Кто хочет учиться того лень боится. Как побороть лень и начать учиться, когда нет особого желания. Что поможет тебе развивать тягу к обучению

Для того, чтобы развиваться, не отставать от жизни, новых технологий, достичь успеха, благосостояния — учиться нужно всю жизнь. В настоящее время, это понимает каждый. Часто на пути к знаниям встает лень, побороть которую достаточно сложно.

Но, заставить себя учиться, все-таки, можно. Для этого существует несколько проверенных методов, о которых мы и поговорим в данной статье.

Мотивация

Первое, что вам необходимо сделать — замотивировать себя. Мотивация играет важную роль в обучении. Именно она способна заставить человека приложить максимум усилий для получения знаний.

Мотивировать себя можно различными способами:

  • Поспорить с родителями, друзьями.
  • Поставить цель: получить золотую медаль/красный диплом.
  • Поставить цель: получить работу мечты.
  • Поставить цель: стать лучшим в своем учебном заведении.

Поставьте перед собой цель и вам не придется больше учиться через силу.

Рабочее место

Для учебы обязательно должна быть создана рабочая атмосфера. Организуйте для себя рабочий уголок, в котором не будет ничего лишнего, отвлекающего от занятий.

Помните, что сидячее положение позволяет быстрее и эффективнее выполнять все задачи, нежели лежачее. Если вы будете учиться лёжа, эффекта будет мало, так как организм будет настроен на отдых. Уберите с рабочего места все ненужные предметы, оставьте только то, что требуется для учебы.

При возможности, поставьте рабочий стол возле окна. Таким образом, вы получите хорошее освещение и сможете выполнять упражнения для зрения.

Режим

При правильном режиме дня учиться становиться намного легче. Распределите свой день, делайте все согласно графику и проблем с учебой не будет.

Как правило в первой половине дня все находятся на занятиях. После них важно отдохнуть, но много времени на отдых тратить не нужно. Достаточно немного прогуляться, пообедать, после этого приступите к выполнению домашних заданий.

Свой вечер посвящайте отдыху, прогулкам, любимым занятиям. Перед сном, повторите домашнее задание и подготовьте сумку к новому учебному дню.

В выходные, чтобы не нарушить режим, на учебу тратьте первую половину дня, а во второй половине — хорошо отдохните.

Отдых

Обязательно выделяйте время на отдых. Переутомление негативно влияет на получение знаний.

Если выполнять занятия уставшим — продуктивность сильно снижается. Лучше немного отдохнуть, отвлечься, прогуляться и приступить к учебе. Таким образом, вы быстро восстановите силы и у вас появиться энергия. В выходные выделяйте для отдыха больше времени.

Пример

Поставьте себе в пример какого-нибудь успешного, богатого, умного человека. Не обязательно выбирать для этого известную личность. Возможно, что это будут ваши родители, родственники, знакомые, которые с помощью своих знаний смогли многого достичь в жизни.

Старайтесь брать с них пример и стать еще успешнее, чем они. Уясните, для себя, если хочется достичь чего-то в жизни — придётся приложить усилия. Чем больше усилий — тем выше успех, тем большего вы сможете достичь.

Понимание

В обучение очень важно понимание предмета. Не нужно стараться заучивать задания, постарайтесь их понять. Таким образом, вам удастся тратить на учебу меньше времени.

В процессе обучения, большее значение имеет логическое мышление, нежели заученные предметы. Способность логически мыслить пригодиться вам на протяжении всей жизни.

Наказание и поощрение

Самоконтроль — качество, которым обладает небольшое количество людей. Но, если вы научитесь самостоятельно себя контролировать, то сможете достичь невероятных высот.

За хорошие отметки поощряйте себя: позвольте себе развлечение, приятную покупку. За плохие, наоборот, наказывайте себя: ограничьте свои прогулки, покупки.

Можете придумать себе награду, которую вы получите, если достигните определенных результатов. Таким образом, у вас появится дополнительный стимул.

Принцип выполнения заданий

Начинайте выполнять домашние задания с самых сложных предметов. Легкие задания оставьте на потом.

