Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Перспективный план работы с детьми

Разделы: Коррекционная педагогика

Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно поэтому в дошкольном возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка.

В работу педагога по развитию познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, входит сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики.

Сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Дети с задержкой речевого развития способны выделять основные признаки предметов: форму, величину, цвет, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии.

Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Ознакомление с окружающим миром.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с задержкой речевого развития имеются трудности в овладении знаний по ознакомлению с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса, в силу данного нарушения, что препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одним словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица, словарный запас ограничен.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и речевого развития строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, в процессе ведущего вида деятельности – в игре.

Формирование элементарных математических представлений.

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Дети с задержкой речевого развития чаще всего соотносят форму, величину, цвет предметов; иногда путаются в соотнесении понятий “большой-маленький”, “лево-право”; реже делают ошибки в воспроизведении порядкового счета в пределах “5”.

У детей с задержкой психического развития не сформированы понятия “большой-маленький”, они не соотносят форму, величину, цвет предметов, путаются в пространственном расположении предметов, у них нарушено соотношение между частями, путаются в воспроизведении порядкового счета в пределах “5”. Это свидетельствует об отставании в развитии наглядно-образного мышления и в развитии логического мышления.

Игры - занятия, которые предлагаются детям, строятся в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами. Цель занятий на этом возрастном этапе – не усвоить или “отработать” какие-то математические понятия, а ввести ребенка в специально организованные ситуации, которые образуют в его восприятии живые ассоциации. Иными словами, ребенок не знает, что он учится математике. Он общается с педагогом, играет, он занят интересным делом, которое у него хорошо получается (задача специалиста – организовать успешную деятельность), он испытывает радость и утверждается в своем умении делать все эти интересные вещи. А укрепление уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта – одно из главных условий формирования познавательного интереса и познавательных способностей.

Развитие мелкой моторики.

Формирование мышления и речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование данных процессов совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

У детей с задержкой речевого развития, наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Мышечный тонус рук ослаблен, что затрудняет формирование графомоторных навыков.

У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, задержкой психического развития выявляется отставание в развитии тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.

Для развития мелкой моторики используются “пальчиковые игры”. Они очень эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти и речи ребенка. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет устранить имеющие трудности у детей в освоении знаний об окружающем мире, способствует формированию элементарных математических представлений, развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Игры на сенсорное развитие:

на выделение предметов из фона: “Посмотри и назови”, “Цветные фоны”, “Одинаковые игрушки”, “Предметы и картинки”, игры в сухом бассейне, например, “Собери в корзинки шарики красного цвета”, “Веселый зоопарк” и др.

на идентификацию предметов и движений: “У кого такая картинка?”, “Найди пару”, “Какой сюда подходит?”, “Кто что делает?”, “Веселые человечки”, “Нравится – не нравится”, “Зеркальце, скажи...”, “Что звучит?” и др.

на развитие представлений о форме предметов: “Что катится, что не катится?”, “Цветные шарики”, “Лоток с шарами и кубиками”, “Закрой коробочки разной формы”, “Узнай, что нарисовано”, “Почтовый ящик” и др.

на развитие восприятия отношений по величине: “Розовая башня”, “Цветные цилиндры”, “Гаражи и машины”, “Закрой коробочки”, “Матрешки”, “Пирамидки”, “Гриб под елкой” и др.

- Различные игры, задания и упражнения по ознакомлению с окружающим миром : “Матрешка”, “Найди мишку”, “Дорожка для зайчиков”, “Шумит лес”, “Рисуем клубок”, “Найди игрушки”, “История о ручках и ножках”, “Где же наши пальчики?”, “Что изменилось?”, “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чего не хватает?” и т.д.

Игры по формированию элементарных математических представлений: “Что катится, что не катится?”, “Цветные шарики”, “Лоток с шарами и кубиками”, “Закрой коробочки разной формы”, “Почтовый ящик”, “Розовая башня”, “Цветные цилиндры”, “Закрой коробочки”, “Матрешки”, “Пирамидки”, “Гриб под елкой”, “Далеко и близко”, “Достань колечко” и др.

