Живанши биография. Вещи-легенды: модное наследие Юбера де Живанши. Д ухи «запрет» от живанши

Этого талантливого модельера часто сравнивали с персонажем из "Маленького принца" Экзюпери. Он не просто создавал уникальный фантазийный мир, отрываясь от обыденности, но и щедро делился им с окружающими. Когда ему было всего 25, он открыл модный бутик, став самым юным дизайнером История бренда Givenchy похожа на сказочную мечту со сложными перипетиями и закономерным взлетом в конце.

Рождение стиля

Родился Юбер де Живанши в 1927 году. Карьера его начинается с работы у маститого мэтра, оказавшего сильное влияние на модные тенденции Франции, - Жака Фата. Позже он сотрудничал с Робертом Пиге и Кстати, вместе с ним перенимал опыт никому не известный тогда Кристиан Диор.

Работая ассистентом у именитых модельеров, он понимает, что уже готов самостоятельно представлять собственные коллекции и основывает одноименный Дом моды. Испытывающий недостаток финансов Юбер работает поначалу с недорогими тканями. На его стиль, отличный от других дизайнеров, обращает внимание публика. Поначалу вся одежда шилась на заказ, но после прогремевшей на весь Париж коллекции, в показе которой приняла участие известная манекенщица Б. Грациани, стремящийся к совершенству Живанши получает всеобщее признание. А после знакомства с источником своего вдохновения, любимой музой творчества, верной клиенткой и хорошим другом, на протяжении сорока двух лет у него рождаются невероятные образы, которым и по сей день пытаются подражать.

Мэтр и его муза

Одри Хепберн в 1954 году снималась в фильме «Сабрина». Ей требовались новые идеи для костюмов, и в поисках нарядов она приезжает в парижскую студию Живанши. На то время кутюрье был занят показом новой коллекции, но изыскал время для встречи. Диктовавший моду Юбер де Живанши и Одри Хепберн являли собой уникальный творческий тандем, который многое дал обоим: коммерческий успех и новые идеи модельеру, а Одри после знакомства становится настоящей Актриса часто повторяла, что в одежде мэтра она чувствует себя сама собой. А модельер разглядел в ней врожденный вкус.

Героиня Хепберн - Сабрина - становится королевой бала, а наряды блиставшей в фильме Одри удостаиваются премии «Оскар». Зрителям особенно полюбилось платье из органзы с красивой вышивкой.

Вечерние платья бренда Givenchy становятся невероятно популярными. Одри со своим неподражаемым чувством стиля демонстрирует костюмы модельера не только в кино, но и в повседневной жизни.

Чувство стиля настоящей леди

Юбер де Живанши неоднократно признавался, что Хепберн идеально воплощает ту женщину, ради которой он создает свои коллекции. Он даже придумал для нее высокую шапку, позволявшую актрисе сохранить взбитую прическу под головным убором.

Можно сказать, что она была настоящей находкой для него, «подлинной леди», как ее называли партнеры по фильмам. Модельер, как никто, понимал Одри, чувствовал ее настроения, он был с ней рядом и в радостные моменты, и в горестные. Именно его поддержка помогла ей пережить расставание с мужем и смерть ребенка.

Вечернее черное платье и длинные перчатки из шелка, созданные специально для фильма «Завтрак у Тиффани», получили поистине мировую известность как особый статус шика. Потом модельер шутил, что бессмертным он стал именно из-за этого платья, а Одри назвала фильм одним из самых успешных в карьере. Юбер де Живанши одевал Хепберн до самой ее смерти, и через 2 года после кончины, в 1995 году, он передает бразды правления своего детища и уходит из мира моды.

Личная жизнь мэтра

Журналисты довольно часто приписывала актрисе и модельеру любовные отношения, но за пределы настоящей дружбы они никогда не выходили. У них была настоящая духовная общность, а не обычное сотрудничество. Юбер де Живанши, личная жизнь которого интересует многих, всегда ее тщательно скрывал. И лишь однажды признался, что в начале карьеры к нему в салон заглянула прелестная девушка с просьбой о работе. Когда модельер основал собственный бренд, он пригласил ее на должность своего секретаря. И признался, что наполненная общей привязанностью история отношений с ней очень долгая. Это был единственный раз, когда мэтр заговорил о личной жизни.

Одежда для народа

Именитый дом сделал много открытий в мире моды. Например, одежду для массового производства придумал именно Юбер де Живанши. Коллекции pret-a-porter появились на свет впервые и сразу стали популярными у покупателей. Несмотря на «массовость», модели "прет-а-порте" всегда шьются по эскизам дизайнера и отражают самые модные тенденции. Надо признаться, что именно такие коллекции стали главным источником дохода для всех модных домов.

Юбер де Живанши всегда хотел шить наряды для широкой аудитории. В 1968 году на свет появилась коллекция женских платьев, а через 5 лет он представил мужскую линию. Мэтр был счастлив одеть людей со средним достатком в аристократичные и элегантные модели. Он всегда подчеркивал, что любая роскошь имеет смысл только при будущей демократизации. Но и в области высокой моды, доступной лишь состоятельным клиентам, модный дом Givenchy создал немало интересных коллекций.

Юбер де Живанши: цитаты

Классик мировой моды часто ярко высказывался о ней и своих достижениях. Он признавался, что никакого секрета успеха нет. Он просто создавал свои коллекции, опираясь на опыт мэтров модной индустрии. И рушил при необходимости сложившиеся традиции стиля. Он с любовью и теплотой говорил о своих клиентах, признаваясь, что все они являлись послами его представлений о красоте.