После занятий в учебном заведении, не тратьте слишком много времени на отдых. Лучше быстрее выполните все задания и вы увидите, сколько свободного времени у вас останется на любимые дела.

Как заставить себя учиться, если всё лень, итог

Как видите, процесс обучения очень интересный и увлекательный. Главное к нему правильно подойти, найти верную мотивацию, добавить дух соревнования. Относитесь к обучению, как к увлекательной игре, в которой вы собираете призы в виде оценок и бонусы в виде знаний.

Я родом из крупного города на Юге России, столицы одного из регионов. Мне 21 год. Я из обеспеченной семьи. Родители - интеллигентные люди. Есть очень состоятельные близкие родственники, которые меня поддерживают с детства. Я закончил хорошую школу, учусь в престижном вузе в своём городе. Учился всегда неплохо, но ленился. Как говорится - не сполна реализовывал свои способности.
Среди ровесников пользуюсь авторитетом, занимался спортом с детства. Много друзей, знакомых. Внешне - обычный парень, спортивного телосложения. Бывает лучше, но бывает и хуже.
Есть девушка, которую я очень сильно люблю, и без которой дальнейшей жизни не представляю, и это взаимно.
Казалось бы, всё просто отлично. Но, всегда есть это самое "но"...

Проблема в том, что я очень ленив. Мне лень учиться, мне лень даже просто посещать пары. Это оборачивается проблемами в каждом семестре, но эти проблемы разрешаются каждый раз благодаря связям родителей. Но родители уже в очень преклонном возрасте. К работе я не приучен, ни к какой. Работать в обслуге и заниматься физическим трудом, чтоб прокормить семью, никогда бы не смог из-за амбиций.
Но я начинаю понимать, что такими темпами я всё-таки сведу своих родителей в могилу, или же заставлю забыть обо мне.
А без помощи их и вообще своей родни - я никто.
Я настолько привык к комфортной жизни, что не смогу без неё.
Моя девушка и её родители тоже проявляют недовольство моим безответственным отношением к жизни.
И это не всё.
Я очень агрессивен, были проблемы с законом из-за этого. Больше полагаюсь на физическую силу, чем думаю головой.
Были проблемы с наркотиками, их я пережил, но последнее время подседаю на стакан.
Я очень боюсь, что я останусь никем, если не возьмусь за ум. Я боюсь, что сам по себе я никто, и меня двигает лишь поддержка родни. Я боюсь, что родители моей девушки поставят её перед ультиматумом, если я не возьмусь за ум. Я боюсь, что она выберет их, а не меня.

Проблема в том, что мне нужно просто закончить вуз, не рассорившись со своей роднёй, и устроиться с их помощью на работу. А я, как последний дурак, не могу сделать этого из-за своей лени, агрессии, наплевательского отношения к жизни.

Потому и появляются иногда мысли просто выстрелить себе в висок. Я не знаю, что делать.
Спасибо за внимание.
Поддержите сайт:

Р. , возраст: 21 / 02.04.2016

Отклики:

Привет. Думаю, что любой человек ленив. Такова наша природа. Если кто-то все время подставляет плечо и "стелет соломку", то неизбежно к этому привыкаешь, и начинаешь относиться к этому как к должному. Появляется зависимость от этой помощи, а с ней приходит страх все это потерять и внутренняя несвобода.
Попробуй не бояться. Потому что чего бояться-то? Того, что ты столкнешься с последствиями своих поступков? Но каждый учится только на своем опыте, на опыте других научиться невозможно.
Почему ты думаешь, что без родных ты не сможешь ничего? Мне кажется, тут больше самовнушения. Не давай страху захлестнуть сознание. Поверь, ты очень многое можешь сделать сам. И чем скорее ты научишься жить без постоянной опеки и поддержки, тем скорее ты добьешься внушительных результатов. Бояться не надо. Ничего страшного, если надо будет немного выйти из зоны комфорта. Никто от этого не умирал. Наоборот, появляется гордость и уверенность в собственных силах, когда ты понимаешь, что можешь сам себя обеспечить, предположим, едой. Или в походе обойтись без чего-то привычного. Начинаешь тогда верить в свои силы, а не только в силы своих близких.
С одной стороны, конечно, удобно, когда тебя все время поддерживают. С другой - я наблюдала истории, когда людей вот так тянули на учебе, потом устраивали куда-то по знакомству, а потом все меняется (связи тоже не вечны) и человек в 30-40 лет чувствует себя дезориентированным. Он вообще не понимает, куда пойти, как устроиться. Как ребенок. А у него семья уже, дети. Поэтому чем раньше ты начнешь сам выгребать и нести ответственность сначала хотя бы за себя, тем лучше.
Ну а о смерти думать вообще не надо. Нет даже поводов таких.
Страшно бывает, пока не попробуешь что-то сделать сам. А когда попробуешь, то видишь, что это совсем не страшно, что это - легко. И что в принципе, через какое-то время ты сам сможешь добиться того, что сейчас тебе дают. И ты будешь при этом независим. Тебе не надо будет ни чувства вины испытывать постоянно, ни оправдываться. Попробуй.

