родителей, это понятно».

Дело в том, что известный метод Эстивиля давно уже признан вредным для психики малышей, да и сам автор публично раскаялся и извинился за эту методику. Да, со временем ребенок действительно учится засыпать без плача, но уровень гормона стресса у него при этом не снижается, просто он перестает «говорить» об этом. Нарушается связь между матерью и ребенком, и у малыша нет никаких шансов обрести чувство доверия к миру, очень важное для нормального развития.

«Мне моя французская свекровь советовала дать сыну проплакаться, ведь "так развиваются легкие", - рассказывает Алла. - То есть курить при ребенке – это нормально, а легкие надо развивать криком. Я свою позицию отстояла, но это было нелегко!»

«В какой-то момент я просто стала всем говорить, что меня так воспитывала мама, и вообще так принято у меня на родине, – говорит Елена. - Сегодня моя дочь растёт чувствительной и способной сопереживать. И ещё важный момент: она меня слушает и доверяет мне. Муж, видя результаты нашего воспитания, полностью меня поддерживает, хотя раньше тоже не понимал».

Хэппи-энд в россйско-французских семьях не всегда случается. «Мы с мужем разводимся, - рассказывает Татьяна. - Это нелепо, но он не смог принять тот факт, что я люблю ребенка больше, чем его. А свекровь мне сказала, что я вообще зря привыкаю к сыну, потому что он вырастет и уйдет.

«Мы разругались в хлам с бойфрендом на тему воспитания ребенка. Он считает, что ребенок должен быть удобным и никого не беспокоить. Как он в детстве. А я считаю, что ребенок должен расти в любви и принятии. И что бить ребенка по рукам это ненормально».

Проблемы с базовым чувством доверия к миру создает и ранняя разлука с матерью. Разумеется, она бывает вынужденной, но во Франции в порядке вещей отдать трехмесячного малыша в ясли и вернуться на работу, даже если доход семьи позволяет этого не делать. Работа и развитие всегда важнее детей, и в в каком-то ключе - это правильная позиция, но ребенку от этого не становится легче и веселее.

Соответственно, отношение общества к грудному вскармливанию совершенно иное – если у вас возникли проблемы с лактацией, вам не будут помогать ее наладить или давать советы, первое, что вам скажут: «Давай смесь!» Покормила всего два месяца? Этого достаточно. Опять же – здоровый эгоизм, не поспоришь.

«Из-за разногласий с директором детского сада пришлось отказаться от их услуг, теперь дома сидим с сыном, - рассказывает Ольга. - Директор настаивала на том, что я должна прекратить кормить ребенка грудью. Что из-за этого малыш очень привязан ко мне и больше капризничает в саду. Я не знаю, есть ли тут какая-то связь, но других вариантов у меня нет, приходится сидеть дома!»

«На меня тоже, как на инопланетянина, смотрели, когда я дочку до 2,5 грудью кормила, - подтверждает Оксана. - Семейный врач с двух месяцев уже советовала переводить на смесь».

У французов есть даже анекдот на эту тему. На приеме у врача женщина говорит:

Я продолжаю кормить грудью годовалого сына.
- А что по этому поводу думает ваш муж? – спрашивает врач, выписывая ей напрfвление к психологу.

То есть у французов, если женщина кормит грудью до года, это автоматически означает, что ее семейная жизнь разрушена, и ей нужен психолог, чтобы справится с отклонениями.

«Не ждите понимания от французов, у них другая культура, - считает Светлана, которая живет в Париже более двадцати лет. - Дать проораться, закрывать детей в комнате, не давать им говорить, пока разговаривают взрослые, кормить булками на завтрак. Они на все это имеют право, и не надо ждать, что они вас поймут».

Впрочем, у поколения тридцатилетних дела обстоят получше. Они все-таки читают статьи о вреде метода Эстивиля, о важности контакта с матерью и при возможности даже стараются отложить выход на работу, игнорируя советы мам и свекровей. Может быть, их дети и едой плеваться начнут, кто знает.

«Мне кажется, что основное отличие в воспитании детей в России и Франции – это то, что в России – ребенок часто становится главой семьи, он определяет жизнь взрослых, во Франции главные все же родители, и это правильная расстановка сил, - отвечает на мой вопрос про различия Франсуаза, которая пять лет прожила в России и вернулась в родной Париж. - Я все-таки воспитываю своих детей по-французски, но при этом никаких вариантов «проораться» в моем мире нет. Но я точно строже российских мам!»

«На мой взгляд, основное и принципиальное отличие заключается в том, что во Франции воспитывают в детях уважение к другому человеку, - считает Ольга. - И все остальное из итого следует, и хорошие манеры, и пресечение определенного поведения. Дело не в какой-то строгости или насилии, а именно в уважении границ других людей».


Рассказать друзьям

Текущая страница: 4 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Кроме того, маленькие дети просыпаются между фазами сна, которые длятся около двух часов, и прежде чем они научатся связывать эти фазы между собой, они будут плакать – и это тоже нормально. Интерпретируя любой плач малыша как признак того, что он голоден или что ему плохо, и бросаясь утешать его, родители оказывают ребенку медвежью услугу: ему будет сложно соединять фазы сна самостоятельно. То есть ему понадобится помощь взрослого человека, чтобы снова уснуть в конце каждого цикла.