Вспоминая свою у именитых мастеров, он признался, что ему был предоставлен уникальный шанс поработать с гениями своего дела, от которых он брал понемногу и учился стилю.

Год назад пожилой модельер в пух и прах раскритиковал современную моду. Он считает, что нынешние дизайнеры выпускают не самую качественную одежду, работая слишком быстро. По его мнению, мода обязана развиваться без всяких революций, постепенно, и только так создаются любимые наряды.

На вопрос, хотел бы кутюрье поменять что-нибудь в своей жизни, Юбер ответил: «Будь у меня возможность начать жизнь заново, я сделал бы то же самое».

«Мода – это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».
Юбер де Живанши

XX век стал революционным в модной индустрии, мода претерпела колоссальные изменения. Главной причиной таких частых и весомых перемен стали войны, потрясшие человечество. Из-за войн было переосмыслено место женщины в обществе, что несомненно сказалось на индустрии моды. Перемены были настолько быстрыми и сумасшедшими, что это конечно же стало причиной не только хаотичности моды, но и изменений канонов красоты женского тела. Именно в это хаотичное время родился великий кутюрье-Юбер де Живанши, который привнес в модный мир ту самую классику, то, что будет актуально даже спустя век.

Легендарный кутюрье Юбер де Живанши родился 21 февраля 1927 г. в семье аристократов, маркиза Люсьена Таффена де Живанши и Беатрис Баден, что несомненно сказалось на его воспитании и восприятии жизни. Мало кто знает, но полное имя Юбера звучит как граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши.

Мать Юбера Беатрис Баден была дочерью владельца мастерских «Гобелен и Бове» и по совместительству талантливого живописца Пьера-Адольфа Бадена. Возможно, именно дедушка повлиял на творческую натуру Юбера, так как дед любил собирать редкие ткани и произведения искусства. В возрасте 5 лет Юбер уже знал наизусть название всех тканей и мог с закрытыми глазами различать их на ощупь. Мальчик постоянно заглядывал в шкатулку, в которой его бабушка также хранила лоскутки тканей и шила из них платья. Он раскладывал лоскутки пытаясь подобрать их по собственному вкусу. В столь юном возрасте у мальчика уже складывалось собственное видение прекрасного.

Семья отца Юбера происходила из Венеции. В 1713 году старший представитель семьи получил титул маркиза. Это несомненно повлияло на статус семьи и стало знаковым событием. Этот год стал важным и для искусства, ведь именно в этом году в Венеции Антонио Вивальди написал трёхактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), а именно в Париже с 1728 года, постоянно проходила знаменитая концертная программа Вивальди «Времена года». Это несомненно наложило свой отпечаток на музыкальное развитие «Столицы мира». Юбер так же стремился к созданию прекрасного и покорению Парижа, но уже в модной индустрии.

В возрасте 2 лет мальчик потерял отца, который умер от осложнений во время гриппа и ребёнок воспитывался мамой и бабушкой. Юбер рос в культурной среде, окруженный представителями буржуазии, это, безусловно, оказало на него свое влияние. Мать мальчика также сделала неоценимый вклад в стремление сына к прекрасному. Она очень любила красиво одеваться и поэтому собирала модные журналы, по которым 8 летний Юбер стал шить первые платья для кукол, совсем как у моделей в журнале, и хотя мама хотела видеть в своем сыне юриста, ей пришлось принять творческую натуру сына. Окончательно утвердился в своём решении Юбер в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, поняв, что хочет связать свою жизнь с модой. Подростка восхитили наряды от самых именитых модных домов Франции, представленные в павильоне «Элегантности». Развитое чувство прекрасного положило начало его хобби, которое позже переросло в дело всей его жизни.

Юный Юбер рос, постепенно превращаясь в обаятельного парня. Высокий, статный, красивый и тем не менее, очень застенчивый. Американский Vogue писал о Юбере де Живанши: «Он красивее многих актеров-кинозвёзд». Несмотря на то, что Юбер был очень привлекательным молодым человеком он не спешил становится душой компании, предпочитая созерцать, переосмысливать уже устоявшееся, и при этом не был бунтарем, восхищался классикой и простотой мысли. Как никто другой, умел воплощать простое в шикарном обличье. Как и у многих, у Живанши был свой кумир. Им являлся Кристобаль Баленсиага, талантливый кутюрье, который любил создавать шикарные наряды. Для того времени, он играл по-сумасшедшему, обыгрывая само время! Это и привлекло спокойную натуру Юбера.

Он желал учиться у Баленсиаги, но его так и не допустили к известному кутюрье. Но Живанши и не думал сдаваться. Билетом в мир высокой моды стал Дом моды Жака Фата, где и берет начало творческий путь Юбера. Живанши хотел развить свою технику создания эскизов, именно для этого он стал посещать Школу Изящных Искусств. Позже он представит свои первые творения. Уже в этих работах был виден талант и профессионализм великого кутюрье. После завершения сотрудничества с Жаком Фатом, Живанши работает с Робером Пиге, Люсьеном Лелонгом, а после, 4 года с Эльзой Скиапарелли.

