Как оплачивается группа продленного дня в школе. Льготы по продленке в школе. Какие преимущества дает продленка в начальной школе

Если и папа, и мама работают, продленка в школе в 2017-2018 году станет настоящим спасением. После уроков ребенок будет находиться под присмотром педагогов и заниматься полезными делами – учить уроки, развиваться, заниматься творчеством, общаться со сверстниками и так далее. Форма современной продленки сильно отличается от той, в которую когда-то ходили родители, и в большей части зависит от школы.

Группа продленного дня или продленка подразумевает собой организацию внеурочного времени учеников. Закон разрешать школам самостоятельно решать, нужно или создавать группу продленного дня или нет. Но в большинстве учебных заведений они все же работают, поскольку это настоящее спасение для работающих родителей. Чаще всего продленка работает только для младшей школы, но иногда и для учеников средних классов.

Длительность так же зависит от школы, хотя чаще всего дети могут находиться в группе до 18.00. Воспитатель группы присматривает за детьми, обеспечивая их безопасность. Помимо этого, в большинстве случае учитель проводит игры и занятия с детьми. Ученики на продленке делают следующее:

  1. Учат домашнее задание.
  2. Читают книги и играют в развивающие игры.
  3. Обедают.
  4. Отдыхают.
  5. Выходят на прогулку на улицу.
  6. Посещают кружки, если они работают в школе, и так далее.

Программа группы продленного дня устанавливается учебным заведением. Иногда воспитатель только обеспечивает безопасность детей и не проводит никаких занятий. В таком случае он не обязан учить уроки с ребенком. Хотя нередко педагоги не только способствуют развитию малыша, но и могут помочь подтянуть оценки по какому-либо предмету.

Плюсы и минусы продленки в школе

Нахождение ученика, особенно младших классов, в группе продленного дня имеет немало преимуществ:

  1. Родители могут не беспокоиться о безопасности ребенка, так как он находится под присмотром воспитателя.
  2. Чадо поест полноценный горячий обед и не будет сидеть голодным. Хотя часто за обед нужно дополнительно платить.
  3. Ребенок сможет поучить уроки в школе.
  4. Ученик сможет посещать кружки в школе, если они имеются.
  5. Ребенок общается со своими сверстниками, учится находить общий язык с другими людьми, адаптируется к социальному обществу.
  6. Ученик обязательно выходит на улицу (за исключением плохой погоды). Обычно организовывается две прогулки.

Несмотря на длинный список плюсов, продленка имеет и свои недостатки:

  1. Ребенок может уставать от длительного нахождения в школе и активной программы. Усталость обычно приводит к раздражению и нежеланию с утра идти в школу.
  2. Отсутствие личного пространства так же может негативно отразиться на психологическом состоянии ученика.
  3. Еда в школьной столовой, несмотря на всю полезность, редко бывает вкусной.
  4. При плохой погоде дети большую часть времени проводят за партами, а это негативно отражается не только на психологическом состоянии, но и здоровье. Большинство учеников неправильно сидят за партами, что увеличивает риск искривления позвоночника.

Положительные и отрицательные стороны пребывания ребенка на продленке во многом зависят от школы и педагога.

Сколько стоит продленка в школе в 2017-2018 годах?

С 2014 года ГПД в школах стали платными. Такое решение Правительством России было принято в связи с тем, что в бюджете недостаточно средств для их финансирования. Закон «Об образовании» разрешает школам самостоятельно устанавливать стоимость нахождения детей на продленке.

Многих родителей интересует, сколько стоит продленка в школе в 2017-2018 годах. Однозначно ответить на это вопрос нельзя, поскольку тариф зависит от несколько факторов:

  1. Региона и населенного пункта.
  2. Программы продленки.
  3. Длительности.
  4. Престижа школы и так далее.

Стоимость в московских школах варьируется в пределах от 2 500 до 8000 рублей, в провинциях встречаются и более низкие цены, а в отдаленных небольших населенных пунктах часто практикуют бесплатную продленку. В некоторых школах льготные категории родителей (многодетные семьи, матери-одиночки) могут рассчитывать на бесплатное пребывание ребенка в группе продленного дня или частичную оплату.

Группа Продленного Дня – три слова, которые вне сомнения, волнуют большинство работающих родителей. Почему для одних детей и родителей «продленка» — это действительно решение массы проблем, а для других – самая большая проблема периода младшей школы?

Давайте разберемся, как будут работать ГПД в 2019 году, и какой формат должна иметь «продленка» в условиях современной школы.

Нужна ли «продленка»?