Важно знать: новорожденные не способны соединять фазы сна, но в возрасте двух-трех месяцев они уже готовы к этому – если им, конечно, дадут возможность научиться. По Коэну, процесс "обучения сну" напоминает обучение езде на велосипеде: если ребенку удастся заснуть самостоятельно хотя бы раз, сделать это в следующий раз будет намного проще. (Взрослые тоже просыпаются между фазами, но не замечают этого, так как давно научились сразу погружаться в следующую.)

Коэн не отрицает, что дети и в самом деле могут быть голодны либо хотят, чтобы их взяли на руки. Но если не наблюдать за ребенком (не выдерживать пресловутую паузу), то определить, в чем именно он нуждается, невозможно. "Если требования ребенка становятся более настойчивыми, разумеется, его необходимо покормить, – пишет он в своей книге. – Я вовсе не призываю вас оставлять ребенка прокричаться." Конечно, нет – Коэн призывает дать ребенку шанс научиться спать.

Вот эта мысль была для меня в новинку. В некоторых книгах по детскому сну она мне тоже попадалась, но терялась среди других советов. Я даже пробовала этот метод с Бин – пару раз, не больше, так как мне не хватало упорства. Никто никогда не говорил мне, что это единственный работающий метод и важно его придерживаться.

Одна лишь эта рекомендация доктора Коэна способна развеять тайну французских родителей и объяснить, почему их дети никогда не плачут подолгу. Если в первые два месяца родители выдерживают паузу, ребенок учится засыпать самостоятельно, переходя от одной фазы сна к другой. Тогда в дальнейшем не придется "давать ребенку прокричаться". "Метод паузы" не кажется жестоким в отличие от "приучения ко сну"; это не приучение, а именно обучение сну. Но обучиться этому можно в течение очень ограниченного периода времени – Коэн считает, до четырех месяцев. После этого у ребенка неизбежно формируется привычка спать плохо.

По словам Коэна, его методика хорошо идет в Трайбеке: здешние родители ориентированы на быстрый результат. Но в других местах мамочек нередко приходится уговаривать. Они не готовы слушать детский плач ни минуты. Коэн утверждает, что в конце концов ему удается уговорить почти всех.

– Я пытаюсь объяснить корень проблемы, – говорит он.

Иными словами, он рассказывает родителям о природе сна.

Вернувшись в Париж, я тут же принимаюсь расспрашивать местных мам, выдерживают ли они паузу. Все до единой отвечают: "Конечно, да!" Мол, это так очевидно, что даже и говорить не о чем. Почти все утверждают, что начали практиковать этот метод, когда их детям было недели две от роду. Александра, чьи дочери еще в роддоме спали всю ночь, утверждает, что не бросалась к ним по первому зову, а иногда выжидала пять или даже десять минут, прежде чем взять их на руки. Ей хотелось точно знать, что это: переход между циклами сна, с которыми они справятся самостоятельно, или их тревожит что-то еще: голод, грязный подгузник, просто беспокойство...

Александра, с ее кудрявыми светлыми волосами, стянутыми в конский хвост, одновременно похожа на мамочку-хиппи и капитаншу команды болельщиц. У нее золотое сердце. Она ни в коем случае не собиралась игнорировать своих новорожденных детей. Напротив, она внимательно наблюдала за ними и знала, что своим плачем они пытаются ей что-то сообщить. Выдерживая паузу, наблюдала и слушала. (Она добавляет, что есть еще одна причина, почему это стоит делать: "Чтобы дети научились терпению".)

У родителей-французов нет общепринятого названия для "метода паузы" – они считают его интуитивным. (Это мне, американке, необходимо на все навешивать ярлыки.) Этот метод используют все, понимая как он важен. А ведь это так просто... К своему удивлению, понимаю, что секрет французов вовсе не в оригинальном инновационном способе управления сном. Они просто не обращают внимания на мусорную кучу противоречащих друг другу рекомендаций, сосредоточившись на одной, но эффективной.

Теперь, когда мне наконец открылась тайна паузы, я начинаю замечать, что вообще-то французы говорят об этом методе постоянно. "Здравый смысл подсказывает: прежде чем ответить вопрошающему, необходимо выслушать вопрос, – говорится в статье на популярном французском вебсайте Doctissimo. – То же касается детского плача: для начала необходимо выслушать его."

Когда мне удается пробраться сквозь заумные философские дебри опуса "Сон, сны и малыш", я понимаю, что и его авторы пишут о вмешательстве в смену циклов сна, которое "всегда ведет к проблемам со сном" – к примеру, "дети просыпаются и уже не могут уснуть после 90-минутного или двухчасового цикла". И мне вдруг становится ясно, что проблема Элисон, моей американской приятельницы, чей сын ел каждые два часа в течение полугода, вовсе не в том, что ей достался ребенок с таким вот оригинальным графиком и аппетитом. Она, сама того не понимая, приучила его требовать кормления в конце каждого двухчасового цикла. Действуя из лучших побуждений, Элисон кормила не по требованию, как ей казалось, – она сама провоцировала эти кормления.