Именно за время работы с Эльзой, он приобретает широкие связи в мире моды и репутацию ответственного и талантливого специалиста. Скиапарелли доверяла его таланту, и поэтому Юбер возглавил один из бутиков Эльзы. Позже, когда салон Скиапарелли закрылся, Юбер принял решение создать собственную коллекцию одежды, и это у него получилось. Многие знаменитости выстроились в очередь, чтобы приобрести наряды от Юбера Живанши. Его творения отличались элегантностью, простотой линий и необыкновенной женственностью. Может показаться, что путь мастера был гладким и легким, но это не так. Посетившая его ещё во время работы в салоне Скиапарелли идея выпустить готовые платья класса люкс не удалась, система производства оказалась неэффективной. Однако, повернуть вектор моды на одежду «pret-a-porte» Юберу все же удалось. В 1968 году, Живанши открыл бутик Givenchy Nouvelle, доказав, что за готовой одеждой класса люкс стоит будущее модной индустрии.

В 1952 году, Юбер Живанши которому, на тот момент было 25 лет, открывает свой Дом моды. Благодаря неоспоримому таланту и упорству, он становится самым молодым кутюрье с собственным Домом моды. Лицом его модного дома стала манекенщица Беттина Грациани, для которой позже модельер создаст свою легендарную белую блузку с черными воланами и назовёт её в честь Беттины.

1953 год становится для Юбера одним из самых значимым в жизни. Знакомство с кумиром, обретение музы и вдохновительницы всех его будущих творений и выпуск первой коллекции. Но обо всем по порядку! Живанши, наконец, знакомится со своим кумиром, Кристобалем Баленсиагой. С того момента начинается дружба двух великих талантливых творцов.

Они прислушиваются к мнению друг друга, как восхищаясь, так и критикуя коллекции друг друга. Юбер полностью поддержал Баленсиагу, когда тот решил больше не допускать прессу на свои показы. Сделано это было для того, чтобы пресса не влияла на покупателей. Конечно же пресса после такого решения кутюрье взбунтовалась, но после смерти Диора Баленсиага стал одним из самых авторитетных кутюрье, и с его мнением приходилось считаться. В свою очередь в благодарность за поддержку Баленсиага берет Юбера под своё крыло.

Первая же коллекция, которая увидела свет в 1953 году, имела колоссальный̆ успех. Особенно успешной стала именно та самая блузка, которую Юбер создал для Беттины. Манекенщица надела её на показе, после чего модель стала знаменитой, а блузку «Беттина», хотела в свой гардероб каждая женщина. Из-за нехватки средств, Живанши пришлось создать свою коллекцию только из хлопка. Тогда на показ пришло лишь 15 человек, но, несмотря на это, коллекция успешно продавалась.

Встреча со своей музой для Юбера оказалась неожиданной! Тогда ещё никому неизвестная, Одри Хепберн пришла в салон Живанши за платьем для роли в фильме «Сабрина». Секретарша великого кутюрье, сообщила, что его ожидает Хепберн. Юбер предположил, что его ожидает та самая Хепберн, актриса Кэтрин, получившая «Оскар». Он был немало удивлен, когда увидел красивую, хрупкую и смущенную девушку. Которая была одета в сандалии, белую футболку и клетчатые брюки с соломенной шляпкой на голове. Актриса рассказала кутюрье, что хочет одеться с истинным парижским шиком. Ведь ей предложили роль в фильме «Сабрина»! Кутюрье тогда не особо обратил внимание на юную девушку и предложил ей самой выбрать платье на свой вкус. Выбранное Одри платье, имело огромный успех в фильме. Однако в титрах не был указан Живанши. Позже Хепберн приедет с извинениями к кутюрье. Успокоив девушку Юбер скажет, что благодаря фильму его наряды имеют ещё больший спрос.

Живанши даже получил «Оскар» за наряды в фильме «Сабрина». С этого момента началась их долгая 39 летняя дружба, вплоть до смерти Одри в 1993 году. Кутюрье был рядом со своей музой до последних минут её жизни, когда Одри умирала от рака. После смерти актрисы, Живанши завершил свою творческую деятельность.

Каждому творцу нужна муза, а его музы больше не было. Ему было не для кого творить, поэтому спустя два года кутюрье продал свой модный дом и ушел из мира моды.

Но всё-таки, его муза очень долгие годы вдохновляла его на новые творения. Так в 1967 году Одри попросила кутюрье создать духи именно для неё. Тогда Живанши пригласил известного парфюмера Франсиса Саброна, который создал изысканный аромат под названием l’Interdit («Запретные»), в котором соединились цитрусовые, цветочные, фруктовые и ягодные ноты. Три года ими пользовалась только Хепберн. Лишь позже он вышел в продажу. С этих духов началась деятельность дизайнера в парфюмерной области. Позже появятся новые ароматы: Le De, Monsieur de Givenchy, Amarige, Xeryus, Ysatis, Organza. На все ароматы женской линии Одри оказывала влияние.

Вчера, 10 марта, не стало Юбера де Живанши. Знаменитый кутюрье, основатель одноимённого модного Дома, классик скончался в своей парижской квартире на 92-ом году жизни. Мир Моды никогда его не забудет, на то есть много причин. Перед вами 5 главных поводов помнить и любить Юбера де Живанши.

Гениальное начало — блуза «Беттина»

Fotobank / Getty Images

Живанши родился в 1927 году во французском городе Бове. В 1944, едва ему исполнилось 17, перебрался в Париж, работал там с Жаком Фатом, Робером Пиге, Люсьеном Лелонгом и Эльзой Скиапарелли. А спустя 8 лет (в 1952-ом) открыл собственный Дом высокой моды La Maison Givenchy. Первая коллекция сорвала овации. Особенно всем понравилась блузка с воланами на рукавах «Беттина». Модельер назвал эту вещь в честь своей первой настоящей музы, одной из самых успешных моделей того времени Беттины Грациани. Изящная блузка с пышным декором стала первым крупным успехом Живанши и его визитной карточкой на долгие годы.

