Правовые положения, связанные с месяцем ша’бан. Месяц шаабан

8 мая наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Восьмой месяц исламского лунного календаря - Шаабан (Шахбан или Шагбан) - предшествует Рамазану. Мусульмане начинают готовиться к длительному периоду поста, стараются завершить многие дела, которые в Священный месяц выполнить будет затруднительно.

На особые достоинства для верующих Шаабана (в 2019 году он продлится с 6 апреля по 5 мая) указывает и его отдельное упоминание в Пречистой сунне. Пророк Мухаммад (с.г.в) уделял отдельное внимание поклонению в этот месяц. Рассказывая о нём сахабам, он отмечал: «Люди недооценивают месяц, находящийся между Раджабом и Рамаданом. В течение него деяния возвышаются к Всевышнему» (хадис приводят Насаи и Ахмад).

Шаабан ещё значим и одной из важнейших ночей в году - Бараат (наступает 19.04.2019 с заходом солнца) , которая несёт в себе множество благ мусульманам (более подробно об этой священной ночи вы можете прочитать ).

Пост в Шаабане

В этот месяц верующие могут обрести большой саваб, соблюдая уразу. В жизнеописании Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) отмечается, что он часто прибегал к такой практике. В частности, его (р.а.) вспоминала: «Я никогда не видела, чтобы Пророк так много постился, кроме Рамадана, как он это делал в Шагбан» (Бухари, Муслим).

Исходя из этого хадиса следует, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) выделял Шаабан в плане соблюдения дополнительного поста, а значит, и нам желательно следовать его примеру.

В какие дни лучше соблюдать пост:

  • через день - это так называемый пост пророка Дауда (а.с.), который держал уразу либо только по чётным, либо нечётным дням. В одном хадисе говорится: «Самым любимым постом пред Всевышним считается пост Дауда» (Бухари, Муслим);
  • в понедельник и четверг - в хадисах, которые приводятся в сводах Тирмизи и Насаи, Посланник Господа (с.г.в.) всегда проводил эти дни постящимся;
  • в середине месяца -речь идёт о трёх днях в середине месяца, которые так же желательно посвятить уразе (в 2019 году они приходятся на 18, 19 и 20 апреля). Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Если станешь соблюдать (дополнительный) пост - постись 13, 14 и 15 числа» (Тирмизи).

При этом есть и нежелательное время для выполнения этой формы поклонения Аллаху, а именно в последние два дня Шаабана, а также в пятничные дни. Здесь подразумевается выделение для поста именно этих дней. Если, например, человек соблюдает пост Дауда (а.с.) и очередной день выпадает на пятницу, то в таком случае соблюдать уразу в этот день дозволено.

Окончание Шаабана

К сожалению, ежегодно мы сталкиваемся с разногласиями в мусульманском сообществе относительно начала Рамазана. Это связано с тем, что в разных странах используется разная система определения наступления нового месяца. Одни богословы считают, что он наступает тогда, когда мы можем наблюдать воочию появление новой луны. Другие же полагают, что в данном случае следует использовать современные технологии астрономических наблюдений. Именно по причине применения различных методик практически каждый год возникают подобные разногласия.

Из-за наличия таких разночтений мусульмане всего мира оказываются в ситуации, когда в один и тот же день мы имеем либо первый день месяца Рамазан, когда пост обязателен, либо последний день Шаабана, когда ураза нежелательна. Чтобы ненароком не совершить грех, необходимо ответственно подойти к этому вопросу и выбрать точку зрения, которую вы считаете наиболее верной.

21-го июня, согласно Исламскому календарю, наступил месяц Шабан. Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Шаабан, увеличиваются в 70 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому Посланник Аллаха (c) постился весь этот месяц.

Кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-го, 14-го и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Тот, кто умрет после этого в течение года - умрет шахидом. Особенно ценен пост 15-го числа.

Как сказал Пророк (с), название месяца Шабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение»; в этом месяце распространяется Добро.

Месяц Шабан содержит одну из основных высокочтимых ночей - ночь Бараат, которая наступает с 14-го на 15-е число.

Кто возвеличит Шабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, тому Всевышний прощает грехи и сохранит его в течение года от бед и болезней.

В месяце Шабан читают побольше «салават»:

«Аллаhума салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад».