Когда отзвенит первый звонок, в небо улетят разноцветные воздушные шары и первоклассники с радостью и трепетом переступят порог класса, начинаются школьные будни. Уже 2 сентября новоиспеченные первоклашки должны сесть за парты, тогда как их родителей ждет стандартный рабочий день. Рабочее время родителей не корректируется с учетом того, что кроха покинул такой удобный для всех и работающий до 18-19 часов детский сад и пошел в школу, где 4 урока закачиваются еще до 12 часов дня.

Как выйти из ситуации?

  • привлечь к воспитанию малыша бабушек и дедушек;
  • нанять няню;
  • оформить ребенка в группу продленного дня.

Третий вариант – оптимальное решение и не только из финансовых соображений. Находясь в стенах школы после уроков, дети получают возможность:

  • ближе познакомиться и подружиться с одноклассниками;
  • принимать активное участие в различных мероприятиях на уровне класса и школы;
  • посещать кружки и секции;
  • дополнительно заниматься с учителями;
  • провести свободное время с пользой, познавая мир и играя в увлекательные игры.

Сколько обойдется пребывание ребенка в ГПД в 2019 году

Многие родители помнят, что ГПД в свое время была бесплатным дополнением к комплексу образовательных услуг, оказываемых школами. Сегодня ситуация несколько изменилась и пребывание ребенка в школе после окончания уроков – это дополнительная платная услуга, стоимость которой устанавливается непосредственно учебным заведением.

В качестве бесплатного предложения для родителей многие школы предоставляют бесплатный формат ГПД с 2-хчасовым пребыванием ребенка в школе. Конечно, проблему работающих до 5-6 а иногда и 7 вечера родителей такая «продленка» не решит, а это значит, что альтернативы платным услугам и в 2019 году нет.

Единого ответа на вопрос, сколько стоит или должна обходиться продленка в школе в 2018-2019 учебном году, нет и быть не может, ведь на образование цены влияет множество факторов, в числе которых:

  • количество детей в группе;
  • меню и количество приемов пищи;
  • насыщенность и разнообразность программы;
  • квалификация воспитателя (учителя), работающего с детьми;
  • уровень учебного заведения;
  • длительность пребывания ребенка в группе.

Средняя стоимость таких услуг в регионах России в 2017-2018 учебном году составляла:

Курская обл.

Свердловская обл.

Воронежская обл.

Тамбовская обл.

Хабаровский край

Московская обл.

Хабаровская обл.

Ивановская обл.

Владимирская обл.

Волгоградская обл.

Белгородская обл.

Семьи, имеющие право на определенные социальные льготы (малообеспеченные, многодетные, матери-одиночки) имеют право обратиться к руководству учебного заведения с просьбой уменьшить стоимость ГПД. Возможно, в вашей школе в 2018-2019 учебном году для данной категории учащихся продленка будет предоставляться совершенно бесплатно. Так тоже бывает.

Что должен и не должен делать воспитатель ГПД

Поскольку услуга платная, многим родителям хотелось бы, как говориться, получить «по максимуму». Но, тут тоже существует ряд нюансов. Вести группу продленного дня может как сам учитель, работающий в классе (как правило, этот вариант выбирают, если в продленку ходит почти весь класс), либо приглашенный воспитатель.

Во втором случае важно понимать, что «воспитатель ГПД» и «учитель начальных классов» — это на самом деле разные профессии. Хотя, нередко воспитатели вполне успешно справляются с ролью репетиторов и активно помогают детям разобраться с домашними заданиями. Но, тут все зависит от человека и объема обязанностей, прописанных в контракте или уставе школы.

Минимум, на который могут рассчитывать родители – это:

  • обеспечение безопасности каждого ребенка;
  • организация досуга детей;
  • прогулки на свежем воздухе в хорошую погоду;
  • сопровождение малыша до кабинета, в котором проходят занятия кружка или секции.

В остальном же требования к воспитателю ГПД практически не отличаются, ведь ему предстоит найти общий язык с воспитанниками, составить план мероприятий и грамотно организовать работу ребят.

В самых дорогих ГПД дети не просто гуляют на территории, играют в классе, занимаются любимым хобби и посещают различные секции. В программу продленки могут быть включены:

  • посещения театра, кино, зоопарка, музеев и выставок;
  • мастер-классы по рукоделию;
  • встречи с интересными для ребят людьми;
  • организации соревнований и различных праздников;
  • дополнительные занятия с педагогами;
  • медицинские процедуры (в школах, имеющих специально оборудованные кабинеты).

