Проект На тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « История моего села. Проект "Село мое родное" проект (подготовительная группа) на тему Проект в подготовительной группе история моего села

Проект «Край родной – на век любимый» для старшей группы ДОУ

Елкина Елена Анатольевна, воспитатель МКОУ СОШ с.Бирофельд, ЕАО, Биробиджанского района, с.Бирофельд.
Описание материала: предлагаю проект «Край родной – на век любимый», который будет полезен педагогам старшей и подготовительных групп. Проект поможет детям привить любовь, интерес к прошлому и настоящему родного края. Воспитывать у подрастающего поколения гордость за своих земляков, чувство ответственности за все, что происходит в родном селе, сопричастности к этому.
Тип проекта:
по доминирующему методу: информационный, познавательный.
по характеру содержания: интегративный (образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).
по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов: осуществляется внутри старшей группы, в контакте с семьей.
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный.
Актуальность:
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город, село. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе, селе. Село не обязательно должно быть большим. Оно может быть тихим, заброшенным и в то же время являться самым любимым селом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к селу, городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, селе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город, село и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребята, как можно больше узнали о своем селе, области в которой они живут. Этот проект посвящается родному краю, в котором живут мои воспитанники.
Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Воспитывать уважения к труду;
- Расширять представления о селе, районе, столице ЕАО;
- Закреплять и расширять представления детей о символах района, ЕАО, государства (герб, флаг, гимн);
- Развивать чувства ответственности и гордости за достижения малой родины, страны;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы реализации проекта «Край родной – на век любимый».
I – Предварительный этап.

Создание проблемы перед детьми;
Составление плана работы;
Разработка примерных конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности;
Продумать формы работы с родителями;
Разработать консультации, оформить уголок;
Подобрать информацию по теме проекта;
Создание предметно-развивающей среды;
Изготовление дидактических игр.
II - Основной этап.
Организовать работу по решению задач проекта через:
Проведение НОД: Познавательное развитие: «Дом», «Мой родной – Бирофельд», «Улицы Москвы», «Россия – родина моя», «Улицы Москвы». Речевое развитие: Чтение сказки в стихах. Римма Лавочкина «Вьюнок», «Село Бирофельд», Заучивание стихотворения Л. Олифирова «Главные слова». Художественно-эстетическое развитие: «Дом, украшенный к празднику», «Автомобили нашего села», «Спасская башня Кремля», «Флаг ЕАО», «Еврейские орнаменты» (рисование); «Дома на нашей улице» (аппликация), «Символы России – государственный флаг» (лепка).
Беседы: «Кто построил этот дом?», «Моя квартира», «Моя семья», «История происхождения нашего села», «Мое родное село», «Предприятия и учреждения», «Знаешь ли ты свое село», «Транспорт села», Беседа «Город Биробиджан» «Символы ЕАО», «Красная книга ЕАО», «Звери и птицы ЕАО», «Страна моя родная», «Москва – столица нашей России», «Мы любим нашу страну», «Русские таланты», «Моя Москва». «Красная книга ЕАО».
Д/ и «Добавь слово», «Расскажем Мишке о нашей улице», «Кому что нужно», «Подбери признак», «Узнай это место», П / и «Строим дом». «Дом и ворота», С / р «Семья», «Путешествие по селу», «Путешествие по Москве», Настольная игра «Российские узоры», Игра «Кто как трудится».
Рассматривание иллюстраций с разными типами домов, альбома «Мое любимое село», открыток с природой ЕАО, карты ЕАО, альбома «Заповедник Бастак», красной книги ЕАО, иллюстраций с изображением природы России в разные времена года, герба и флага ЕАО, России, набора открыток о Москве, на карте, на глобусе нашей страны.
Рассказывать о истории возникновения села, о достопримечательностях, культуре, традициях родной области; о замечательных людях, прославивших свою область, о символике ЕАО.
Знакомство с пословицами о семье, с еврейскими пословицами и поговорки, чтение еврейских сказок.
Прогулки по улицам села, экскурсии к учреждениям села.
Слушание песен по теме.
Работа с родителями:
Закрепить с детьми название села, повторить домашний адрес
Рассказать о своей профессии, ее пользе для села
Уточнить знания о с/х транспорте
Рассказать о символах Биробиджанского района, ЕАО
Рассмотреть на карте – Россию
Любование красотами малой Родины
Объяснить в доступной форме слово «Родина»
Рассмотреть изделия народно – прикладного искусства мастеров ЕАО
Уточнить знания о символах России
III – Заключительный
Продукт проекта:
Фотоальбом «Малая Родина»
Презентация «Наш Бирофельд»
Выставка детских работ
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют место проживания: село, район, область;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада;
- дети знают символику района и области;
- дети знают достопримечательности села и областного центра;
- дети знают значимые объекты родного села и областного центра;
- дети знают о животном и растительном мире своего региона;
- дети умеют вести себя в окружающем мире.