Никогда не слышала, чтобы что-то подобное происходило во Франции. Для французов "метод паузы" – решение номер один, и применять его они начинают с первых же недель. Авторы статьи в журнале Maman ! замечают, что в первые полгода жизни ребенка 50-60 % его сна приходится на фазу sommeil agité (поверхностного сна). Находясь в этой фазе, ребенок может зевать, потягиваться и даже открывать и закрывать глаза. "Не стоит воспринимать это как сигнал и мешать ребенку спать, взяв его на руки", – говорится в статье.

"Метод паузы" – не единственная хитрость, применяемая французскими родителями. Но главная! Когда я встречаюсь с Элен де Леерснайдер – той самой, которая цитировала Пруста – она сразу же упоминает об этом методе даже без подсказок с моей стороны.

– Иногда во сне глаза ребенка двигаются, он может издавать звуки, делать сосательные движения и ворочаться. Но все это время он спит. Не надо каждый раз входить к нему в комнату и беспокоить его. Вы должны понять, что такое детский сон.

– А если он просыпается?

– Если просыпается окончательно, берите на руки, конечно.

В разговорах о сне с родителями-американцами научные доводы не в ходу. Методик сна очень много, и вроде бы все убедительные, поэтому конечный выбор делают по принципу "кому что нравится". Но разговаривая с французами, вы слышите: "фазы сна", "циркадные ритмы", "парадоксальный сон"... Французы знают, что дети плачут по ночам в том числе и потому, что пребывают в фазе поверхностного сна (в промежутке между циклами сна). В данном случае "наблюдать за детьми" означает учиться распознавать эти циклы. Французские мамы выдерживают паузу уверенно и последовательно. Они принимают решения, вооружившись информацией и основываясь на четком понимании процессов детского сна.

Родители-французы считают своей задачей ненавязчиво обучить детей правильному сну – так же, как впоследствии учат их гигиене, сбалансированному питанию и езде на велосипеде. И ночные бдения с восьмимесячным младенцем не воспринимают как знак родительской привязанности. Для них это знак того, что у ребенка проблемы со сном, а в семье – разлад. Стоит мне рассказать об Элисон французским мамочкам, те возмущаются: нет, это невозможно, недопустимо как для матери, так и для ребенка.

Французы, как и все, верят, что каждый ребенок по-своему прекрасен и уникален. Но в отличие от других они понимают: есть вещи, которые объясняются не уникальностью, а биологией. Прежде чем решить, что у вашего ребенка "индивидуальный режим сна", следует лучше изучить теорию.

Раскрыв тайну "метода паузы", решаю полистать научную литературу о младенцах и сне. И делаю шокирующее открытие: в то время как американские родители воюют с детьми за полноценный ночной сон, американские ученые давно уже признали, что в этом нет необходимости. Все они говорят почти одно и то же по поводу того, как лучше наладить сон, и их рекомендации удивительно похожи на советы французских ученых.

Родители должны принимать самое активное участие в обучении малышей правильному сну буквально с первых дней жизни. При условии, что ребенок здоров, вполне реально научить его спать всю ночь без перерыва (!) в возрасте нескольких недель; при этом нет нужды оставлять его "прокричаться".

Начинать нужно с превентивных мер. Будущих родителей необходимо заранее обучать науке сна и основным правилам, связанным со сном малыша. Родители должны следовать этим правилам с самого рождения ребенка.

Что это за правила? В одной из книг я прочла об исследовании, в ходе которого беременным женщинам, планировавшим кормить грудью, раздавали двухстраничные памятки. После родов молодым мамам предлагалось не укачивать ребенка, не брать его на руки и не допускать засыпания на груди у матери во время кормления – и все это для того, чтобы ребенок усвоил разницу между днем и ночью. Если ребенок недельного возраста начинает плакать ночью, от полуночи до пяти утра, авторы памятки советуют поменять ему подгузник и покачать, но не давать грудь (грудь, по мнению авторов, можно давать, только если ребенок продолжает плакать). Матерям советуют также научиться различать плач ребенка и кряхтенье во сне. Другими словами, прежде чем взять ребенка на руки, надо убедиться, не спит ли он.

Другая группа будущих матерей, также предполагавших кормить грудью, не получила никаких указаний.

Результаты оказались примечательными: от недели до трех у детей в обеих группах был примерно одинаковый режим сна, но в четыре недели 38 % младенцев из группы, строго выполнявшей указания, спали всю ночь, в другой группе – лишь 23 %. Исходя из этого авторы сделали сенсационный вывод: "Кормление грудью не связано с ночными просыпаниями". А значит, "метод паузы" – не просто французская народная мудрость. Как и вера в то, что крепкий ночной сон с самых пеленок – залог спокойствия всей семьи, а "прерывистый ночной сон – симптом детской бессонницы".

В специальной литературе говорится также, что прослеживается четкая связь между недостаточным или беспокойным сном и раздражительностью, гиперактивностью, агрессией или неконтролируемой импульсивностью ребенка. У таких детей в дальнейшем могут быть проблемы с обучением и запоминанием. Они больше подвержены травмам, у них ослаблен обмен веществ и иммунитет и в целом снижено качество жизни.

Проблемы со сном, начавшиеся в младенчестве, могут затянуться на многие годы.