- Игры на развитие мелкой моторики:

упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж “прижимающий”, “щелчки”, “цепочки” и др.

пальчиковая гимнастика: “Моя семья”, “Сорока”, “Замок”, “Дружба”, “Зайчики”, “Коза и козленок”, “Снежный ком” и др.

Сенсорные основы познавательного развития ребенка и освоения основных видов деятельности. Накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве.

Этапы педагогической технологии. Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребенка. Условия самостоятельного применения детьми сенсорных эталонов и обследовательских действий в разных видах деятельности.

Предметно-развивающая среда как условие организации сенсорного развития дошкольников.

Направления психолого-педагогической диагностики сенсорного развития ребенка: развитие моторики и зрительно-моторных координаций; зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения); слуховое восприятие (различение на слух неречевых, музыкальных и речевых звуков, их воспроизведение); восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов); тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности.

Познавательная деятельность в дошкольном возрасте. Особенности проявления любознательности, познавательной активности и интересов в дошкольном детстве.

Детское экспериментирование как способ познавательной деятельности. Особенности детского экспериментирования (родство детского экспериментирования с игрой, с манипулированием предметами, служащими для детей важнейшими способами познания мира). Активно-преобразующий характер детского экспериментирования. Мотивы детского экспериментирования. Роль детского экспериментирования в развитии самостоятельности и творчества у детей дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе экспериментирования.

Организация взаимодействия педагога и детей в процессе экспериментирования. Развитие самостоятельности детей в деятельности экспериментирования. Роль детских вопросов в организации детского экспериментирования. Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Организация места для детского экспериментирования и опытов.

Педагогические основы развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

Понятия «творчество» и «воображение». Показатели и своеобразие проявления творчества в дошкольном возрасте. Идеи, подходы к развитию творчества у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Р.М. Чумичева, Е.И. Торшилова и др.). Развитие творческих способностей у дошкольников. Уровни и этапы развития детского творчества. Ориентиры современных образовательных программ в области развития детского творчества. Приемы и методы развития детского изобразительного творчества. Использование разных техник, творческое экспериментирование. Соотношение деятельности по собственному замыслу и по теме, предложенной педагогом.

Театрально-игровая деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в театрализованных играх. Режиссерская позиция воспитателя в процессе организации театрализованных игр.

Галина Ведёхина
Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание»

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы :

Изучение методической литературы

Изучение опыта коллег

Посещение занятий

Посещение районных семинаров методических объединений

Опыт сложился в МКДОУ : д/с №2 общеразвивающего вида г . Кимовска.

Учреждение работает по основной образовательной программе МКДОУ : д/с №2 общеразвивающего вида от 01 .09.2015 г. Приказ №42

В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А. писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира , первой ступенью которого служит чувственный опыт . Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

Работая с детьми младшего возраста , я выбрала тему сенсорного воспитания детей как основу всего их дальнейшего развития . Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод » , ведущий к значительной задержке психического развития .

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов сложный процесс, обеспечить их усвоение – значит сформировать у детей представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Поэтому обучение детей математике в данном возрасте , а так же лепке, аппликации, рисованию и другим видам деятельности напрямую зависит от знания сенсорных эталонов : цвета, формы, величины и т. д.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что развитию восприятия детей нужно уделить особое внимание. Поэтому изучив необходимую литературу, составив план и систематизировав работу по сенсорному воспитанию детей , я включила в нее разные виды детской деятельности, способствующие усвоению сенсорных эталонов . Работу по данной теме веду совместно с психологом.

Появившись на свет, ребенок готов смотреть, слушать, воспринимать холд , тепло, различные прикосновения, мокрое и сухое – бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценных ощущений, восприятию представлений служит сенсорное воспитание .