Информационная карта педагогического проекта

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: информационно-творческий .

1 этап. Целеполагание.

Участники проекта:

  1. Воспитатели группы.
  1. Дети старшей группы «Б».
  1. Родители.

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: дети недостаточно знают о своём селе, его достопримечательностях и истории.

Актуальность проекта :

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных,

Качественно новых задач по формированию у подрастающего

Поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей

Становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь

К местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение

Неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и

Приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство

ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего

детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к

Родине, бережного отношения к её историческому и культурному

наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям

своего народа.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе

Ознакомления с историей родного края будет эффективной при

Выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

  • компетентности педагогов и родителей в области исторического

Прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цель: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • 1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному
  • творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;
  • 2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
    3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и
  • традициям;
    4. Формировать элементарные знания о правах человека.
  • 5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.
  • 6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Задачи для педагогов:

  • Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;
  • Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения.

Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка в совместной подготовке выставки рисунков «Моё село»;
  • Ознакомление детей с художественной литературой по теме.

2 этап. Разработка проекта.

Форма проведения итогового мероприятия:

Выставка рисунков по теме проекта.

Продукт проекта:

  • Для детей: рисунки и поделки.
  • Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.
  • Для родителей: материалы для консультации- папки передвижки. Образцы совместного творчества, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлении об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта,

  1. фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

Родители:

1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой

Деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров

воспитательно-образовательного процесса.

Педагог:

  • Овладение техникой проектной деятельности
  • высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.

Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

3 этап. Выполнение проекта.

План реализации проекта

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

  1. Знакомство с достопримечательностями села
  2. Беседы с детьми, с родителями
  3. Подбор художественной литературы, иллюстрации
  4. Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен
  5. Знакомство с промыслами с. Кочубеевского и Кочубеевского района
  6. Фольклорные праздники
  7. Народные игры
  8. Театрализованная деятельность
  9. Работа с родителями
  10. Знакомство с почетными гражданами села

Результаты реализации проекта:

  • Расширен кругозор детей о родном селе.
  • Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками.
  • У детей сформированы творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке к выставке «Моё село!»