Оля, возраст: 42 / 02.04.2016

Здравствуйте! У вас есть стимулы, мотивация, чтоб выучиться и найти работу, жениться и стать отцом своим детям. Вы же не хотите остаться у разбитого корыта?! А значит долой лень. Если дело на самом деле в ней. На самом деле прислушайтесь к своему организму, возможно стоит попить витамины, и пройти обследование у эндокринолога. При необходимости посетить и психолога. Апатия, отсутствие сил, плохое настроение, снижение внимания, слабость и т.д. часто являются "друзьями" депрессии, эндокринных нарушений. Желаю вам здоровья и всего наилучшего!

Ирина, возраст: 28 / 02.04.2016

Что делать?Побороть лень,ведь если вы не прекратите лениться,то судьба пошлет вам волшебный пендаль и у вас не будет ничего,ни работы,ни вуза,ни девушки,и наверно половины друзей как минимум.Вы и сами знаете ответ)

Пако, возраст: 35 / 03.04.2016

Я бы вам посоветовала решать одну проблему за другой. Сперва обратиться к психотерапевту по поводу неконтролируемой агрессии, просто когда человек агрессивен, на это есть причины. Ну а насчет учебы, кроме полного закрытия доступа ко всем возможным развлечениям, я не вижу. А вообще против всех проблем отлично помогает занятость, причем такая, чтобы домой не идти, а ползти, например четкий и загруженный график посищения библиотеки и подработка (даже если деньги не нужны). Мало квалифицированная работа обычно очень хорошо ставит на место и заставляет тараканов в голове замолчать, хотя-бы на время. (Позволяю себе все это написать, поскольку сама через это прошла, и выбралась из того состояния, в котором находитесь вы около года назад.)

Соня, возраст: 21 / 03.04.2016

Здравствуй! Твоё нежелание учиться, заставлять себя что-то делать, понятно. Ты просто не видишь необходимости в том чтобы получить специальность. А главное - начать работать. Ведь есть достаток в семье, да и в выборе специальности, скорее всего, большую роль сыграло мнение родителей и их знакомых, не только Твоё мнение. Поэтому ключ к решению этой ситуации лежит, мне кажется, в том чтобы Ты сам определил приоритеты, ради которых действительно будешь готов себя преодолеть и начать учиться. Это не столько возможность заработать деньги на еду, жильё и т.д. Цели могут быть другими. Например, в будущем поддерживать своих родителей. В благодарность за всё что они сделали для Тебя, да и просто потому что это самые близкие люди. Создать семью с девушкой, которую любишь, тоже серьёзная мотивация. Причём обеспечить свою семью самому, не обращаясь за помощью к Твоим и её родителям. Ты её действительно любишь, хочешь быть с ней. Ради этого нужно побороться, ведь Ты мужчина. К тому же, видя Твоё стремление, она и сама будет уверена что создаёт семью с самостоятельным и независимым, взрослым человеком. Настоящим главой семьи, способным брать на себя ответственность. Она будет уверена что делает правильный выбор. Могут быть и другие цели, связанные, например, с карьерой. Начать её в компании, где Тебя никто не знает и добиваться повышения самому, а не с помощью родственников. Тоже серьёзная задача. Подумай, может и ещё чего-то хочешь добиться. Иначе заставить себя трудиться не имея цели будет трудно.