Ночь Бараат

Ночь с 14-го на 15-е Шаабана называют ночью Бараат. "Бараат" означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями - от Ада. В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда принимаются дуа (молитва): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Шабана, ночи перед Курбан-байрамом и Рамазан-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением (ниятом) продления жизни, второй раз - для оберегания от бед и несчастий и третий - для расширения благ.

Кроме этого 15-го Шабана, считается днем рождения Имама Мехди, 12-го Имама, пришествия которого ждут мусульмане.

Молитва месяца Шабан

В сборнике молитв «Мафатих аль-джинан» сказано, что в месяце Шабан Имамы (а) изливали свою душу перед Господом следующими словами.

О Аллах! Благослови Мухаммада (с) и семейство Мухаммада (с), услышь мольбу мою всякий раз, когда я взываю к Тебе. Услышь зов мой, когда я призываю Тебя, и обрати на меня Свой взор, когда я изливаю душу пред Тобой.

Я бежал к Тебе, и сейчас смиренно стою пред Тобой, взволнованно и отчаянно умоляю Тебя. Я обращаюсь к Тебе, в надежде на воздаяние. Ты осведомлен обо всём, что скрыто в моём сердце, Ты знаешь о моих нуждах, ведаешь всё о внутреннем мире моём. Не скрыты от Тебя мои деяния ни в этом мире, ни в мире ином.

И ведаешь Ты обо всём, о чём хочу я поведать языком, и знаешь Ты о желании моём, и осведомлён Ты о чаяниях моих на благую жизнь в потустороннем мире. Ты знаешь, о Владыка мой, обо всём предопределенном мне Тобой до конца моих дней, из скрытого и явного. И всё это в Твоих руках, а ни у кого-либо другого. Достаток и нужда, польза и вред - всё в Твоей власти.

О Аллах! Если Ты откажешь мне в достатке, кто же облагодетельствует меня? Если введешь в унижение, кто же окажет помощь мне? О Аллах! Я ищу спасения у Тебе от Твоего же гнева и наказания! О Аллах! Если я недостоин Твоей милости, то Ты достоин простить меня и осенить Своим всеобъемлющим великодушием.

О Аллах! Вот я стою в тени Твоего милосердия, положившись на Тебя. И Ты удостоил меня Своим прощением, помиловав меня. О Аллах! Если Ты простишь меня, то кто же более прощающ, чем Ты? А если смерть моя близка и мои деяния не приблизили меня к Тебе, прими мое признание в грешности, как средство прощения.

О Аллах! Я совершил по отношению к себе зло и несправедливость, уделяя много внимания своим прихотям и желаниям. Так горе же мне, если Ты не смилуешься надо мной!

О Аллах! Твоя благодать всегда снисходила на меня при жизни, так не прерывай ее и после моей смерти!

О Аллах! Как же я могу разочароваться в Твоей милости после смерти, если в этом мире Ты облагодетельствовал меня самым наилучшим образом?!

О Аллах! Прояви по отношению ко мне Свое великодушие, как подобает Тебе – Создателю, окажи мне внимание из сострадательности Своей, ибо я грешник, которого охватило невежество.

О Аллах! Ты скрыл мои грехи в этом мире, хотя воистину в потустороннем мире я более нуждаюсь в их сокрытии. Ты не раскрыл мои прегрешения ни одному из Своих праведных рабов, так и в Судный День не унижай меня пред всеми.

О Аллах! Твоя щедрость и милость делают мою надежду беспредельной, а Твоё прощение превыше моих скверных деяний. О Аллах! Обрадуй меня встречей с Тобой в тот День, когда будешь судить Ты рабов Своих.

О мой Господь! Я обращаюсь с мольбой о прощении, подобно человеку, крайне нуждающемуся в принятии его покаяния. Так прими мою просьбу о прощении и моё покаяние, о Наищедрейший, о Тот, кого просят о помиловании грешники.

О Аллах! Не отказывай мне, и надежду мою не прерывай.

О Аллах! Если бы Ты хотел унизить меня, Ты не наставлял бы меня, а если хотел бы открыть другим мои недостатки, то не дал бы мне здоровья.

О Аллах! Не думаю, что Ты откажешь мне в просьбе, в ожидании исполнения которой я провёл свою жизнь.