Проект «Моя родная деревня» Участники проекта: дети подготовительной группы №10 Воспитатель: Караваева В.С. Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (7 месяцев) Цель проекта: Вызвать интерес детей к изучению родной деревни; развивать способность к исследовательскому типу мышления. Сохранить собранную информацию для будущих выпускников ДОУ. Задачи: - дать знания детям о происхождении названия родной деревни; - воспитывать чувство любви и привязанности к ней; - формировать интерес к прошлому и настоящему малой Родины; - расширять и углублять знания детей о достопримечательностях деревни, о людях, которые прославили нашу деревню; - развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать достижения деревни; - способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Актуальность: исследование, проведённое в ДОУ, показало, что дошкольники старшего возраста имеют отрывочные и поверхностные знания о родной деревне. Представления о социуме бедны и мало объективны. Недостаточно проявляют интерес к труду близких людей. Ожидаемые результаты и эффекты проекта: если мы соберём дополнительный материал о нашей деревне, обобщим его, систематизируем, то восполним недостаток информации о малой Родине, сможем многое рассказать своим соседям, друзьям, близким и детям ДОУ об интереснейших фактах из истории деревни Ботово Яргомжского сельского совета, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде. 1 этап – рефлексивно-диагностический: - выявление интереса и уровня знаний по теме проекта; - составление вопросника для детей «Что мы знаем о нашей деревне?» - Формирование данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы (анкетирование родителей). 2 этап - организационно-подготовительный: - подборка документов, фотографий, статей, журналов, семейных и государственных архивов; записей воспоминаний участников знаменательных событий, происшедших в нашей деревне. 3 этап – основной: - работа с архивными документами, изучение записей, статей (сравнение, обобщение, систематизация). 4 этап – практический: - экскурсии (сельская библиотека, амбулатория, почта, школа, КРС – ферма и т.д.); - составление рассказов на тему: «Вот моя деревня»…; - встреча с интересными людьми; - встреча с земляками – ветеранами «Мы не забудем», - возложение цветов к обелиску; - проведение занятия «Люди, прославившие вологодскую землю»; - заучивание стихов вологодских писателей. 5 этап – заключительный (анализ достижения целей и полученных результатов). Продуктом деятельности данного проекта стало: - создание альбома «Мой край родной»; - создание альбома с фотографиями: «Свинокомплекс – это ДА! Это вам не ерунда!» - Создание карты «Путешествие по реке времени»; - составление рассказов детьми на тему «Вот моя деревня»…; - создание уголка патриотического воспитания; - участие в праздничных концертах «День деревни», посвящённых соседним деревням Яргомжского сельского совета – Фенёво, Большой Двор; - участие в концерте, посвящённом «Дню пожилого человека»; - создание в ДОУ мини – музея «Предметов старинного быта». Данная работа является значимой не только потому, что позволяет дошкольникам усвоить знания о малой Родине, вызывает интерес к прошлому и настоящему родной деревни, развивает нравственно-патриотические чувства, но и способствует обучению самостоятельно организовывать деятельность, анализировать и представлять информацию с помощью ИКТ технологий. Составление плана на будущее: привлечь детей к изучению фольклора и народных игр Вологодской области. Анкета для детей «Что мы знаем о нашей деревне?» 1.Как называется наша страна? 2.Как называется деревня, в которой ты живешь? 3.Как называется улица, на которой ты живешь? 4.А знаешь ли ты, как она называлась раньше? 5.Как называется улица, на которой находится твой детский сад? 6.Какие еще улицы деревни ты знаешь? 7.Какие здания есть в нашей деревне? 8.Есть ли в нашей деревне памятные места? 9.Что бы ты еще хотел узнать о нашей деревне? Вопросы для родителей 1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашей деревне? 2. Как проявляется этот интерес? 3. Что больше всего интересует Вашего ребенка (улицы, исторические места, парки и т.д.)? 4. Спрашивает ли ребёнок, где Вы работаете? 5. Знает ли он о работе свинокомплекса, ферме КРС? 6. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашей деревни? 7. Как часто Вы совершаете прогулки с детьми по нашей деревне? 8. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу? Составление рассказов на тему «Вот моя деревня»… Саша Дурягина, 6,5 лет … «Я живу на улице Ленина в кирпичном трёхэтажном доме. А раньше здесь стояли деревянные дома, так мне бабушка рассказывала. Раньше за нашими домами начинались поля, где сеяли рожь, пшеницу, лён; выращивали брюкву, картошку для коров и поросят. Сейчас на этом месте стоят красивые дома, площадки для игр, цветники. А поля, ферму и свинарник отодвинули дальше. Я люблю свою деревню, потому что здесь хороший детский сад, большая школа, почта, библиотека, больница есть, клуб (ДК), где я занимаюсь народными танцами. Здесь моя семья, подружки. Здесь мне всё нравится, здесь мне хорошо»! Конспект занятия воспитателя подготовительной группы №10 МБДОУ «Ботовский детский сад комбинированного вида» Караваевой Валентины Сергеевны «Люди, прославившие Вологодскую землю». Цель: воспитание любви и уважения к жителям родной деревни, к своей малой родине на основе ознакомления с боевыми и трудовыми подвигами наших земляков – героев. Задачи: - развивать познавательный интерес к истории своей малой родины; - продолжать знакомить с подвигами наших земляков Героев Советского Союза, России; - воспитывать уважение к ветеранам войны и труда, людям, прославившим Вологодскую землю; - воспитывать чувство гордости за наш народ. Материал: фотоальбомы, фронтовые письма, «Книга Памяти Вологодской области», книга «Памятники и памятные места Вологодской области», аудиозапись «Голоса Победы» (воспоминания ветеранов, участников ВОВ и тружеников тыла, собранные представителями молодёжных парламентов муниципальных образований Вологодской области, активной молодёжью региона, журналистами средств массовой информации). Альбом «Свинокомплекс – это да! Это вам не ерунда…» Николай Михайлович Рубцов (1936г. - 1971г.) Ворона Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны… Воробей Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… Жеребёнок Он увидел меня и замер, Смешной и добрый, как божок, Я повалил его на травку, На чистый, солнечный лужок! И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, с хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве… Ольга Александровна Фокина (род. 1937г.) Утро Над лесом зорька занялась Алее лент в косе твоей... Дочурка, что ж ты заспалась? Петух поёт, вставай скорей! Пора, дорога далека, Вставай, побалую чайком, Покуда масло с пирога Не убежало ручейком. Первая пчела Едва лишь солнце вышло из-за туч Взглянуть, как там после дождей в природе, Как любопытный и болтливый луч Проговорился: тёплой быть погоде. И ты, покинув тёмное дупло, Летишь на первый жёлтенький цветочек, И у меня в душе - теплым-тепло, Хотя ещё на улице - не очень. Татьяна Леонидовна Петухова (род. 1943г.) Друзья Мой папа - самый лучший друг! Если провинюсь я вдруг, На меня он не кричит, Брови хмурит и молчит! Расстроен очень, сразу видно. За мой поступок ему стыдно! Обманул я папу снова. - Прости меня! Даю я слово, Обещаю как мужчина, Краснеть не будешь ты за сына! С папой снова мы друзья, А подводить друзей нельзя! Забияки На дворе раздался крик: - Чик-чирик, чирик-чирик! Ты, Чирик, чив-чив-чиво Не оставил ничего? - Чику-чив, не уступлю! Сам я зернышки люблю. Раскричались забияки Про пшено забыли в драке. Прилетели гули-гули Все до зернышка стянули. А девчушка из окна Всем подсыпала пшена. - В драку зря не лезьте. Клюйте рядом, вместе. Родная природа Давайте, друзья, в любую погоду Будем беречь родную природу! И от любви заботливой нашей. Станет земля и богаче, и краше! Помните, взрослые, помните, дети! Помните, что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас. Планету живую сберечь для народа. И пусть восхваляет гимн жизни Природа! День памяти – 22 июня, возложение цветов к обелиску. Участие дошкольников в праздничных концертах, посвящённых «Дню деревни» и «Дню пожилого человека» Посещение музея "История школы" Создание альбома рисунков "Мой край родной" Создание карты "Путешествие по реке времени" Экскурсия в сельскую библиотеку Выход в социум Создание альбома "Свинокомпл екс - это да! Это вам не ерунда" Моя родная деревня Ботово Встреча с интересными людьми (д. Ботово) Заучивание стихов вологодских поэтов Составление рассказов на тему "Вот моя деревня" Создание уголка патриотическ ого воспитания Создание мини-музея предметов старинного быта Участие в праздничных концертах, днях деревень