В вышеупомянутом исследовании дети из той группы, где матери выполняли все рекомендации, впоследствии оказались более спокойными и предсказуемыми, менее капризными.

Во всех исследованиях отмечается: если ребенок плохо спит по ночам, это неизбежно влияет и на остальных членов семьи – вплоть до депрессии у матерей и общего ухудшения обстановки в семье. И напротив, если ребенок спит спокойно, мама с папой чувствуют, что могут лучше выполнять свои родительские обязанности, они испытывают меньше стрессов, а супружеские отношения у них только улучшаются.

Конечно, и во Франции есть дети, которые не успевают научиться правильному сну к четырем месяцам. В этом случае французские эксперты обычно рекомендуют тот или иной вариант метода "оставить ребенка прокричаться".

По поводу этого метода специалисты по науке сна высказываются однозначно. Исследования подтверждают: если оставить ребенка кричащим, он научится спать или сразу (в науке это обозначают термином с неблагозвучным названием "отмирание"), или постепенно, в несколько этапов ("частичное отмирание"). Как правило, метод срабатывает в течение нескольких дней. "Основное препятствие отмирания – непоследовательность родителей", – уверены эксперты.

Мишель Коэн, французский врач из Трайбеки, рекомендует довольно экстремальный вариант этого метода для тех, чьи дети перешагнули четырехмесячный барьер, ребенка готовят ко сну при помощи обычного вечернего ритуала: купание и колыбельная. Затем укладывают в кроватку в привычное время – желательно, чтобы при этом он бодрствовал; в следующий раз заходят в детскую в семь утра.

В Париже этот метод применяют с чисто французской тонкостью. Узнаю об этом от Лоранс, няни из Нормандии. Она присматривает за детьми вот уже двадцать лет и утверждает: прежде чем оставить малыша одного, важно объяснить ему, что вы собираетесь делать.

– Вечером нужно поговорить с малышом. Сказать, что, когда он проснется в первый раз, вы дадите ему соску, но после этого уже не придете. Потому что пора спать. Вы будете совсем рядом и придете успокоить его лишь один раз. Но не будете вскакивать всю ночь.

По словам Лоранс, самое важное в приучении младенца ко сну – поверить в то, что у него все получится.

– Если не верить в этот метод, он и не сработает, – утверждает она. – Я не сомневаюсь в том, что каждую следующую ночь малыш будет спать лучше. И я не теряю надежду, даже если он просыпается через три часа. Главное – верить.

Что касается меня, то я верю, что французские дети не обманывают ожиданий своих родителей и нянь. Возможно, все дело в том, что наши дети спят так, как мы того ждем от них, но стоит лишь поверить, что даже у младенцев может быть определенный режим, как этот режим появится.

Чтобы "метод паузы" или метод приучения ко сну через оставление (крик) работал, необходимо верить в идею, что младенец способен чему-то научиться и что он может справиться с разочарованием. Мишель Коэн тратит немало времени на то, чтобы втолковать это родителям.

Часто родители переживают, что четырехмесячный ребенок может ночью проголодаться. В ответ на это Коэн пишет в своей книге: "Да, он голоден. Но ему необязательно есть. Вы тоже можете проголодаться среди ночи, но научились не есть по ночам, потому что желудку полезно отдыхать. Так вот, желудку младенца это тоже полезно".

Французы вовсе не считают, что младенца нужно подвергать испытаниям библейского масштаба, но при этом уверены: небольшое разочарование не травмирует психику ребенка, а напротив, делает ее более устойчивой. В книге "Сон, сны и малыш" говорится: "Всегда соглашаться с требованиями ребенка, не говорить ему "нет" опасно для формирования личности. У ребенка в таком случае отсутствует барьер противления, и он не понимает, чего от него ждут".

Для французов обучение грудного ребенка сну – не эгоистичная стратегия, рассчитанная на ленивых родителей. Это первый и самый важный урок, благодаря которому дети учатся полагаться на себя и не бояться одиночества. Психолог из журнала Maman ! утверждает, что малыши, научившиеся играть одни в дневное время (даже в первые месяцы), не так капризничают, когда их укладывают спать в одиночестве.

Элен де Леерснайдер пишет, что даже младенцы нуждаются в "личном пространстве". "Лежа в колыбели, малыш узнает, что иногда можно побыть одному, не испытывая при этом голод или жажду. И не спать – можно просто спокойно бодрствовать. С самого раннего возраста ему необходимо личное время, необходимо засыпать и просыпаться, не находясь под неустанным надзором матери."

Отдельное внимание в этой книге уделено тому, чем может заняться мама, пока ее ребенок спит: "Она забывает о ребенке и может подумать о себе. Принять душ, переодеться, сделать макияж, стать красивой просто для удовольствия, для мужа и окружающих. Наступает вечер, и она готовится ко сну и любви".

Мне, американке, трудно это представить. Прямо сцена из фильма: черная подводка, шелковые чулки – разве такое возможно? Мы с Саймоном восприняли как само собой разумеющееся, что наша жизнь некоторое время будет вращаться вокруг капризов маленькой Бин...

А французы не считают, что это правильно. Ребенок, который учится спать, учится быть частью семьи, считают они, учится приспосабливаться к нуждам других ее членов.