Зачем оно нужно, это сенсорное воспитание ? Может, и без него можно обойтись? Речь идет о том, чтобы обычные способности ребенка видеть, слышать, с которыми он появился на свет, развивались бы своевременно , а не атрофировались бы с первых дней.

В любой семье испокон веков, так или иначе, порой совсем неосознанно, взрослые осуществляли сенсорное воспитание малышей . И прежде чем попасть в детский сад, ребенок приобретает определенный сенсорный опыт , более или менее значительный, который ему дают его родители. Воспитатели в детском саду продолжают работу , учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

Сенсорное воспитание – это передача накопленного человечеством богатства жизненного опыта подрастающему поколению. Взрослые развивают у детей их врожденные способности. Обеспечивают приток новых впечатлений, то есть осуществляют сенсорное воспитание , необходимое не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального психического и физического развития ребенка .

Сенсорное воспитание осуществляется через все виды детской деятельности : обучение, игру, труд и т. д., закрепляется в повседневной жизни детей . Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах . В качестве сенсорных эталонов выступают : 7 цветов спектра и их оттенки, форма – геометрическое фигуры, величина – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. С помощью дидактических игр, в доступной форме, дети начинают воспринимать цвет , форму и величину предметов.

Мой опыт работы базируется на концепциях отечественных психологов : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна. Которые утверждали, что, тот, кто оторвал мышление с иного начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что анализ мышления предпологает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей, интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону. Чтобы приблизится к мышлению в его конкретной реальности, нужно как бы выйти в новое содержание, рассмотреть мышление в личностном плане, как конкретную познавательную деятельность человека, личностную мотивацию.

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Необходимо передать детям такие знания и воспитать в них такие качества, которые позволили бы им успешно адаптироваться к любым изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников я рассматриваю как неотъемлемую часть данного процесса.

Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать - необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия , сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Известные на сегодняшний день исследования в области развития сенсорики , мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры. Остается открытым вопрос о наиболее приемлемых и действенных формах обучения дошкольников , позволяющих решать проблему формирования сенсорных эталонов , развития логического мышления.

В последние годы происходит активная реформация системы дошкольного воспитания , появляются новые программы дошкольного воспитания , разрабатываются оригинальные методики, материалы. Поэтому особое значение приобретает познавательное развитие ребенка , которое определяется научно-техническим прогрессом, расширением объема знаний в науке, технической культуре. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания . Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, проявляется познавательный интерес , отношение к окружающим.

Лев Николаевич Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний : «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня - только миг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

Если эти годы детства не используются для познавательного развития , ему наносится серьёзный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому, я считаю, что необходимо заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы, чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Познавательное отношение не является врожденным, а формируется в процессе воспитания и обучения , усвоения детьми общественного опыта , обобщенного в системе знаний , умений и навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение, руководство воспитателя и самостоятельность деятельности ребенка. На формирование познавательных процессов большое влияние оказывает жизнь в коллективе, усвоение опыта взрослых и сверстников, накопление личного опыта .

К. Д. Ушинский интерес к познанию называл «интересом, полным мысли» . Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением и особым подъемом, переживая чувства удовлетворения и радости. Интерес, работоспособность ребенка , делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?» , «почему» , «как?» . Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации, пытаться найти возможный путь для ответа на вопросы.

Мой опыт позволит направить усилия коллектива ДОУ на развитие познавательной активности детей , формирование мыслительных способностей через интеграцию игровой , проблемно-поисковой деятельности и самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников . В нем решаются противоречия : между пассивным получение знаний и необходимостью активного творческого поиска, между низкой активностью и необходимостью глубокого освоения материала и низкой активностью воспитанников , между превосходящим влиянием родителей на развитие ребенка и их низкой педагогической грамотностью.

Эту работу я осуществляю в общей системе умственного воспитания : в организованной образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и развитие активного , заинтересованного отношения к ним, основным приемом - математическое моделирование (новизна моего опыта ) .