Михаил, возраст: 28 / 03.04.2016

Здравствуйте! Очень многое зависит не от ваших родных, а только от вас. Вы уже не ребенок! Думаю вам хотелось бы самостоятельности, независимости, самому принимать решения, строить свою жизнь. Лени тут места конечно нет! Поэтому соберитесь, потихоньку доучивайтесь, ищите работу, создавайте семью со своей любимой. Трудитесь, стремитесь, добивайтесь целей!

Ирина, возраст: 28 / 03.04.2016

Здравствуй!
Лень вообще странная штука, с ней люди боролись и борятся!и будут бороться.
Смотри, по твоей истории все у тебя есть и мама с папой и девушка и ВУЗ.
А любовь к жизни не нашел!
Потому что когда человек находит " любовь к жизни" он своих близких бережёт. Ценит то что у него есть.
У тебя есть разрушающие моменты в жизни- твое поведение. (алкоголь, в принципе тебе все равно расстроится родители или нет, и на девушку все равно) хотя может ты и называешь отношение к девушке любовью.
Смотри, ты ведь взрослый человек!
А взрослый ставит цель, и идет к этой цели. Он не надеяться спрятаться за чужими спинами, он, Взрослый человек - готов брать ответственность за поступки! Ответственность за пожилых родителей. За девушку которую любит.
Получается, пока все вокруг несут ответственность за тебя- родители, родня.
Меняй, все!!! Меняй пока не поздно!
Ты не только себя внутри зауважаешь за силу! Но и близкие будут рады.
Берись за ум. Через не могу, не хочу..
Что бы жить в первую очередь как Взрослый человек!
И завязывай с алкоголем. Разрушать себя - это не достойное дело.
У тебя вся жизнь впереди.

Юлия, возраст: 32 / 03.04.2016


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
25.12.2019
Поддерживала его, даже когда узнала, что он гей. Попытки выстроить отношения с другими парнями - тщетны. Дошло до попытки суицида уже с моей стороны.
24.12.2019
Я хочу, чтобы всё наконец-то закончилось.
24.12.2019
Мне 37 лет. В душе такая боль, которую не передать словами. Часто стали посещать страшные мысли.Выхода я не вижу.
Читать другие просьбы

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

Психологи утверждают, что стоит овладеть искусством внутренней мотивации, как все дела и проблемы будут решаться сами собой, ведь у человека будет свой стимул преодолеть это! Кому неподвластна эта способность, психологи готовы оказать поддержку, проводя тренинги и задания. Так ли все тут гладко? Не является ли мотивация из рода побасенок, которые так любят коучи, учителя, да и все взрослые?

Рассмотрим внутренний стимул, мотивацию и многое другое на простом примере, возьмём стандартную проблему школьника или студента: как заставить себя учиться, если все лень. Есть ли выход из этой ситуации, можно ли справиться самому и в чем причины такого состояния.

Разновидности лени: поиски оправдания

Толковый словарь объясняет слово «лень» как нежелание что-либо делать по объективным или субъективным причинам.

Интересно, что об объективных причинах лени можно знать, догадываться или даже не представлять их, тем не менее, они есть и оказывают влияние. Человек может быть уставшим, голодным, злым, расстроенным, влюблённым, увлечён каким-либо хобби и поэтому не делать уроки или не ходить в школу. Это лень? Да, и она имеет понятное и объяснимое происхождение. Бывает, что всего лишь нужно покушать или отдохнуть, и многое наладится само собой, жизнь перестанет казаться такой ужасной и тяжёлой.

Второй распространённой причиной является постоянное и нудное указание родителей и учителей о том, что это надо делать. При этом в ход идут такие приёмы как рассказ о них самих идеальных в школьные годы, о массе свободного времени, если заставить себя сесть за письменный стол и быстренько все прорешать, о тяжком бремени несделанного, о суровой необходимости учиться в наше время.