Домашнее задание и продленка

Учить ли в продленке уроки – решение сугубо индивидуальное. Если ребенок пребывает в школе после уроков всего 2 часа, уроки он точно будет делать уже дома. Если же в продленке он находится до 6-7 часов вечера, то выполнение домашнего задания – очевидная необходимость.

Эффективность обучения в таком случае будет зависеть от умения воспитателя (учителя) правильно организовать работу над домашним заданием, его готовности уделить должное внимание каждому малышу и, конечно, особенностей самого ребенка. Кто-то быстро и легко справляется с заданиями самостоятельно, а кому-то для успешного обучения необходим рядом взрослый, всегда готовый помочь и подсказать, а также абсолютная тишина и отсутствие отвлекающих моментов.

Опасности ГПД

Считаете, что самая большая опасность – это попасть в плохую группу продленного дня? Но, представьте себе, что для детей и родителей опасность таится как раз в хорошем учителе, который в полной мере берет на себя ответственность за обучение ребенка в 1-4 классе. Что же получается дальше? Уже с первых дней 5-го класса родители открывают для себя огромное количество домашних заданий, с которыми ранее ребенок справлялся каким-то образом без них. Но, рядом нет привычного педагога-помощника, что нередко стает причиной стресса и для ребенка и для родителей.

Какой выход? Не перекладывайте все на плечи воспитателя. Всегда находите время для ребенка, пусть даже это будет выполнение какого-то не самого сложного задания. Если точно знаете, что не готовы к такому испытанию, заблаговременно найдите хорошую няню, готовую взять на себя часть хлопот, или частную «продленку» для учеников средней школы.

Да, такая возможность предусмотрена условиями программы материнского капитала (МСК), начиная с сентября 2014 года. Но сделать это можно только в том случае, если младшему ребенку, на которого выдавался сертификат, уже исполнилось 3 года . Для начала приведем ответ на этот вопрос об оплате содержания ребенка в группе продленного дня (ГПД) непосредственно от директора одной из московских школ:

Теперь об оплате продленки материнским капиталом более подробно. В соответствии с изменениями , внесенными постановлением Правительства от 14 июля 2014 г. № 648 в «Правила использования материнского капитала на образованнее детей и осуществление иных расходов, связанных с получением ребенком образования» , сертификат МСК можно использовать не только непосредственно на получение образования, но и на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком в образовательных организациях - причем (детские сады), но и начального, основного и среднего общего образования (то есть в школах, гимназиях, лицеях).

Внесение этих изменений было связано со вступлением в силу в 2013 году нового закона «Об образовании в РФ» . В статье 66 этого закона, регламентирующей начальное, основное и среднее общее образование в России, пунктом 7 была предусмотрена возможность создания в школах условий «для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня» .

За оказание соответствующих услуг учредитель учебного заведения (обычно это муниципальные органы власти) имеет право самостоятельно устанавливать родительскую плату и ее размер . В этом случае с родителями составляется договор об оказании на платной основе услуг по присмотру и уходу в группе продленного дня (ГПД), содержащий:

  • перечень обязательств школы по присмотру и уходу за ребенком;
  • расчет размера родительской платы за оказание соответствующих услуг;
  • требования о сроках и периодичности уплаты в соответствии с графиком платежей;
  • реквизиты банковского счета, на который должна перечисляться оплата.

Помимо договора никакие дополнительные документы из образовательной организации для оплаты продленки материнским капиталом не потребуются.

Для использования средств маткапитала в договоре может указываться соответствующий пункт, что оплата производится за счет средств по сертификату с учетом сроков, согласно которым деньги перечисляются из ПФР.

Средства материнского капитала перечисляются на указанные в договоре реквизиты школы безналичным путем .

  • Первый платеж проводится в течение 10 рабочих дней со дня принятия Пенсионным фондом решения об удовлетворении поданного , которое само рассматривается не дольше 1 месяца.
  • Последующие платежи выполняются в соответствии со сроками, указанными в договоре об оказании платных услуг присмотру и уходу за ребенком в ГПД.

Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Современная «продлёнка»

Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

Первое и довольно ощутимое нововведение - во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.

В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих - льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

Отличие второе. График работы

Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 - 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 - 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

Воспитатели групп продлённого дня сейчас - это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

А вот домашние задания воспитатели делать с детьми теперь не обязаны. «Приглядывать» - и только.

Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

«Минусы» продлёнки

Конечно, группа продлённого дня - это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа - не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги - в мешки для сменки.