Опыт может быть использован другими воспитателями , как опытными , так и молодыми.

Трудоемкость опыта : для внедрения моего опыта в работу необходимо большое количество дидактических пособий, дидактических игр, упражнений. В тоже время его может использовать любой воспитатель , педагог, родитель, который интересуется проблемами познавательного развития детей , в частности сенсорного воспитания и мышления ребенка .

Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у ребенка умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию .

Основные этапы в моей работе по развитию мыслительной деятельности в дошкольном возрасте :

Формирование произвольности в поведении и познавательных процессах ;

- развитие способности действовать по образцу и инструкции;

Умение оценивать работу - свою и других ;

- развитие способности подчиняться требованиям и правилам ситуации;

- развитие способности находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач;

- развитие способности осуществлять контроль за собственными действиями;

Математика, как ни одна другая наука дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а затем и к логическому мышлению, а потому особое место в процессе развития логического мышления отводится именно ей. Математические знания предполагают изучение в «чистом виде» процессов анализа и синтеза через классификацию , группирование, сравнение, что дает ребенку возможность самому выводить новые знания из уже известных ему или вновь узнаваемых в различных областях науки.

Общеизвестно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка , формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность его обучения в начальной школе. В современных программах начальной школы большое значение придается логической составляющей.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует мириться. Исследования подтверждают, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Использование заданий, активно развивающих мелкую моторику (т. е. заданий логико-конструктивного характера, повышает эффективность процесса усвоения ребенком знаний. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать на их основе простейшие умозаключения.

Потребность в целенаправленном формировании логических приемов мышления отчетливо осознается психологами и педагогами, но вопрос о путях такого формирования остается открытым. Психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приемов.

В современной науке широко используется метод моделирования. Он является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Моделирование имеет два аспекта : содержание, которое воспитанники должны усвоить , и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, т. е. сделать объект более доступным для понимания.

Развитие мышления дошкольника основывается на развитии ориентировочных действий с образными средствами, продвижении от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного периода - и на осознанном отношении к собственной деятельности.

Ребенку будет проще овладеть текстовой учебной задачей в том случае, если у него будет опыт построения вспомогательных моделей. При этом используются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями , способностью к замещению предметов условными знаками, символами. Хотелось бы подчеркнуть, что действие моделирования - средство перевода мышления детей на более высокий уровень, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая детей способам построения модели некоторого явления, а затем и работы с ней , я формирую в сознании воспитанников соответствующие абстракции, подвожу их к операции обобщения.

Каждая задача для ребенка - это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Ее можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при ее решении.

Я считаю, что построение образовательного процесса на основе моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать мышление дошкольников .

Целенаправленная работа с дошкольниками по развитию мыслительных способностей в конечном результате - союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей, на его основе возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Множество самых разных вопросов, которые задает ребенок, суть не что иное, как естественное сопровождение его взросления. Чтобы самостоятельно отвечать на них, ребенок должен овладеть процессом мышления : с его помощью мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств.

В своей работе я придерживаюсь концепции Сухомлинского, который пишет в книге «Сердце отдаю детям» : «Я буду так вводить детей в окружающий мир , чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый мой питомец рос щедрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения .

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и сенсорных эталонов . У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям . Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом . К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования , обследовательских действий , последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущux . Формируется акт рассматривания, складываются рациональные приемы обследования предметов, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами , его планомерность .



Возрастает любознательность ребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах . Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность. У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели. Называние воспринятого признака. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования , замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами . Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов . Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени . Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия.

Восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета - часов. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- осваиваются сенсорные эталоны;

Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

16. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте .

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Словесная память дошкольника интенсивно развивается. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Внешние средства- указательный жест, слово взрослого, речь самого ребёнка. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - зничительновозрастает его концентрация, объём и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное существо. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник.» Важное значение для развития внимания ребёнка имеет дневной режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни людей, служит внешним средством её организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.