Если бы взрослые были чуточку повнимательнее и прозорливее, они бы непременно заметили, что ребёнок это и сам все прекрасно понимает, просто у него именно сейчас нет сил идти учиться и когда они появятся неизвестно. И бесконечно напоминая о грузе, родители только усугубляют ситуацию и давят все сильнее и сильнее. Такой способ борьбы с ленью может привести к банальной депрессии или другим нервным заболеваниям.

С подобной разновидностью лени бороться сложнее, потому что в решении проблемы должны участвовать как минимум двое: один, найдя силы на уроки, а второй поддерживая подростка. Основой основ в обычной бытовой ситуации будет выступать награда, поощрение, похвала – все зависит от возраста и приоритетов.

Субъективной и самой серьёзной причиной отлыниваний от своих обязанностей является отсутствие желания учиться — ну просто не хочется. Нет внутреннего стимула делать что-либо. Вот тут и выходят на арену психологи с помощью по созданию внутренней мотивации.

Отсутствие мотивации у детей: нормальное положение дел

Мотивация — это побуждение к действию, которое базируется на мечтах, желаниях. Например, подросток хочет новый телефон, и родители начинают своеобразный шантаж: вот закончишь четверть хорошо, тогда и купим гаджет. А для этого надо прилагать усилия в учебе каждый день, вовремя делать уроки.

Так родители мотивируют ребёнка. Будет ли учащийся относиться к своим обязанностям лучше и трепетнее? Несомненно, уроки будут сделаны, только, что называется, из-под палки. Самому как было все лень, так и осталось, только ради айфона, тьфу, родителей, конечно, и своего успешного будущего вопрос уроков будет решён. Насколько это правильно и педагогично, надо думать родителям, кого они хотят воспитать: солдата или свободного человека с амбициозными задатками.

У взрослых все проще: им хочется выглядеть лучше, зарабатывать больше, быть статусными и уважаемыми. Ради своих целей они способны на многие подвиги. А ребёнку сложно соотнести выполнение вот этих конкретных уроков и школы со своим будущим.

Тогда психологи придумали понятие «внутренняя мотивация». Суть ее проста: человек сам должен придумать себе личные мотивы и причины, чтобы не ожидать подходящего времени или желания что-то сделать. Отличительная особенность от обычной мотивации — нет никакого ощутимого вознаграждения.

А что значит внутренняя мотивация у подростка? Как уговорить себя учиться, если не хочется? В этом и есть корень проблемы: искать какие-то побуждающие мотивы, ещё больше запутывая ситуацию, маскировать истинные причины псевдодоводами.

А может, и не надо находить стимул, а всего лишь раз и навсегда разобраться с причиной апатии к учебе?

Почему лениво учиться?

Чтобы понять, какими методами бороться с ленью, надо найти ее причину. Это самое сложное и деликатное, ведь при этом затрагивается не только внешний, но и внутренний мир подростка, его желания, надежды, опасения, страхи, характер и привычки.

Итак, почему все лень:

В зависимости от проблемы, что именно заставляет лениться, и надо искать варианты борьбы.

  • С вопросами здоровья все понятно, нужно обязательно обратиться к врачу и нормализовать состояние. Тогда появятся силы и желание что-либо делать, лень — а здесь больше не лень, а недуг — пропадёт сама собой.
  • Психологическая надломленность и неверие в себя должны исправляться с участием взрослых, в этом случае помощь психолога просто необходима. И чем раньше подросток начнёт разбирать свою проблему, отделять надуманное от реальности, анализировать происходящее под грамотным руководством психолога, тем быстрее он избавится от такой напасти.

Конечно, в зависимости от погружения подростка в проблему, возможно, достаточно простого, но доверительного разговора с авторитетным взрослым. Говорят, у страха глаза велики, поэтому не получается адекватно оценить обстановку, найти правильные решения. Общение с психологом или близкими поможет выбраться из этого состояния. Не стоит ожидать, что сразу пойдёт как по маслу, открывать свою душу сложно, а услышать другого сквозь пелену своих забот намного сложнее. Поэтому поначалу беседы будут носить просто информативный характер. Постепенно двое научатся говорить и слушать, доверие возрастёт.