О Аллах! Так пусть воздастся хвала Тебе вечная, постоянная и непрерывная, прибавляющаяся и не исчезающая! Такая хвала, какую Ты желаешь и которая вызовет Твоё довольство.

О Аллах! Если Ты накажешь меня за мои преступления, я буду молить Тебя о прощении. Если Ты покараешь меня за совершенные грехи, я обращусь к Твоему бесконечному милосердию. Если Ты введёшь меня в огонь ада, я объявлю всем находящимся там, что поистине люблю Тебя!

О Аллах! Если в повиновении Тебе окажется ничтожно мало моих деяний, то надежда моя - Ты!

О Аллах! Я питаю по отношению к Тебе самые хорошие помыслы, и наилучшим образом думаю о Твоей щедрости, благородстве и величии. Так откажешь ли Ты мне в милости и спасении?!

О Аллах! Я погубил свою жизнь забвением Тебя, молодость свою провёл в дурманящем отдалении от Тебя.

О Аллах! Я не проснулся в период своей молодости, моя гордость затмила Твою милость, я шёл путем ошибок, ведущим к Твоему гневу!

О Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего, стою пред Тобой, ищу спасения посредством Твоего великодушия и Твоего милосердия!

О Аллах! Я раб, который жаждет очиститься от скверны, с которой предстал пред Тобой, и освободиться от стыда пред взором Твоим. Каюсь пред Тобой и прошу Твоего прощения, ибо Твоё прощение свидетельство Твоей щедрости, величия и милосердия.

О Аллах! Я бессилен перед Твоей волей. Ты из любви ко мне пробуждаешь меня, делая меня таким, каким желаешь видеть. Благодарю Тебя за проявление благосклонности, нежности и доброжелательности, благодарю Тебя за очищение сердца от скверного невежества по отношению к Тебе.

О Аллах! Обрати на меня Свой взор, взор Того, кто призвал Своего раба и тот ответил на призыв Владыки, кто оказал Своему рабу помощь и тот покорился. О Тот, кто близок! Ты никогда не отдаляешься от тех, кто обманулся и отдалился от Тебя. О Тот, кто полон заботливости и прощения! Ты никогда не отказываешь тому, кто просит награды!

О Аллах! Даруй мне сердце, переполненное жаждой к встрече с Тобой. Даруй мне язык, правдивость которого устремилась бы к Тебе. И даруй мне взор, истинность которого приближала бы к Тебе.

О Аллах! Всякий, кто станет известен посредством Тебя, никогда не останется безвестным. Всякий, кто найдет прибежище в тени Твоей милости, никогда не будет унижен. Всякий, на кого Ты обратишь Свой благосклонный взор, не станет чьим-либо рабом помимо Тебя.

О Господь мой! Всякий, кто нашёл путь к Тебе, его дорога будет светлой. Всякий, кто ухватился за Тебя, спасётся, и я ищу спасения у Тебя!

О, Аллах! Не дай мне отчаяться в Твоей милости, и прошу, не отдаляй меня от Своего милосердия. О Аллах! Так даруй же мне место среди тех, кто любит Тебя, среди тех, кто надеется на Твою расположенность и любовь.

О Аллах! Внуши мне поминание Твоё, и внуши усердие на пути осмысления имён Твоих и святости.

О Аллах! Заклинаю Тебя Твоим именем и правом, которое Ты имеешь к творениям. Введи меня в число покорных Тебе рабов, и даруй мне положение, которая вызовет Твое довольство и расположение. Воистину, я не имею сил, чтобы отвести от себя вред и принести себе пользу.

О Аллах! Я Твой ничтожный и грешный раб! Я Твой слуга, а Ты мой Владыка. Да не буду я из тех, от кого Ты отвернулся, кто находится в плену беспечности, кто забыл о Твоём прощении.

О Аллах! Даруй мне отрешение от мирского, и освети моё сердце лучом обращения к Тебе, так, чтобы мои взоры проникли чрез завесы лучей, и я мог лицезреть Твоё величие. И пусть души наши устремятся к Твоему святому величию.

О Аллах! Сделай меня таким, кто искренне отвечает на Твой зов, таким, кого Ты не обделил вниманием и заботой, кого поражает созерцание Твоего величия. Ты призываешь его в тайне, а он совершает угодные Тебе деяния явно.