Революционный силуэт — кокон


Fotobank / Getty Images

Юбер де Живанши исповедовал простоту дизайна — никаких излишков декора, главное — красивый и лаконичный силуэт. Его ролевой моделью (в вопросах эстетики) был Кристобаль Баленсиага с его простой роскошью. Вот откуда растут уши силуэта «кокон», который так часто мелькает в коллекциях Givenchy. На фоне нарочитого былого изящества эта немного громоздкая форма выглядела как прорыв.

Муза — Одри Хепберн


Fotobank / Getty Images

О дружбе модельера и актрисы ходят легенды. Они познакомились в 1953 году: на примерку к Юберу должна была прийти Кэтрин Хепберн, но пришла Одри. Она была в простой белой майке, заправленной в прямые брюки. С тех пор они не расставались целых 40 лет. Живанши одевал Хепберн и в жизни, и в кино.


Fotobank / Getty Images

Все без исключения образы становились культовыми — пышное платье в цветах из «Сабрины», алый ансамбль из «Забавной мордашки», безупречное чёрное платье из «Завтрака у Тиффани» и многие другие. Одри была верной подругой и бессменной музой Юбера до самой своей смерти.

Клиентки — Грейс Келли, Уоллис Симпсон, Джеки Кеннеди и другие


Fotodom / Rex Features

Не одна только Одри Хепберн любила Юбера де Живанши. У него было много знаменитых клиенток, которые также сыграли отнюдь не проходные роли в его карьере. Юбер одевал голливудских звёзд и первых леди. Среди его постоянных клиенток — принцесса Монако Грейс Келли, герцогиня герцогиня Виндзорская, жена бывшего короля Великобритании Уоллис Симпсон и супруга 35-го президента США Жаклин Кеннеди.


Fotobank / Getty Images

Последняя, кстати, была в Givenchy в самый печальный и торжественный день своей жизни — день похорон мужа Джона Кеннеди. Тот чёрный костюм и шляпка с вуалью останутся в истории навсегда.

Умение вовремя уйти


Fotobank / Getty Images

Живанши возглавлял свой Модный дом на протяжении 43 лет. В 1988 году он продал его концерну LVMH (ещё на заре эпохи господства крупных корпораций), отработал на посту креативного директора еще семь лет и в 1995-ом ушел с этой должности. Замену маэстро нашли не сразу — преемники сменяли друг друга один за другим. Джон Гальяно продержался год, Александр Маккуин — пять лет, Джулиан Макдональд — три года. В 2005 пришел тогда еще совсем зеленый Рикардо Тиши и остался на целых 12 лет. Руководство LVMH — не без совета Юбера де Живанши — тогда рискнуло и не прогадало. В жизни бренда началась новая и очень успешная готическая глава. В прошлом году Риккардо сменила Клэр Уэйт Келлер. На ней колоссальная ответственность — беречь наследие маэстро.

Юбер де Живанши – граф, прославленный французский кутюрье, основатель одноименного дома моды. Стал известен благодаря сотрудничеству с Одри Хепберн и созданию костюмов к кинофильму «Сабрина». В течение жизни работал над коллекциями мужской и женской одежды, парфюмерией, дизайном автомобилей, серией марок и так далее. В настоящее время отошел от дел, проживает в собственном поместье во Франции.

«Я совершенно уверен, что талант дан мне богом. Я много прошу у него и очень благодарен за все, что он мне дал»

Потомок легендарных венецианских зодчих, Юбер де Живанши унаследовал от прадедов уникальный дар: скупым, лаконичным росчерком придавать своим творениям максимум выразительности. Все, что он создавал, будь то наряд невесты, салон элитного автомобиля или скромная почтовая марка, можно охарактеризовать в двух словах: простое совершенство.

Биография и карьера

Фамилия Taffin имеет итальянские корни, и изначально звучала как «Таффини». Венецианцы Taffini были искусными архитекторами и создателями фресок, и во Францию прибыли, чтобы строить и украшать королевские дворцы и дома парижской знати. В этом они преуспели: в 1713 году монаршим указом Таффини были пожалованы земельные владения и дворянское звание – фамилия украсилась благородной приставкой «де». Со временем ее приспособили к французскому произношению – Taffin де Живанши.

Между двумя войнами

Отец Юбера, Люсьен Таффин де Живанши, принадлежал к высшим слоям французской аристократии и носил титул маркиза, что, по сословной иерархии, ниже герцога, но выше графа. Время было неспокойное – Европу сотрясала Первая Мировая. Как раз в то время появились первые самолеты. Подобно Сент-Экзюпери, Люсьен, романтик и патриот, став летчиком, ушел на фронт…

Ему повезло: он вернулся с войны живым и невредимым, и вскоре создал семью с Беатрис Бадьин, дочерью богатого фабриканта из городка Бове, округа Уаз. Надо отметить, предки Юбера де Живанши по материнской линии отличались недюжинной деловой хваткой – и, одновременно с этим, обладали тонким художественным вкусом. Достаточно редкое сочетание. Художник Жюль Баден, приходившийся Юберу дедом, создал собственный успешный бизнес – производство гобеленов. Прадед, Жюль Дитерли, был дизайнером (и владельцем мануфактурных заводов Бове), другой прадед, Пьер-Адольф Баден – известнейшим живописцем своего времени. Представителям династии Badin-Dieterle обязаны своей красотой декорации Парижской Гранд-Опера и интерьеры Елисейского дворца.