– Если ребенок просыпается десять раз за ночь, на следующий день его мать не сможет пойти на работу. И он понимает – voilà – нельзя просыпаться десять раз за ночь, – объясняет мне доктор Леерснайдер.

– Что, прямо так понимает? – сомневаюсь я.

– Разумеется, – отвечает она.

– Но как?

– Дети все понимают.

Французы верят в необходимость "метода паузы", но не воспринимают его как панацею. У них есть целый набор идей и привычек, которые они применяют с великим терпением и любовью, настраивая малышей на хороший сон. Чем же хорош "метод паузы"? Отвечу. Родители не сомневаются: их крошки вовсе не беспомощные. Они вполне способны чему-то научиться. И обучение это – ненасильственное, индивидуальное по времени для каждого малыша – не может навредить. Напротив, родители считают, что благодаря этому методу дети обретают спокойствие и уверенность в себе, а также учатся замечать нужды окружающих. Обучение сну задает тон уважительным отношениям детей и родителей, которые я наблюдаю повсюду во Франции.

Если бы я знала обо всем этом, когда родилась Бин!

Четырехмесячный рубеж, когда можно было с относительной легкостью научить ее беспрерывному ночному сну, мы уже перешагнули. Ей девять месяцев, она по-прежнему просыпается каждую ночь, примерно в два. Стиснув зубы, решаем оставить ее прокричаться. В первую ночь она плачет целых двенадцать минут. Я тоже плачу, вцепившись в Саймона. Потом она засыпает. На следующую ночь крик продолжается уже пять минут.

На третью ночь в два просыпаемся мы с Саймоном – в тишине.

– Кажется, она делала это специально для нас, – шепчет Саймон. – Думала, это нам нужно, чтобы она просыпалась.

Мы засыпаем. С тех пор Бин спит до утра.

С каждым днем я все больше привыкаю к французской жизни. Прогулявшись по соседним паркам как-то утром, заявляю Саймону, что теперь мы с ним – международная элита.

– Международная – может быть, но точно не элита, – отвечает он.

Я освоилась во Франции, но все же скучаю по Америке. Ведь там можно пойти в супермаркет в спортивных брюках и улыбаться прохожим. Еще там можно шутить, и тебя все понимают. Но больше всего я скучаю по родителям. Ну разве это нормально: у меня маленький ребенок, а бабушка с дедушкой живут за океаном!

Моя мама тоже расстроена. Она всегда боялась, что я вырасту, найду себе красивого иностранца и выйду за него замуж. И она столько раз обсуждала со мной свои страхи, что, пожалуй, сама и заложила мне в голову эту идею.

Однажды, приехав в Париж, мама пригласила нас с Саймоном на ужин и прямо за столом разрыдалась.

– Ну что здесь такое есть, чего нет в Америке? – спросила она.

"Улитки", – хотела ответить я. Но мама заказала курицу.

Хотя со временем жить во Франции стало легче, мне так и не удалось ассимилироваться. Как раз наоборот: когда у нас появилась Бин, и мой французский стал значительно лучше, я вдруг поняла, насколько отличаюсь от местных.

Вскоре после того, как у Бин "появилась ночь", мы отправили ее в государственный детский садик – crèche. На вступительном собеседовании отвечаем на вопросы: сосет ли она соску, в какой позе любит спать. У нас на руках карта прививок и номера телефонов, по которым можно звонить в случае необходимости. Но один вопрос повергает нас в ступор: когда она ест?

По вопросу кормления все родители Земли тоже делятся на два противоборствующих лагеря. Одни говорят, что детей надо кормить строго по режиму, другие – по требованию, когда бы ребенок ни проголодался. На американском сайте BabyCenter приведены восемь режимов кормления для пяти– и шестимесячных. В рамках одного из них ребенок должен есть десять раз в день. У нас сложился гибридный стиль. Я кормлю Бин грудью утром, когда она просыпается, и перед сном. В промежутке мы кормим ее, как только она проголодается. Саймон считает, что нет такой проблемы, которую не решила бы грудь или бутылочка. Мы оба готовы на все, лишь бы Бин не орала.

Выслушав рассказ о нашей системе кормления, воспитательница французского детского сада смотрит на нас так, будто мы сообщили ей, что разрешаем Бин садиться за руль. Как, вы не знаете точное время кормления вашего ребенка? Всем своим видом воспитательница показывала: хоть вы и живете в Париже, но воспитываете ребенка, который спит, ест, а возможно, и какает, как американский.

Глядя на нее, мы понимаем, что французы, похоже, и по вопросам кормления едины в своих взглядах. У здешних родителей нет такой проблемы – как часто их детям следует есть. Примерно с четырех месяцев все дети едят в одно и то же время. Для французов это всего лишь вопрос здравого смысла – как и приучение ко сну, режим кормления не является частью философии.

Распорядок в семьях такой: около восьми утра, затем в двенадцать, в четыре и в восемь вечера. Даже "Ваш ребенок" (Votre Enfant), уважаемая французская энциклопедия для родителей, рекомендует именно эти часы кормления для четырех– и пятимесячных. Причем во Франции кормления называют вовсе не кормлениями – не сено же коровам скармливают, в самом деле. Нет, их называют как и положено: завтрак, обед, полдник и ужин. Другими словами, примерно к четырем месяцам младенцы во Франции едят так же, как им предстоит делать это всю оставшуюся жизнь, – только полдник остается под вопросом.