  • Изменить обстановку дома иногда невозможно, подросток должен к ней приспосабливаться и даже немного проявлять организаторские способности. Например, если лень учить уроки, потому что и нормального места нет, где присесть с учебником, не то, чтобы выучить параграф, предстоит сделать себе настоящий рабочий стол — убрать лишнее и отвлекающее. Очень помогает составление распорядка дня — оно заставляет придерживаться временных рамок.
  • Взрослым важно хвалить подростка и поощрять его в любых начинаниях. Это будет огромным естественным стимулом сделать ещё раз, но лучше.
  • Вопросы «почему это должно быть так» и «зачем это нужно» пройдут с появлением жизненного опыта, родители и учителя своим поведением должны подавать положительные примеры и тем самым способствовать изменению поведения ребёнка.

Как видно, причин у лени много и не всегда дело в банальном «не хочу». Иногда, поощрительной мотивацией или внутренней можно только усугубить проблему, загнав ее глубже. Для начала важно разобраться, что это за лень, почему подросток не хочет ничего делать, а лишь потом думать о методах борьбы. Скорее всего, после поиска истинной проблемы, лень и нежелание что-либо делать исчезнут сами собой.

Учеба – это не такое и простое занятие, как кажется на первый взгляд. На освоение нового материала наш организм тратит огромное количество сил и энергии. Ежедневно человеку приходится заставлять себя рано вставать с постели, собираться и отправляться на учебу. Но, придя домой, нужно повторно обработать материал. Конечно же, на это тратится много времени. И многие молодые люди жалеют его, а поэтому стараются провести его совсем по-другому. Прогулка с друзьями или развлечения в парке всегда интереснее, чем учеба.

Как заставить себя учиться, если все лень – это вопрос, который задавал себе в жизни чуть ли не каждый человек. Если в школьное время ученика контролируют и заставляют все делать учителя и родители, то во времена обучения в университете каждый человек «сам себе хозяин». Когда появляется свобода действий достаточно сложно взять себя в руки и направить все усилия на учебу. Но, если придерживаться нескольких простых психологических советов, то заставить себя учиться будет не так уж и трудно.

Правильная постановка задачи

В первую очередь нужно научиться правильно ставить перед собой задачи и цели. Нужно думать не о том, как заставить себя учиться в университете, а как начать учиться хорошо, а главное – с пользой и как побороть и победить лень. От учебы вам никуда не деться, и нужно к этой мысли привыкнуть, а не лениться. Нужно начать относиться к этому делу проще. В противном случае, если вы насильно будете заставлять себя учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Ваше подсознание будет противиться этому процессу, и вы будете ощущать все больший и больший дискомфорт.

Формулируйте перед собой задачи и вопросы следующим образом:

  • Как можно закончить этот год лучше, чем предыдущий?
  • Как в этом семестре начать учиться лучше?

Вы сами не заметите, как на подсознательном уровне начнете искать различные способы получения лучшей отметки. Ваше подсознание настроится на позитивный результат, а вместе с ним вы сможете «свернуть горы».

Очень важно не заставлять себя насильно учиться, а искать вескую причину, для чего это вам нужно. Так на психологическом уровне будет легче и вам и вашему подсознанию. Мотивация – это очень сильный прием, который подталкивает людей совершать настоящие подвиги и делать такие поступки, на которые бы они без веской причины никогда бы не решились.

В случае с учебой, вам нужно найти весомый стимул. В качестве стимула могут служить:

  • дальнейшая карьера и продвижение по работе;
  • отчисление из учебного заведения за неуспеваемость и др.

Каждый человек должен сам для себя найти весомую причину того, что ему необходимо учиться. Это вопрос строго индивидуален. Только вы знаете, что конкретно может вас замотивировать и заставить работать и учиться лучше, чем сейчас.

Правильное настроение

Душевное состояние человека играет немаловажную роль в успешной учебе. Человек должен быть готов, как физически, так и морально к тому, что ему придется немного поработать. Для этого нужно правильно настроить свой организм. Несколько факторов, которые помогут создать правильное настроение для учебы:

  • музыка, которая вдохновляет вас на совершение каких-либо поступков;
  • активные двигательные движения, бег или просто прыжки на месте помогут «завести» организм и создать «боевой дух»;
  • в голове придумайте речь, которая вдохновит вас на то, чтобы сесть учиться;
  • постарайтесь не скучать на своем рабочем месте, а быть сосредоточенным только на учебе.