У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят - шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

  • Давайте детям с собой еду. Ведь, несмотря на вполне съедобные и довольно плотные обеды, с прогулки ребята возвращаются проголодавшимися. Поэтому небольшой термос с чаем или какао, питьевой йогурт и булочка или другая не слишком скоропортящаяся еда будут очень даже кстати.
  • Нелишними будут и запасные носки или колготки, чтобы заменить ими промокшие во время прогулки.
  • Неплохо давать ребёнку с собой и сменную одежду. Конечно, это довольно хлопотно, но зато дети смогут сменить форму на что-то менее официальное и более удобное. Хотя, увы, многие ребята просто забывают или ленятся переодеваться.
  • Любимая игрушка тоже пригодится. Дети в начальной школе ещё малы и с удовольствием играют. Однако не разрешайте брать шумные или дорогие игрушки.
  • Если у школы нет возможности закупить игры для помещений и улицы, возможно, об этом стоит подумать родителям. Несколько наборов шашек, лото, шахмат, лопат для снега, снежколепов, прыгалок, обручей и коробка мела (в зависимости от времени года, конечно) не нанесут бюджету значительного урона, зато будут долго радовать детей.

Фото - фотобанк Лори

Добрый день, дорогие читатели! 1-го сентября не для всех был праздничным и беззаботным днем. Многих родителей буквально «ошарашили» новостью, что с этого года — платная продленка в школе! Можно ли без нее обойтись? Что вам будет предложено за эти деньги? Плюсы и минусы группы продленного дня? Давайте разберемся.

Если ваш ребенок уже ходит в школу, или поступление в первый класс не за горами, то перед вами встает вопрос — как лучше организовать вторую половину дня школьника? И что может предложить вам школа? Платная или бесплатная продленка в 2016—2017 учебном году?

Для многих работающих родителей, если нет бабушек и дедушек, которые могут забрать ребенка сразу после уроков, продленка в школе является своего рода «спасением».

Продленка в школе — это вид внеурочной деятельности, которая существует в школе для детей младшего и среднего школьного возраста. После уроков ребенок идет в класс, где его встречает воспитатель группы, который организовывает времяпровождение ребенка до прихода родителей.

Обычно в режим ГПД входит: обед, прогулка на свежем воздухе (при хорошей погоде), выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций.

Вот примерный режим продленки:

До какого часа работает продленка, определяет директор каждой школы индивидуально. В большинстве школ ГПД функционирует до 18.00.

Конечно, условия пребывания в группе и режим продленки может отличаться в зависимости от возраста учащихся, в зависимости от школы — в каждой школе своя программа. Например, у учащихся начальной школы обед чуть раньше по расписанию, чем у старшеклассников. Для первоклассников по федеральному закону об образовании отсутствуют домашние задания, а значит, на продленке больше времени уделяется коллективным играм, прогулке и кружкам.

После уроков в школе начинают работать, помимо ГПД, различные кружки и секции. Это могут быть дополнительные занятия по английскому языку для учеников старших классов, фольклор и рисование для учащихся начальной школы.

Как выбрать кружок или секцию для своего ребенка вы можете прочитать в .

Платная продленка в школе: сколько стоит?

В 2016—2017 учебном году продленка в большинстве школ стала платной, как и кружки. Каждая школа устанавливает свои цены. На дистанционном образовательном портале prodlenka.org департамент образования опубликовал средний размер платы за ГПД. По Москве эта средняя стоимость составляет 2500 рублей ежемесячно.

При этом ученик может бесплатно после уроков оставаться в школе 2 часа. И должны предоставить 10 часов бесплатной еженедельной внеурочной деятельности.

Плюсы и минусы продленки

Преимущества продленки

  • Ребенок под присмотром

Большинство родителей работают до 18.00. Если рядом нет близких родственников, которые могут забрать ребенка из школы и посидеть с ним до прихода мамы или папы, то группа продленного дня — прекрасный выход из ситуации. Воспитатель группы продленного дня несет полную ответственность за вашего ребенка.

  • Горячий обед

Вы можете не волноваться, что ваш ребенок будет ходить голодный. На продленке его обязательно накормят. Причем обедом из четырех блюд: первое (горячий суп); второе (гарнир с мясом или рыбой), овощной салат и компот.

  • Друзья

Общение с одноклассниками и своими сверстниками во внеурочное время помогает ребенку найти друзей, а значит и стать уверенней. Здесь ребята могут спокойно пообщаться, играть в совместные игры, объединяться в кружки по интересам. Для первоклассников продленка, сплачивая класс, облегчает период адаптации к школе. (Более подробно про адаптацию к школе читайте в нашей статье).