Казалось бы, национальная система детского питания совершенно прозрачна. Но нет, такое впечатление, что это государственная тайна! Если спросить французов, едят ли их дети по режиму, они почти наверняка ответят: о нет, что вы! Просто, как и со сном, родители следуют ритмам младенца. Но стоит мне заметить, что все дети во Франции вроде бы едят в одно и то же время, мои знакомые пожимают плечами – мол, это просто совпадение.

Еще более непостижимая для меня загадка: каким образом французские детки выдерживают четыре часа между приемами пищи. Наша Бин начинает нервничать, даже если ей приходится ждать несколько минут. А уж как мы нервничаем – не передать!

Создается впечатление, что дети и родители во Франции только и делают, что ждут. Сначала "метод паузы" – ребенок просыпается, и родители ждут. Потом режим кормлений – долгие перерывы между приемами пищи. А двухлетние дети, спокойно ожидающие в ресторане, пока принесут еду? Кажется, французам удалось совершить чудо: их младенцы и дети постарше мало того что ждут, они не против подождать! Может быть, эта способность и отличает французских детей от других?

В попытке найти ответы на эти вопросы пишу письмо Уолтеру Мишелю, 80-летнему профессору психологии Колумбийского университета, эксперту мирового уровня, изучающему пределы детского терпения. Я навела о нем справки и прочла несколько его работ по этой теме. Объясняю, что нахожусь в Париже, изучаю французские методы воспитания; не мог бы он поговорить со мной по телефону? Мишель отвечает через несколько часов. К моему удивлению, он тоже в Париже. Не хочу ли я выпить с ним кофе? Через два дня сидим за столом на кухне в квартире его подруги в Латинском квартале, недалеко от Пантеона.

Мишель не выглядит и на семьдесят, не то что на восемьдесят. Бритый налысо и энергичный, он похож на бывшего боксера, но при этом черты у него милые, почти детские. Несложно представить его восьмилетним мальчиком из Вены, бежавшим с семьей из Австрии после того, как она вошла в состав нацистской Германии. В конце концов его семью забросило в Бруклин. В девять Уолтер пошел в школу, но его отправили в подготовительный класс, где он учил английский и "ходил на коленях, чтобы не слишком выделяться среди пятилетних малышей, когда класс шел по коридору". Родителям Мишеля (интеллигентная семья среднего класса) пришлось ходить в дешевый супермаркет – "все по пять центов"; они едва сводили концы с концами. В Вене его мать страдала легкой депрессией, однако в Америке воспряла духом и впоследствии стала успешным дизайнером витрин. А отец так и не смог пережить потерю социального статуса.

Этот опыт, полученный в раннем детстве, – опыт аутсайдера – помог ему сформулировать вопросы, ответы на которые он затем искал всю жизнь. В тридцать с небольшим он произвел фурор в психологии личности, выдвинув теорию о том, что черты характера не постоянны, а зависят от контекста. Мишель женился на американке, три его дочери выросли в Калифорнии, однако в Париже он бывает каждый год: "Я всегда чувствовал себя европейцем, а Париж воспринимаю как главную европейскую столицу", – признался он.

Мишель прославился своим "зефирным тестом", придуманным в шестидесятые – тогда он преподавал в Стэнфорде. В ходе этого эксперимента четырех– или пятилетнего ребенка приводили в комнату, где на столе лежал зефир. Экспериментатор объяснял малышу, что сейчас он ненадолго выйдет из комнаты. Если малыш продержится и не съест зефир до его прихода, то получит не один, а два зефира. А если съест – не получит ничего. Испытание оказалось очень сложным! Из 653 детей, принимавших участие в эксперименте в 1960-1970-е годы, лишь треть продержалась все пятнадцать минут до прихода ученого. Некоторые съедали зефир сразу. Большинство смогло продержаться лишь 30 секунд.

В середине 1980-х Мишель навестил участников первого эксперимента, чтобы сравнить, есть ли разница между тем, как ведут себя "терпеливые" и "нетерпеливые" дети в подростковом возрасте. Связь прослеживалась отчетливая: те, кто в четыре года удержался и не съел зефир, выросли более сосредоточенными и рассудительными. В исследовании, опубликованном Мишелем и его коллегами в 1988 году, говорится, что "в стрессовых ситуациях эти дети не теряют самообладания".

Так, значит, если заставлять детей ждать желаемого, как делают французские родители из среднего класса, они станут более спокойными и устойчивыми к стрессу? В отличие от детей, которые привыкли получать желаемое немедленно и в стрессовых ситуациях сразу устраивают истерики? Неужели французы снова "угадали"?

Бин, как правило, получает то, что просит, без промедления, а чтобы зайтись в истерике, ей достаточно секунды. И стоит мне приехать в Америку, несчастные орущие малыши, требующие, чтобы их достали из коляски, или чуть что бросающиеся на пол, – кажутся частью окружающего ландшафта.

В Париже такого не увидишь. Здесь и младенцы, и дети двух-трех лет, привыкшие терпеть, непостижимо спокойны, если им не удается получить желаемое в ту же секунду. Когда я хожу в гости к знакомым французам, сразу обращаю внимание, как мало их дети ноют и хнычут. Обычно все спокойны и поглощены своими делами, что в нашем доме, признаюсь, редкость.