Елена Савельева
Проект «Село моё родное»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Потапово - Тумбарлинский детский сад" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Тема проектной работы в подготовительной группе :

«Село моё родное »

«О селе моём любимом будет разговор,

О селе родном и милом , где мы все живём!

Село моё любимое , тебе уж много лет,

Но для меня на свете чудесней края нет!»

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » ….3

Введение….4

Основная часть…. 11

Заключение…26

Список использованной литературы…. 27

Приложения…. 28

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » .

Глядя на карту села Потапово-Тумбарла, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит историю деревни. Прошлое уходит в небытие.

Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.

При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю .

Введение

Каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края . Родной край – это тропа от родительского дома и яблоня под окном, посаженная отцом в день рождение сына. Это зеленеющие всходами пшеницы бескрайние поля. И, конечно же, родной край – это родные люди . Это те, кто здесь жил до нас, и те, кто живет сейчас рядом с нами. Именно они своими руками, делом создают настоящее, строят будущее. Изучить историю в целом, не зная истории своего края, деревни, города, не возможно. Каждый человек должен научиться ценить то, что создано нашими предками, научиться хранить и передавать из поколения в поколение, должен уметь гордиться нашими предками.

Актуальность - Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом , его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.

Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного Потапово-Тумбарла , его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе . Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили познакомить детей с историей родного села Потапово-Тумбарла и его достопримечательностями. Воспитывать, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Создать условия для развития у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному селу , его истории.

Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом чувашского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе .

Постановка проблемы

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным . Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Цель проекта :

Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории , желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.

Задачи :

Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.

Дать знания детям о родном селе : истории, достопримечательности;

Познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село .

Методы реализации проекта :

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) .

2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Потапово-Тумбарла

Познавательные занятия, экскурсии;

Продуктивная деятельность;

Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, библиотекарь.

Тип проекта : групповой, с привлечением родителей.

Сроки проведения проекта : краткосрочный от 1 до 2-х недель

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Обеспечение проектной деятельности :

подбор исторической и методической литературы,

подбор произведений чувашского народного творчества ,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины)

М. Д. Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» . Управление ДОУ 2005 №1.

Интернет-ресурсы;

библиотека, школьный музей.

Предполагаемые результаты реализации проекта : дети знают историю родного села , достопримечательности.

разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Потапово-Тумбарла» ;

оформление методического и практического материала по теме проекта ;

оформление фотоальбома «Моё село » ;

активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми : развлечения, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.

Ожидаемые результаты проекта :

Дошкольники познакомятся с достопримечательностями села

Расширятся знания и представления о родном селе , улице, детском саде, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде

Дети закрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.

Повысится уровень патриотизма у дошкольников.

Между детьми, родителями и педагогами укрепится взаимосвязь.

Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки. Благодаря проекту , у детей сформируется чувство гордости за своё село , детский сад.

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель : определить основные направления работы.

Задачи : подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края .

Задачи : Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края .

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно -прикладному искусству, устному народному творчеству , музыкальному фольклору и т. д. ;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель : обобщение полученного опыта.

Задачи : обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края , упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека) .

Проект реализуется по двум направлениям :

Совместная деятельность с детьми;

Взаимодействие с родителями.

Для знакомства дошколят с селом в группе проводились

наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.

Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия :

Оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;

Участие родителей в изготовлении плана села Потапово-Тумбарла;

Анкетирование.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом .

Потапово-Тумбарла – историческое :

Исторические данные;

Папка-передвижка «Изучаем край родной » для родителей;

Потапово-Тумбарла – достопримечательное :

Церковь.

Памятник славы «Павшим воинам-односельчанам» .

Экскурсия в школьный музей.

Потапово – спортивное :

Беседы о спорте и спортсмене села Потапово : «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!» , «Мы гордимся нашим спортсменом» . Встреча со спортсменом – Матвеевым Василием Романовичем.

Потапово – современное :

Экскурсия по селу Потапово-Тумбарла.

Рассматривание карт Бавлинского района и села Потапово-Тумбарла.

Экологическая игра-путешествие «Мой край родной » .

Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» .

Презентация «Село родное – наш отчий дом » .

Рассматривание альбома «Потапово теперь и прежде» .

Конструирование «Дома на моей улице» .

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе» .

Потапово – многонациональное :

Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем » .

Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.» , «Небо, солнце и земля - это Родина моя» .

-«Родина-какое слово дорогое!»

-Православные праздники : «Рождество» , «Масленица» , «Пасха» .

Изготовление праздничных открыток.

-Народные игры и гуляния .

Знаменитые люди села Потапово :

Беседа о важности труда всех людей.

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.

Беседа и показ фотографий знаменитых людей нашего села.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» .

III этап итоговый

Оформление альбома «Милее места на свете нет» .

Презентация проекта .

Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта .

Основная часть

История родного села

Село Потапово-Тумбарла расположено под чередою невысоких гор, покрытых березняками, широколиственным лесом. Оно богато чистыми, звонкими родниками , пополняющие р. Тумбарлинку. Горы, защищая от резких ветров, создают здесь свой мягкий микроклимат. Большая запруда в верхнем конце села Турикасе и озеро в середине, обилие деревьев вдоль речек, домов и улицы, покрытые сплошным ковром спорыша – все это придает селу летнюю нарядность и привлекательность.

А поселки Галкино и Воткинский расположены в уреме, вдоль речки, в живописных местах, вдали от шума и суеты хозяйственной жизни. Село и поселки – это единое целое, связанное веками, шагающее в эпохи в одну ногу. Проживают здесь в основном чуваши и удмурты. В последние два десятилетия присоединились представители 11 национальностей. Население колеблется более 800 человек. В селе имеются своя средняя школа, детский сад, СДК, библиотека, Совет местного самоуправления, медпункт, почта, три магазина.

Первая версия - возмущения притеснениями малых иноязычных народов. После подавления восстаний С. Разина и Е. Пугачева, крепостные крестьяне были вынуждены бегством спасаться от преследователей в дремучие леса, либо язычники уходили от распространяющегося христианства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней некоторые языческие обычаи.

Вторая версия- это строительство Екатерининского тракта из Самары до Белебея, пролегавшего всего в 10-12 верстах от села. «Предки наши, выходцы из Можги, были высланы на строительство булыжниковой дороги. Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчевывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяла одна вера - языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.» (со слов Можгиной Е. А. и Потаповой Ф. И.)

Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчёвывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяли одна вера – языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.

Первопроходца, видимо, звали Потап (удм., чьё имя увековечено в названии села. Чуваши добавили слово «Тампарла» , так как. местность богата разноцветной глиной, известью, мелом «Там» - глина, «пар-пур» - известь. Значит «известняково-глиняная» земля.

В работе «История чувашей 18 в.» В. Д. Данилов пишет : «Малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Бугульминский, Исецкий, Ставропольские уезды, Оренбургской губернии в 40-70 г. г.». Кроме этого в 1766-1774 г. г. ужесточились налоги, притеснялись крестьянские хозяйства.

По архивным данным 1761г. – 1824 чувашских хозяйств, в 1766-70 г. г. - 1847 хозяйств с Поволжья переселились в Бугульминский уезд. К этому времени село доходило до Сартаса . По воспоминаниям В. А. Афанасьева, он помнил разговор отца и деда, как два потока чувашей (со стороны Самары, Цивильска) обратились к старосте общины просьбой выделить им землю. Чтобы умилостивить и «умаслить» это дело, общине поставили два ведра казённой водки. Часть остались, обосновались, продолжили улицу Турикас, другой поток чувашей «вирьял» ушли севернее, обосновали Васькино-Туйрала.

Они прославили наше село

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Вся страна вступила в смертельную схватку с фашизмом. Около 350 своих сыновей и дочерей послало наше село на фронт , но не все вернулись с поля брани. Их 212. Удмурты и чуваши воевали самоотверженно. Они доказали любовь и преданность к своей Родине, к родному уголку , среди них не было дезертиров и предателей. В 1942 году были призваны на фронт 18-19 летние девушки. Вот их имена : Афанасьева Нина Андриановна, Герасимова Акулина Васильевна, Евсеева Мария Максимовна, Можгина Раиса Архиповна, Козлова Елена Тимофеевна, Козлова Варвара Хрисановна, Козлова Агафья Семеновна, Верблюдова Елена Владимировна, Шапошникова Александра Матвеевна.

В годы войны женщины и подростки, старики и дети совершили героический подвиг. «Все для фронта, все для победы» - вот был лозунг у полуголодных, истощенных людей того времени. После изнурительных сельскохозяйственных работ по вечерам вязали шерстяные теплые вещи для отправки на фронт. В наше село привезли пятьдесят семей эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Литвы. Разместили их по квартирам. Они тоже трудились в колхозе наравне с сельчанами. Научились косить, жать, вязать снопы, помогали колхозу вплоть до лета 1944 год.

Морозные, холодные годы войны были настоящей бедой. Не было дров, а лес охранялся.