О Аллах! Не позволь безнадёжности и отчаянию поселиться во мне вместо благих стремлений и благого мнения о Тебе. Не прерывай во мне надежду на обретение Твоей прекрасной милости и великодушия.

О Аллах! Если я совершу ошибку, из-за которой в Твоих глазах потеряю ценность, прости меня ради надежды, которую я питаю к Тебе.

О Аллах! Если совершенные мною грехи отдалят меня от Твоей благосклонности, напомни мне о Своём милосердии и великодушии.

О Аллах! Если сон беспечности предаст забвению мою готовность к встрече с Тобой, меня пробудит убежденность в Твоём величии и Твоей благосклонности.

О Аллах! Если Твоё великое наказание призывает меня в огонь, то Твоя бесконечная награда зовёт меня в вечный рай.

О Аллах! Прошу Тебя и взываю к Тебе, проливая слёзы пред Тобой, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, и сделай меня одним из тех, кто неустанно поминает Имя Твоё, не нарушает своего завета с Тобой, не забывает быть благодарным Тебе и не пренебрегает Твоими предписаниями.

О Аллах! Озари меня светом Своего величия, чтобы познать Тебя и отрешиться от всего кроме Тебя, чтобы страшиться Твоего наказания и усердствовать в благих деяниях. О Обладатель величия и почёта! Благослови Мухаммада – посланника Твоего, и его непорочное семейство, и ниспошли им приветствие и благоденствие!

Желательные деяния месяца Шабан:

1.Держать пост. (хотя бы день или сколько это возможно.)

2.Произносить 70 раз каждый день этот зикр – «Астахфируллаха ва асалухут-тауба» (транскрипция: Əstəğfirullahə və əsəluhut təubəh)

3.Раздавать много подаяния. У Имама Али спросили о самом лучшем деянии этого месяца и он ответил: «Раздавать подаяние (садака) и просить (у Аллаха) о прощении грехов»

4.Совершать по два ракята намаза каждый четверг этого месяца.

Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста шаабана в честь рамадана, – ответил он.

2. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают, – ответил он. – И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.

3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь шаабан. Она спросила его:
– Пророк, шаабан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.

4. В другом хадисе она рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно. Люди начинали думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он имел обыкновение прекращать поститься, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в шаабан.

5. В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как в месяц шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, то есть он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.

6. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев беспрерывно, кроме месяцев шаабан и рамадан.

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц шаабан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.

Но следует иметь в виду, что дни поста шаабана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста месяца шаабана он потеряет силу или бодрость для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в шаабан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в шаабан. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам поститься один-два дня непосредственно перед началом рамадана. Кроме того, Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.
Согласно другому хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста.

Смысл приведенных выше хадисов – в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца шаабана, потому что не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «ночь Бараат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями месяца шаабан. Существуют определенные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божья милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, потому что твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь ли ты, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины шаабана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).

2. В другом хадисе госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах спускается (Он знает лучше, каким образом) в ночь в середине шаабана и прощает большое количество людей – больше, чем количество шерстинок овец племени Кальб.
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.

3. Еще в одном хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Это срединная ночь шаабана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, и на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.

4. Господин Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им в срединную ночь шаабана и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей, и того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина).

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, часть хадисоведов считала некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому среди мусульмане ранней эпохи ислама постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз – самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Чтение Коран. Произнесение аятов Корана – другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр (поминание Аллаха). Этой ночью следует также совершать зикр, а также по многу раз произносить салават в адрес пророка (мир ему и благословение Аллаха). Зикр можно произносить и во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа (мольбы к Аллаху). Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это дуа. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением, и Всемогущий Аллах дает награду за каждую мольбу и плюс еще удовлетворяет нужды обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Эти мольбы настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и следующего. В действительности, мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Всемогущего Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салават и могут обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или в хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые правоведы считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, ночь Бараат – ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Всемогущему Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе № 3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое подражание само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения, как намаз, произнесение Корана и зикр, следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз коллективно и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни Аиши (да будет доволен ею Аллах), и поэтому все формы добровольного поклонения рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за ночью Бараат, то есть 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины шаабана, имеют особые достоинства, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть дней шаабана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.