В 1925 году у Люсьена и Беатрис родился первенец, Жан-Клод, а через два года, в 1927, и второй сын. Младшего назвали Юбер Джеймс Марсель. День рождения будущего великого кутюрье приходится на 21 февраля. Опережая события, скажем: второй месяц года в его жизни всегда был судьбоносным. Открытие собственного предприятия, Оскар, громкие премьеры, знаковые встречи – большинство из вех биографии относится именно к февралю.

Эпидемия испанки – опасной разновидности гриппа – прокатилась по континенту в конце двадцатых годов, и навсегда подкосила здоровье Люсьена де Живанши. Пилот был вынужден распрощаться с небом. Дети очень любили отца, и проводили около него почти все время, заслушиваясь рассказами о полетах, воздушных боях и обо всем том, что так привлекает мальчишек. Впрочем, младший, совсем еще несмышленыш, просто слушал родной голос… В 1930 году болезнь взяла свое – Люсьен скончался от осложнений. Юберу на тот момент исполнилось два года. На потерю отца мальчик отреагировал тяжело: он замкнулся в себе и почти перестал говорить. Эту замкнутость и молчаливость он пронесет через всю жизнь.

Чтобы помочь Беатрис поднять детей, к ним переехала бабушка, Маргерит Дитерли-Баден. Как и большинство пожилых француженок из провинции, Маргерит не расставалась со специальной корзинкой для рукоделия. Стараясь чем-то занять внука, бабушка разрешала ему играть с содержимым этой корзинки. Сколько там было занимательных вещиц, с точки зрения двухлетнего малыша! Но особый интерес Юбера вызывали кусочки ткани. Несмотря на достаток, в доме царил режим экономии, и каждый лоскут шел в дело. Со временем их накопилось много – бархатные, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые, маленькие и побольше, разного цвета и фактуры… Юбер хранил их в особой коробке, и часами мог раскладывать то так, то эдак. Наслаждаясь прикосновением, безошибочно сортировал лоскуты на ощупь. «Они живые» — упрямо твердил мальчик, в ответ на насмешки брата.

Сын летчика, Юбер мечтал покорять небеса. Но однажды некое событие открыло ему его призвание.

1937 год, Париж. Универсальная выставка Искусства и Техники. По мнению Беатрис, это как раз то, что должны увидеть ее сыновья. Жан-Клод, как и большинство его сверстников, рассматривал инкрустации на охотничьем оружии различного рода хитрые механизмы. А Юбер… попав в Павильон Элегантности, он забыл обо всем на свете, и не вышел оттуда, пока не просмотрел показы всех 30 кутюрье. Вернувшись домой, мальчик начал по памяти рисовать наряды, увиденные в столице. Так, в десятилетнем возрасте, Юбер определился с профессией – решено, он будет шить одежду!

Грянула Вторая Мировая. Для семьи Живанши настали суровые времена. В 1940 году умирает бабушка, и все заботы ложатся на плечи Беатрис. Никому и никогда Юбер не рассказывал, что пришлось перенести им в годы фашистской оккупации. Известно только, что ради детей стойкая женщина бралась за любую работу – ухаживать за ранеными, стирать, обшивать офицерских жен…

Навстречу призванию

Париж освобожден – и семнадцатилетний Юбер отправляется туда, с намерением попроситься в ученики к одному из знаменитых создателей моды. Родные в недоумении: как так, граф – и вдруг портной?? Они-то надеялись, что детское увлечение с годами исчезнет, подобно следам от ветрянки. С огромным трудом, долгими уговорами, удалось убедить молодого де Живанши поступить в Национальную высшую школу Изящных Искусств.

Но Юбер и не думал расставаться с мечтой: отсидев положенные часы на лекциях, он направлялся в мастерскую известного кутюрье, Жака Фата, где рисовал эскизы, получая за это скромное вознаграждение. Одновременно молодой художник присматривался к работе мастера, и сам участвовал в перенесении своих моделей с бумаги в жизнь. Через некоторое время Юбер перешел к другому наставнику – им стал Роберт Пике, а чуть позже – Люсьен Лелонг. У Лелонга Живанши работал бок о бок с такими же молодыми, никому не известными дизайнерами… их звали Пьер Бальмен и Кристиан Диор.


Пройдут годы, и матерый кутюрье будет добрым словом вспоминать своих учителей: «Самое ценное в обучении искусству моды – те знания, что вы получаете из первых рук, от мастера. Это – как с живописью. Никакая теория не в силах заменить творца».

Скиапарелли – шок от кутюр

Самым продолжительным было сотрудничество Живанши с Эльзой Скиапарелли – если у предыдущих наставников Юбер не задерживался дольше чем на год, то со Скиапарелли проработал целых пять лет, вплоть до открытия собственного дела.

Известная своим авангардизмом, Эльза очаровала двадцатилетнего Юбера тем, что не боялась сделать то, чего до нее никто и никогда не делал. «Не стесняйтесь шокировать публику, она это любит!» — говаривала Эльза.