Такие, детские на первый взгляд, советы помогут действительно настроиться на учебу, и время пройдет с пользой. Поэтому, правильный психологический настрой еще никто не отменял.

Обустраиваем рабочее место

Еще один способ заставить себя учиться – правильно организовать рабочее место. Рабочее место – это важная составляющая учебы. Человеку во время этого процесса должно быть комфортно. Грамотное расположение вещей на рабочем месте – это далеко не мелочи. Любой «бардак» будет отвлекать и раздражать человека, соответственно, он не сможет сосредоточиться на учебе.

Обратите внимание на то, что если вы будете учиться в «лежачем» состоянии, то усвоите гораздо меньше информации и быстрее устанете. Это доказано медиками и психологами. Поэтому учиться лежа на кровати или диване – это не лучшая идея для организации рабочего места.

Для того чтобы сосредоточиться исключительно на учебе, необходимо убрать с рабочего стала все посторонние предметы, которые могут помешать этому процессу. Это могут быть:

  • мобильный телефон;
  • планшет;
  • ноутбук;
  • компьютер и др.

Оставить нужно только все необходимые учебники, тетради и предметы канцелярии. Если техника необходима вам для учебы, то лучше сразу открыть нужный учебник или страницу в Интернете и отказаться на это время от всех социальных сетей и сообщений.

Другими словами, ваше рабочее место должно вдохновлять вас на учебу. Возможно, в этом помогут новые канцтовары или другие предметы. Сделайте свой рабочий стол таким, каким считаете нужным. Главное, чтобы вам комфортно было за ним работать и учиться.

Поощрение

Очень важно понимать, что вы делаете это все не зря. Можно наблюдать за своими успехами, но не получать от этого никакого удовольствия. Именно поэтому нужно научиться не только хвалить себя за свои достижения, но и поощрять за все успехи. Это еще один способ, как заставить себя учиться.

Например, если вы сегодня хорошо поработали, освоили много нового материала и не получили ни единой плохой отметки – это повод побаловать себя любимой шоколадкой или встречей с друзьями.

Если вы усердно работали перед важной контрольной или над курсовой работой и успешно все сдали – это повод отметить это событие с друзьями и расслабиться в непринужденной обстановке. Ваш организм должен понимать, что если он хорошо поработает, то в будущем получит не просто похвалу и полноценный отдых и расслабление.

Грамотное распределение времени

Тайм-менеджмент – это не просто громкий и красивый иностранный термин. Каждый человек должен уметь грамотно распоряжаться своим временем. Только тогда он будет успевать делать все запланированные дела и отдыхать от работы или учебы.

Для успешной учебы очень важно составить правильный график. Тогда не только учиться легче будет, но и жить. К примеру, сразу после учебы лучше отправиться домой на обед. После обеда следует приняться за важные дела, связанные с учебой. На это следует выделить определенное количество времени, например, 2-3 часа. Тогда вы точно отсеете все ненужные дела и сможете сосредоточиться чисто на учебе. После того, как все дела будут переделаны, можно позволить организму слегка отдохнуть.

Поверьте, такой режим позволит действительно наладить работу организма, а также поможет справляться со всей учебой гораздо проще и легче. Учеными давно доказано, что люди, которые соблюдают режим, который они сами составили, достигают больших успехов чем те, которые хватаются на «все подряд».

Заставить себя учиться – это дело не из простых. Только правильная мотивация, правильное настроение смогут заставить вас сделать действительно что-то полезное, а не лениться. Самостоятельная учеба – это своеобразная проверка силы воли. Действительно ли человек, без контроля со стороны, сможет взять себя в руки и заставить себя самостоятельно учиться в школе или университете? Или же его сила воли настолько слаба, что он не сможет сделать даже такую мелочь. От этого, кстати говоря, у многих людей также зависит самооценка.