Людям приходилось вырубать деревья и кустарники вдоль речек, урема лесом не считалось и за это не преследовали. Молодых девушек 15-17 лет вербовали в г. Горький на торфяные разработки, а мальчишек – на лесозаготовки в Шереметьево для топки Александровского спиртзавода. Этот завод поглотил наши леса, которыми были покрыты горы. Народ никогда не забудет своих защитников. На центральной площади села перед СДК сооружен бюст Героя Советского Союза Евсеева Г. Л.

На пьедестале павшим в боях ВОВ увековечен каждый солдат, сложивший голову в боях за Родину. Вернувшись с войны, Евсеев Г. Л. возглавил обессиленный колхоз «Победа» . Общими усилиями поднимали колхоз на ноги. В эти годы славился своим мастерством овощевод- селекционер Дегтярев Н. М. (Телем) . Он выращивал огромные арбузы, дыни и другие овощи. Телегами возили колхозники огурцы, капусту, морковь, лук, а доход от продажи поступал в кассу колхоза.

На эти средства был также приобретен колхозом конь орловской породы, который славился по всему району, занимал призовые места.

Потапово-Тумбарлинская земля взрастила много талантливых людей, которые оставили огромный след в истории нашего села. И сегодня их труд оценен очень высоко, чьими именами мы можем вполне гордиться.

Уроженец села Потапово-Тумбарла, писатель Афанасьев Алексей Андриянович (1925-1985) . Родился в семье учителя и стал учителем в дальнейшем. С 10-12 лет начал писать стихи, в 14 лет перевёл поэму «Нарспи» классика чувашской литературы К. Иванова на удмуртский язык. В 1949 году Афанасьев стал членом Союза писателей СССР, работал редактором Бавлинской районной газеты. Афанасьев - автор 15 книг, это – стихи, поэмы, роман из трёх книг «Дубы сбросили листья» , где раскрывается история нашего села и сельчан. Алексея Андрияновича мы знаем и как художника, чьи работы хранятся в школьном музее.

Кузьмин Лев Леонидович (1937 г. р.) член Союза писателей Чувашии, журналист, окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, работал в газетах «Кыштымский рабочий» , «Магнитогорский рабочий» . С 1968 года до пенсии работал в СМИ, в основном в редакции газеты «Советская Чувашия» . Из-под его пера вышли романы «Чёрные столбы» , «Отчий дом» , пьесы «Лапка шыв хёрринче» , «Ирхи калак сасси» («Крик птицы на заре» ). Пьесы по сегодняшний день идут на сцене театра в городе Чебоксары.

Большой вклад в историю нашего села внёс историк, краевед Виталий Николаевич Козлов (1949 г. р.) . Им выпущены книги «Полигон» , «О Бавлы, твои просторы» , «На перепутье» , где раскрыта история нашего края.

Прожить на земле, оставив заметный след в душе потомков, даётся не каждому. А вот Матвееву Василию Романовичу (1928 г. р.) в этом повезло. Многократный чемпион мира и Европы, участник Олимпийских игр в Москве 1980 года, путешественник, объездивший почти все страны Европы, до сих пор продолжает вести активный образ жизни. Педагог с 50-летним стажем, отличник Просвещения, участник Великой Отечественной войны. На его счету многочисленное количество золотых и серебряных медалей. В День Победы его грудь украшают боевые награды.

Евгений Федорович Королёв (1947г. р.) – мастер спорта по боксу, судья международной категории .

Леонтьев Александр Васильевич (1963 г. р.) окончил ЕГПИ, в настоящее время работает проректором ИРО, профессор, доктор педагогических наук.

Большой вклад в воспитание и образование в селе внесла династия Афанасьевых. Это Андриян Дмитриевич Афанасьев (учитель немецкого языка, Алексей Андриянович Афанасьев (учитель ИЗО и музыки, родного языка , Геннадий Андриянович Афанасьев (математика, Валерий Андриянович Афанасьев (физика, математика, учитель методист, отличник народного просвещения РСФСР , династия Шевелёвых, Красновых.

Королёва Нина Фёдоровна (1952г. р.) – солистка чувашского академического ансамбля песни и пляски.