Юбилей изобретения проводной связи? Замечательно! Взгляните, дамская сумочка – розовая, в виде телефонного аппарата, с номеронабирателем вместо замка. Открытие салона обуви… хм. А, вот, извольте: эксклюзивная шляпка в форме женской туфельки! А как хороша вот эта – точь-в-точь подтаявший стаканчик мороженого. Гарантирую: на цирковом представлении взгляды зрителей будут прикованы не к тиграм и клоунам – к вам!

Экстравагантная дама умела не только шокировать. Она привнесла в моду множество удобных и практичных деталей. В частности, то, что застежка-молния перекочевала с чемоданов на повседневную одежду – заслуга Эльзы Скиапарелли.

И пусть молодой граф не перенял бунтарских настроений наставницы, без знакомства с ней он не стал бы тем, кем стал. Юбер де Живанши твердо усвоил: мода таит массу возможностей и сюрпризов – так юная послушница скрывает шаловливый взгляд, кутаясь в строгие одеяния.

Свое дело

Набив руку на управлении одним из филиалов Дома Скиапарелли, Юбер решил, что пора начинать собственный бизнес. Ему всего 25, среди маститых кутюрье он, как юнга среди морских волков… Ну и что? Ведь идею одобрил сам Баленсиага, «великий архитектор моды», друг и кумир. 2 февраля 1952 года в Париже, близ парка Плен-Монсо, открылся новый бутик – Givenchy.


Бутик Givenchy в Париже

Особых надежд на первый показ Юбер не возлагал – бизнес еще не встал на ноги, и денег хватило лишь на самые недорогие ткани. Рубашечный хлопок-сырец: ни цвета, ни фактуры… Коллекция пошла на ура, благодаря безукоризненным силуэтам. А одно из творений и вовсе обрело статус культового: блуза «Беттина», названная в честь французской модели Беттины Грациани, с роскошными воланами на рукавах, стала хитом на долгие годы. К модельеру потянулись первые, пока редкие, клиенты.


Блузка Беттина. Юбер де Живанши и Беттина Грациани

Юбер де Живанши и Одри Хепберн

Летом 1953 года Живанши прочел среди записей секретаря: «Хепберн, актриса». Неужели?! Оскароносная Кетлин Хепберн – и вдруг к нему, о котором почти забыли? Слегка волнуясь, Юбер выглядывал в окно и прислушивался к шороху шин – у входа вот-вот притормозит экипаж именитой гостьи…

Он не сразу заметил в дверях изящную фигурку. Девушка, почти подросток, сняла забавную шляпу, напоминающую головной убор гондольеров: «Добрый день, разрешите представиться, Хепберн. Одри Хепберн».

Стараясь не выдать разочарования, кутюрье предложил девушке присесть. Одри нужны были платья для фильма «Сабрина», но до начала съемок оставалось столь мало времени, что пошить наряды не представлялось возможным. Юбер предложил выбрать из уже готовых изделий. Девушке приглянулись почти два десятка нарядов, и мастеру оставалось лишь слегка подогнать их по фигуре. Довольная, молодая актриса уехала. Вскоре Юбер забыл об этом визите.

Оказалось, ненадолго. Прогремела новость: фильм «Сабрина» взял Оскара! В единственной номинации. За костюмы. Но создатель нарядов, по злой иронии судьбы, услышал об этом одним из последних. Официальным художником по костюмам значилась Эдит Хед, ей и вручили статуэтку. Имя Живанши не упоминалось даже в титрах.

И тут крошка Одри показала прямо-таки стальной характер! Она во всеуслышание заявила об ошибке, настояла на внесении поправок в протокол церемонии, и лично приехала к Юберу с извинениями. 4 февраля 1955 года награда нашла своего обладателя. Но, кроме Оскара, Живанши обрел и еще кое-что, несравненно более ценное. А именно – дружбу с Одри. Трогательную, крепкую, на всю жизнь.


Юбер де Живанши и Одри Хепберн. Кадры из фильма «Сабрина»

Хрупкая Одри стала Музой Живанши и олицетворением его стиля. Она одевалась только от Givenchy, не признавая других кутюрье. А он, охваченный платоническим чувством, не желал видеть рядом с собой никаких женщин, кроме нее.

Эра Живанши

Перипетии, связанные с получением «Оскара», в одночасье сделали Юбера знаменитым. Внесла свою лепту и Одри, упоминая кутюрье в многочисленных интервью, и появляясь на публике исключительно в одежде, созданной им.

Вторая половина пятидесятых и шестидесятые прошли под знаком Живанши: у него одевались Марлен Дитрих и Грета Гарбо, Грейс Келли и принцесса Салима-ага-Хан, Жанна Моро, баронесса де Ротшильд, графиня фон Бисмарк, герцогини Виндзорские…


Платья разных лет

Тем не менее, мода от Живанши не была элитной. Уникальность этого кутюрье в том, что его вещи одинаково органично смотрелись на светских приемах и на улицах городов, в президентских апартаментах и в университетских аудиториях.

Он творил не только для избранных, и сам часто отмечал: истинно модная вещь – та, в которой можно пройти по улице незамеченным. Не кто иной, как Юбер де Живанши, ввел понятие «прет-а-порте», то есть готового платья. Первая коллекция pret-a-porte класса люкс дебютировала в 1954 году, и положила начало новому направлению в легкой промышленности. Нам трудно представить, но до того торговали лишь отрезами ткани, а шили каждый на себя, или обращались к портному.