Во Франции я регулярно сталкиваюсь с ситуациями, которые мне лично кажутся маленьким чудом: взрослые люди, имеющие маленьких детей, умудряются спокойно допить свой кофе и вести нормальный полноценный разговор! Слово "подожди" – часть родительского лексикона: вместо того чтобы шикать на расшалившегося ребенка или кричать ему "хватит", французы просто отдают краткую команду, в переводе означающую "Ждать!".

Мишель не проводил "зефирный тест" с французскими детьми (хотя в данном случае зефир пришлось бы заменить на крем-брюле). Но как давний наблюдатель за местными обычаями он не может не поражаться различиям между детьми французов и, скажем, американцев.

– Складывается впечатление, – говорит мне Мишель, – что в Америке детям все сложнее и сложнее себя контролировать.

Он отмечает это даже в отношении собственных внуков.

– Мне не нравится, когда я звоню дочери, а та отвечает, что не может сейчас разговаривать, потому что ребенок тянет ее за рукав. Она не может объяснить ему: подожди, я разговариваю с твоим дедушкой.

Вместе с тем Уолтер Мишель отмечает, что умение ждать, характерное для французских детей, вовсе не означает, что из них вырастут счастливые взрослые, поскольку на это влияют и многие другие факторы.

– То, что ребенок плюется едой в ресторане, еще не говорит о том, что лет через пятнадцать он не сможет стать превосходным бизнесменом, ученым, преподавателем – да кем угодно!

Как бы то ни было, с детьми, умеющими ждать, семейная жизнь намного приятнее.

– Дети во Франции гораздо более дисциплинированы и воспитаны примерно так, как воспитывали нас, – говорит Мишель. – Когда к нам в гости приходят знакомые французы с маленькими детьми, это не означает, что нельзя будет поужинать, как традиционно принято во Франции... От детей здесь ждут, что они будут вести себя тихо, как подобает случаю, и тоже ужинать с удовольствием.

Самое важное здесь слово – удовольствие. Французы вовсе не стремятся к тому, чтобы их дети были бессловесными существами и подчинялись беспрекословно. Родители просто не понимают, как можно получать от жизни удовольствие, если ты не можешь себя контролировать!

Мне часто приходится слышать, как родители во Франции велят своим детям "быть мудрее". Это выражение – sois sage – означает у них примерно то же, что у нас "веди себя хорошо". Но значение его намного глубже. Когда я прошу Бин вести себя хорошо, стоя у дверей дома, куда мы пришли в гости, она напоминает дикое животное, которое просят стать домашним на час, однако это не исключает того, что в любой момент моя дочь может взбеситься. "Вести себя хорошо" противоречит ее истинной природе. Но когда я прошу ее "быть мудрее", это значит, что она должна вести себя как подобает, следуя голосу разума. Главное, что от нее требуется, – понимать, что рядом есть другие люди, и их необходимо уважать. Я словно намекаю, что она способна рассуждать мудро и контролировать себя, что я ей доверяю.

Если дети хорошо себя ведут, это вовсе не значит, что им скучно. Дети моих французских знакомых умеют веселиться. По выходным Бин и ее друзья с визгом часами носятся в парке. В Париже есть и более цивилизованные детские развлечения: кинофестивали для малышей, театры, уроки кулинарии, требующие терпения и внимания. Мои знакомые парижане хотят, чтобы их дети развивались всесторонне, интересовались и искусством, и музыкой. Однако они не понимают, как можно всем этим насладиться в полной мере, не имея терпения. По мнению французов, самоконтроль – это умение спокойно пребывать в настоящем, не нервничая, не раздражаясь, не требуя. Только в этом случае детям может быть по-настоящему весело.

Французские дети не плюются едой. И не становятся счастливыми. tatiana_ch wrote in April 2nd, 2015

Французские дети не плюются едой. И не становятся счастливыми.

Книга Памелы Друкерман вышла несколько лет назад, но она до сих пор хит продаж и не редко лидер в списках рекомендованных для «начинающих родителей книг. С точки зрения рекламы и маркетинга «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» - гениальна. Париж и послушные дети - не об этом ли мечтает большинство? Поэтому ее ловушку попадают даже здравомыслящие родители.

Мы много раз видели французские фильмы, где дети страдают без сердечной заботы и доброго слова: от «400 ударов» (Трюффо рассказывает о подростке, который ожесточается и становится неуправляемый из-за безразличия и эгоцентричности матери) и заканчивая «Амели» (история девочки, у которой сердце выпрыгивало из груди, когда во время медицинского осмотра к ней прикасался папа - это был единственный человеческий контакт с родителями). И даже если относиться к этому только как к исключительно художественным образам, сухие цифры тоже против французской системы воспитания: согласно исследованию UNICEF http://www.unicef-irc.org/ Report-Card-11/ , французские дети находятся на последнем, 28 месте месте по оценке отношений в семье (сразу после США) среди детей других благополучных стран. В опросе только 59% детей казали, что довольны своими отношениями с родителями, только 71% считает свои отношения с мамой теплыми, и только 51% - с отцом. Для сравнения, в Голландии с мамой легко находят общий язык 91% детей, а с отцом - 81%.