Дегтярёв Николай Андреевич (1925г. р.) окончил военно-морскую медицинскую академию в городе Ленинграде. Является доктором медицинских наук, профессор. Военное звание – полковник.

Культура и традиции села и чувашского народа

У чувашей богатый фольклор. В сельских, семейных, календарных праздниках звучат обрядовые, свадебные, ритуальные, величальные, корильные, заклинательные, гостевые, солдатские, хороводные, лирические песни. В народе говорят : «У чувашей сто тысяч вышивок и сто тысяч песен» . Действительно, в этих песнях задействованы все силы природы. Молодёжь в зимние время устраивала Улах – посиделки. Девушки вязали, вышивали, пряли. Парни ковали из медных копеек перстни, серьги, браслеты для своих невест, устраивали игры, пели, плясали под балалайку, шутили, рассказывали сказки. Приезжали в гости на посиделки к родственникам девушки из соседних деревень ни сколько плясать и вязать, сколько себя показать и жениха выбирать. Летними вечерами в Анаткасе и Туригасе молодежь вела свои хороводы, соревнуясь звонкими голосами и мастерством гармониста, балалаечника. Иногда с песнями два хоровода шли друг другу навстречу, смешивались и организовывали большой общий хоровод.

Без обрядов и традиций трудно удержать в памяти прошлое. Со временем многое в обрядах изменилось, лишилось первоначального смысла. К сохранившимся обрядовым праздникам можно отнести СЕНСУЛ-КРЕШЕНККЕ – это с 7 января по 19 января, оно совпадает с РОЖДЕСТВОМ и КРЕЩЕНИЕМ. В течение двух недель люди наряжаются, разукрашиваются и группами ходят по домам, поют, желают доброго здоровья хозяевам, а скотине приплоду. В эти дни парни и девушки в сумерки выходили в хлев и ловили овечью или баранью ножку. Существовало поверье – если поймает в темноте мохнатую ногу, то выйдет замуж (или женится) за богатого, а если за голую ножку, то за бедного. Из-за этого праздник назывался в старину «Сурхури» , то есть сурах ури. Еще гадают, погружая кольцо в воду. При этом поют куплеты,

предсказывающие будущее, судьбу человек. Закрывают на замок колодцы (кто во сне придёт за ключом, тот будет суженный) .

САВАРНИ СУ ЭРНИ (масляная неделя) . Масленица, или проводы зимы. Этот обряд продолжается две недели : от четверга до четверга. Делится на АСЛА (большая) и КЕСЕН (малая) . Молодежь жжёт костры на вершине горы ЧАСОНАЙ – горят костры. В наши дни этот обряд празднуется силами СДК, они организовывают катания на лошадях с колокольцами, пекут блины, подают горячий чай, играет музыка, люди от души веселятся, танцуют и поют, детвора катается на санях, проводятся разные игры. Есть посвященное только САВАРНИ песня.

МАНКУН – по древне чувашскому календарю праздник встречи весеннего нового года. В переводе «Великий день» совпадает с Великой Пасхой, завершается строгий 48-и дневной пост, детвора бегает по дворам, говоря : «Христос Воскреси» . Надо ответить : «Воистину Воскреси» и получая крашеное яйцо и пряники, конфеты уходят в следующий дом. Дети идут на гору, затевают игры, катают яйца. Родные идут друг к другу в гости.

Акатуй – это сабантуй. Есть где разгуляться молодецкой удали и силе : борьба, бег с коромыслом, бой горшков, взбирание на шест. Азартно и весело соревнуются и стар и млад.

Симек (семик) – это соответствует христианской Троице, поминовение усопших (через 50 дней после Пасхи) . В среду вечером молодежь, собираясь на улице, поднимается на гору, водит хороводы, прыгает через костры, идет в лес, ломает березовые ветки для веников и украшения ворот. Рано утром, спускаясь с горы, топят баню, молодежь шалят друг с другом, прячут посуду, снимают двери бань и сами же идут помогать.

В последние годы проводиться конкурс «ЧУВАШ ПИКИ» (Чувашская красавица,этот конкурс стал популярен в нашем селе среди молодежи. Каждый год выбирается девушка, которая лучше всех проходит задания.