Золотой закат

В конце восьмидесятых Одри Хепберн тяжело заболела. Врачи обнаружили у нее рак. Примерно в это же время, в 1988 году, Дом Живанши был продан корпорации LVMN. Бывший владелец некоторое время трудился на родном предприятии в качестве дизайнера. Чтобы подчеркнуть общность с коллективом, Юбер всегда был облачен в форменный белый халат.

Жизнь Одри оборвалась в 1993 году, а через два года Юбер Живанши понял, что больше не может творить. И ушел в отставку.

Сегодня 88-летний Hubertde Givenchy проживает в родовом поместье в пригороде Парижа, и модой подчеркнуто не интересуется. Он коллекционирует антиквариат и возглавляет парижский филиал аукциона Кристис (Christie’s).

Он редко дает интервью. Но те скупые строки, что все же попадают на страницы прессы, говорят о том, что он по-прежнему любит жизнь. «Мы – счастливые люди, ведь нам досталось замечательное время. Красивая ткань, красивые женщины, прекрасные воспоминания»… Да, именно в таком порядке. Для Юбера де Живанши все начинается с ткани.

Старый граф какое-то время молчит… и повторяет свои слова. Слова маленького мальчика из далекого-далекого прошлого: «Ткань – самая необычная вещь на свете. Относитесь к ней с уважением. Она живая».

Сейчас, после ухода мастера, компания Givenchy продолжает развиваться, привлекая молодых талантливых дизайнеров. Создаются новые модели в духе времени, но, как и прежде, на пером месте – элегантность и красота.


Живанши, современные образы

Награды

Кроме вышеупомянутого Оскара, Юбер Джеймс Марсель Таффин де Живанши был удостоен множества других наград и премий. Наиболее престижные из них: Орден Почетного легиона (1983), медаль ордена Искусства и Литературы (1992). В 1970 году имя кутюрье было внесено в International Best Dressed List, а его шедевры украсили Зал Славы мировой моды.

Стиль

Чтобы визуально представить особенности стиля Живанши, достаточно посмотреть на двух знаменитых женщин того времени: Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди Онассис. То, как он творил (именно творил, не шил) одежду, чем-то сродни зодчеству: благородство пропорций плюс функциональность каждой детали. Изящные линии, тонкий узор там, где это позволительно. И – ничего лишнего. «Чисто и просто – так я стараюсь сделать каждую мою вещь». А самой трудной из своих работ считал маленькое черное платье. То, которое было на Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани».

Впрочем, иногда мэтр позволял себе отступить от общепринятых канонов. Чтобы создать новые каноны. Платье-мешок (1957) выглядело, как милая шалость в духе Скиапарелли. Но Живанши не промахнулся: это была тайна, интрига вокруг женского тела. Силуэт имел оглушительный успех! Несколько укороченный, sack-dress как бы призывал: «Дамы, смелее! Показывайте больше ног!». Чем предвосхитил эпоху мини-юбок.

Грани таланта

Наибольшую известность Юберу де Живанши принесла женская одежда. Но естественно, дело не ограничилось ею одной: обувь, сумочки и прочие и аксессуары от Живанши служили и служат символом французского шарма.

Аромат L’Interdit, легендарный Запрет, был создан в 1957 и посвящен, конечно же, Одри Хепберн. В продажу духи от Givenchy поступили лишь три года спустя. Флаконы буквально сметали с прилавков! Успех дал старт новой компании – Parfums Givenchy. За всё время существования компании было создано более пятидесяти ароматов и до сих пор парфюмерия Givenchy остается узнаваемой и востребованной во всем мире.

В 1973 году кутюрье решил уделить внимание мужской моде – и свет увидела коллекция Givenchy Gentleman. Одновременно вышел парфюм с тем же названием.

Согласившись на предложение Ford Motors, художник с 1976 по 1983 год занимался дизайном автомобилей элит-класса. А еще Юбер де Живанши, совместно с Кристианом Диором, одевал Куклу всех времен и народов – Барби. Филателистам Живанши знаком по серии марок, выпущенных в 2007 году ко Дню Святого Валентина.

Любимая вилла Живанши, Le Clos, была перестроена по его личному проекту, без участия архитекторов. Рядом, собственными руками, мастер разбил сад, наполнив его различными экзотическими растениями, за которыми тщательно ухаживал.

Талант не признает ограничений…

Его называли последним аристократом в сфере моды. Простота и элегантность, изысканная утонченность, шарм и интеллектуальный стиль Юбера де Живанши сделали его основоположником вечной классики в моде. Его неизменной музой была легендарная Одри Хэпберн - воплощение изысканности и хорошего вкуса. Именно Юбер Живанши одним из первых включил в свои коллекции линию pret-a-porter. Простые и изысканные наряды дизайнера не были только произведением искусства. Вычурная отделка, замысловатый архитектурный крой, немыслимые цветовые сочетания были чужды художнику. «Мода - это одежда, в которой вы сможете пройти по улице незамеченной».

Родившийся в семье летчика и рано потерявший отца, уже с ранних лет Юбер де Живанши знал свое предназначение. Особую роль в судьбе будущего кутюрье сыграла его мать, питавшая страсть к красивым нарядам. Изысканные платья и красивые ткани привлекали Юбера. Когда мальчику было всего 10 лет, он вместе с бабушкой посетил Парижскую неделю моды. Побывал в Павильоне Элегантности, где были представлены изделия более чем 30 выдающихся дизайнеров. Этот визит оставил неизгладимое впечатление в душе будущего кутюрье. Теперь он точно знал, что хочет связать свою жизнь с миром моды.