Как же Друкерман удается провести нас вокруг пальца? В беременность и первые месяцы жизни ребенка, нас традиционно «заставляют» быть нечеловечески жертвенными, окружают множеством запретов и ограничений, наш образ жизни резко меняется, и вот уже мы начинаем посматривать на стену, прикидывая, то ли как бы ловчее на нее залезть, то ли как эффективнее разбить об нее голову. После месяцев без сна, кофе и шоколада (последнее два в связи с существующей только на территории бывшего СССР диеты для кормящих грудным молоком), нам в руки попадает текст, который последовательно убеждает нас в том, что дети не нуждаются в жертвах и особой заботе. Все написано как увлекательный роман, с главными идеями, высказанными в ироничной манере, без попыток поучать и разделять «хорошо и плохо». И даже внимательные и чуткие мамы покупаются, потому что чудовищные разрушительные для здоровья и психики ребенка советы идут рука об руку с весьма разумными.

Полезное в книге действительно есть. Во-первых, жертвенностью и правда не стоит увлекаться, тем более когда от этого нет никакого толку. Во-вторых, в книге есть несколько идей выдающегося французского педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто из ее книги «На стороне ребенка»: одна из самых важных - относится к ребенку как к личности, разговаривать с ним с первых дней и уважать его чувства. В-третьих, отдельные педагогические советы Друкерман весьма резонны: у детей должны быть четкие границы дозволенного, и полная свобода внутри них, на маленькие шалости можно не обращать внимания, в большие проступки никогда нельзя игнорировать. В-четвертых, самое полезное в книге - это руководство по тому, как научить ребенка правильно и разнообразно питаться.

Все это делает книгу совсем не бессмысленной и заслуживающей внимания, особенно в том случае, если вы читаете ее как «краеведческое исследование», а не как руководство к действию. Но, увы! Все чаще встречаются случаи, когда издание становится Библией по воспитанию детей.

Вторая (после самого названия книги) уловка Друкерман в том, что она начинает повествование со сцены в ресторане, где ее ребенок «плохо себя ведет». Тут вы либо сразу узнаете свою семью, либо в ужасе представляете себе будущие перспективы. Вам становится крайне стыдно за все ситуации, которые уже были или только будут, и вы хотите скорее узнать, как же перестать выглядеть в глазах общественности «непутевой мамашей с невоспитанным ребенком». И тут начинается история трагедии. Потому что часто настоящая неистовая злость матери на ребенка возникает не в связи с его поведением, а просто потому, что для нее мука выглядеть неприглядно и доставлять дискомфорт другим людям. В то время, когда современные психологи учат, что хрупкий мир нашего ребенка гораздо важнее того, что о вас подумают ухоженные чайлд-фри красотки и бизнесмены за соседними столиками (остальные скорее всего постараются вас понять и не станут сильно раздражаться), Друкерман продолжает культивировать наше чувство вины за плохое поведение ребенка. Она «требует» от полуторагодовалых крошек послушания и степенности, и таким образом формирует в читателе завышенные ожидания в отношении детей. Это приводит к вечному недовольству и даже нервным срывам -снова под ударом оказываются дети.

На протяжении всей книги автор обещает подарить нам «свободу», беззаботные дни и ночи спокойного сна. Это достигается разными способами, в основе которых лежит принцип отчуждения ребенка от родителя. Все они разной степени жестокости - от игнорирования желаний ребенка, до методики «самостоятельного засыпания» (Друкерман описывает, как научила свою дочь засыпать через метод «проораться»). Автономность и самостоятельность детей - здоровое желание любой мамы, которая хочет для них счастливой жизни. Только эти качества достигаются в результате зрелости личности, окруженной безопасной средой, любовью и заботой, а не безразличием. Лучше эмоций тут опять же скажут сухие факты. Методы «самостоятельного засыпания» придумали в то время, когда у ученых не было возможности отследить реакции детского мозга. С развитием нейрофизиологии, стало очевидно, что процессы, которые происходят в мозге ребенка, оставленного плакать одного - не обратимы (об этом можно прочитать, например, в книге английского психотерапевта Сью Герхарт «Как любовь формирует мозг ребенка). Против «насильственной» самостоятельности ребенка также выступает Теория привязанности (подробнее Ольга Писарик «Привязанность - жизненно-важная связь). Согласно ей, чем ближе и доверительнее будут отношения с мамой или другим близким взрослым у ребенка, тем более самостоятельной, сильной и уверенной в себе личностью он вырастит. И чем больше вы вложитесь в ребенка в первые годы его жизни, тем проще вам будет растить его все оставшееся время.

«Французские дети», безусловно, стоят внимания. Но надо понимать, что это книга о том, как вырастить детей, которые просто «не мешают жить». О том, как воспитать умных, добрых, заботливых и, в конце концов, счастливых детей, существует множество другой литературы. И если вы чувствуете, что нуждаетесь в поддержке и советах - не важно, находитесь ли вы в положении или воспитываете подростка, прочтите одну из книг Людмилы Петрановской (например, «Если с ребенком сложно»). Все проблемы, конечно, не решатся, но все станут гораздо счастливее.