Повзрослев, юный художник покидает родной город Бове и переезжает в столицу моды - Париж. Юбер работал и учился у таких классиков дизайна, как Эльза Скьяпарелли, Люсьен Лелонг, Роберт Пиге. Также окончил Школу Изящных Искусств. Капиталы семьи помогли мсье Живанши осуществить свою мечту. Уже в 25 лет он открывает свой модный дом Givenchy и становится самым молодым кутюрье.

Юбер де Живанши

Первые коллекции

Первые коллекции дома Givenchy приносят дизайнеру ошеломительный успех и славу революционера. Хотя именно такое амплуа было чуждо художнику. Он не стремился удивлять, эпатировать публику. А лишь хотел создавать красивые вещи, не затмевающие индивидуальность женщины, а подчеркивающие её уникальность.

Платья и костюмы 50х — 60х

«Элегантность и стиль - это не то, что можно заметить с первого взгляда. Лишь посмотрев на человека во второй раз, вы осознаете, что эта женщина или этот мужчина элегантны», — говорил великий кутюрье.

Силуэты для женственных образов

Уже в самой первой коллекции Givenchy появляется знаковая вещь модного дома - блуза Беттина. С широкими черными и белыми воланами на рукавах. Названа вещь была в честь первой музы дизайнера - Беттины Грациани, модели, пресс-секретаря. По слухам, возлюбленной самого Живанши. Как и все вещи первой коллекции, легендарная блуза была создана из самого обычного хлопка. Отчасти, от того, что на более дорогие ткани просто не хватило финансов, отчасти из-за желания дизайнера сделать моду более демократичной. Юбер де Живанши стал настоящим отцом pret-a-porter, сделав моду частью жизни, а не просто абстрактным искусством.

Знаковая блуза Беттина

Особые отношения связывали дизайнера с испанцем Кристобалем Баленсиага — «модельером модельеров», как называли его тогда. Великий Баленсиага заметил талант юного кутюрье и сделал его своим учеником, оказывал поддержку и допускал к разработке коллекций.

Женственные образы ранних коллекций

Муза художника: Одри Хэпберн

1953 год стал особенным в жизни дизайнера: он подарил ему знакомство с главной музой его жизни, голливудской . Трудно сказать, кто из них сыграл большую роль в судьбе другого. С одной стороны, после выхода фильма, в котором Одри предстала перед зрителями в нарядах Givenchy, она проснулась знаменитостью. С другой стороны - именно Одри сделала дизайнера известным по ту сторону океана.

Многолетняя дружба кутюрье и актрисы

Как бы то ни было, их дружба и плодотворное сотрудничество продолжалось долгие годы. Именно Одри была той женщиной, для которой кутюрье создавал все свои наряды.

Важное платье Одри Хэпберн

Стиль героини фильма «Завтрак у Тиффани» остается актуальным и по сей день. А ведь именно Живанши был автором всех костюмов, в том числе и знаменитого чёрного платья.

Образы из фильма «Завтрак у Тиффани»

Не только хрупкая Хэпберн оценила по достоинству стиль дома Givenchy. Его почетными клиентками были такие общепризнанные иконы стиля, как , Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Элизабет Тейлор, герцогиня Виндзорская. Однако именно Одри вдохновила Живанши на новые свершения, в частности, на создание собственной парфюмерной линии Givenchy.

Золотой век модного дома

Лишь достигнув высот в мире высокой моды, Живанши решился на эксперименты со стилем. В 1973 году он выпускает первую линию мужской одежды, а чуть позже - первый мужской аромат «Givenchy Gentleman». Кроме того, он участвует в создании костюмов и декораций для Большого театра. Разрабатывает дизайн и стиль для сети отелей «Hilton» и даже принимает участие в оформлении автомобиля Rolls Roys. и можно смело назвать эрой Givenchy. Именно в ту пору стиль модного дома пользовался наибольшей популярностью.

Мужской парфюм

Элегантный стиль дома Givenchy стал общепризнанной классикой и воплощением безупречного вкуса.

Популярные модели сумок Givenchy

Линия декоративной косметики

Сам Юбер работал над созданием каждой коллекции своего модного дома до 1995 года, когда решил отойти от дел. Мастер уединился в своем поместье и лишь изредка работал над индивидуальными заказами.

Новое веяние

С мировых подиумов

С 1996 года коллекции дома Givenchy разрабатывают другие дизайнеры: сначала пост занял эпатажный Джон Гальяно. Спустя полтора года - бесспорный infant terrible моды Александр Маккуин. После него - Джулиен Макдональд, прославившийся фразой: «Мне нравится все броское, эпатажное, находящееся на грани дурного вкуса», и Освальд Ботенг. Стиль этих дизайнеров шел в разрез с идеей самого великого кутюрье - не эпатировать, а украшать. Возможно, поэтому сам мсье Живанши перестал интересоваться судьбой созданного им модного дома. Надежду на возрождение духа модного дома дает Рикардо Тиши, главный дизайнер дома с 2009 года. Именно он пытается вернуть стиль великого мастера в новые коллекции.

Костюмы модельеров дома моды Givenchy

Обувь от модного дома Живанши

Стиль золотого века дома Givenchy и его успех так никому и не удалось повторить. Однако имя Юбера Живанши навсегда вписано в историю моды, наряду с такими мастерами, как , Ив Сен-Лоран. Элегантность, созданная им, никогда не перестанет быть актуальной - так же, как и истинная красота женщины.