  • Кружки

У работающих родителей не всегда есть время на посещение с детьми различных секций, разъезжая с малышом по всему городу, даже если они располагаются в одном районе. На дорогу уходит много времени. На продленке в школе ребенку будет предложена различная внеурочная деятельность в стенах самой школы, что, согласитесь, очень удобно.

  • Помощь с уроками

Выполнение и проверку домашних заданий школьники выполняют под присмотром педагогов. Соответственно, они могут помочь при появлении трудностей. А родителям не придется после рабочего дня, до ночи сидеть вместе над уроками. А можно провести это совместное время с ребенком за делом, приносящим всем удовольствие, например играми, чтением, прогулками и т. д.

  • Прогулка

Для всех очевидна польза прогулок на свежем воздухе. Но сегодня мы все куда-то спешим, и даже если забираем ребенка из школы пораньше, то бежим скорее домой, т.к. там нас ждет много важных дел. А большинство детей, которые сегодня предназначены сами себе, прогулке предпочитают различные гаджеты (телефон, компьютер, планшет).
А на продленке с детьми в хорошую погоду обязательно гуляют ежедневно. Прогулка может составлять от часа до двух, что не может не радовать родителей.

Возможные минусы продленки

  • Отсутствие возможности для дневного сна и отдыха

Этот пункт очень важен, особенно для первоклассников, когда идет период , привыкание к новому режиму и учебным нагрузкам. Многие дети уже не ложатся спать в этом возрасте, но возможность прилечь отдохнуть у детей начальных классов должна быть. Школа, к сожалению, этого дать не может.

  • Нет личного пространства

Ребенок находится в социальной группе, постоянно вынужден находить и налаживать контакт со сверстниками и со взрослыми педагогами. В школе существуют правила и рамки, за которые ученики не могут выйти и должны их придерживаться. Например, если ваш ребенок не хочет идти на прогулку, а хочет это время уделить чтению, то на продленке такой возможности у него не будет. Если класс идет на прогулку, то в помещении никакого другого педагога не остается, и все дети без исключения выходят на улицу.

  • Долго сидят за партой

Если погода плохая, то дети проводят все время в классе, что вредно для физического здоровья. Особенно, как вы можете догадаться, мало кто сидит за партой правильно. Отсутствие двигательной активности и возможности сменить положение отрицательно влияет на учащихся: они больше устают и утомляются.

  • Качество питания

Конечно, домашняя еда всегда вкуснее. Что может быть лучше для ребенка, чем приготовленная с любовью мамой еда? Но с 2016 года родители могут самостоятельно, участвуя в совете школы, проверять качество работы школьной столовой. Это повысит ваше спокойствие за безопасное питание вашего ребенка в школе.

  • Отсутствие хорошо организованного досуга

В школе есть узкий круг кружков. А некоторые из них переполнены учащимися. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок профессионально занимался спортом или творческими направлениями, то, конечно, навряд ли школа сможет вам этого предоставить- и по отсутствию условий, и по нехватке высококвалифицированных узких профильных специалистов (например, тренер по плаванию или педагог по вокалу).

  • Плохой воспитатель

К сожалению, как и в любой профессии, и среди педагогов есть люди с талантом от Бога, а есть, скажем мягко, неквалифицированные специалисты. Ребенок может гулять на улице и быть одет не по погоде, воспитатель, вместо организации совместной деятельности с детьми, может сидеть в своем телефоне, или просто грубо разговаривать со школьниками. Если у вашего ребенка нет контакта с воспитателем группы продленного дня, то все это время будет не только мешать его учебе, но и будет являться психологическим стрессом. Поэтому обязательно познакомьтесь с педагогом лично. Поговорите с другими родителями, почитайте отзывы о ГПД в вашей школе. А в случае халатности со стороны воспитателей, сразу идите с жалобами к администрации.

  • Недостаток внимания родителей

Дети, видя, что других забирают из школы раньше, а их нет, скучают еще больше по своим родителям.

Один дома

Есть еще один вариант, при котором родители работают, а ребенок не остается на продленке, а самостоятельно добирается до дома и ждет родителей.

В странах за рубежом существуют федеральные законы, запрещающие оставлять ребенка одного дома до достижения им 10−12 лет, а в некоторых странах до 14 лет. В России такого нет. Каждый родитель решает это сам для себя, в зависимости от семейной ситуации, удаленности школы от дома, самостоятельности ребенка.

Как определить, готов ли ваш малыш остаться дома один?

  • Он сам не боится остаться дома в одиночестве. Может долгое время играть самостоятельно.
  • Он владеет навыками самообслуживания. Может подогреть себе еду, налить попить, умыться и т. д.
  • Владеет информацией. Знает свои имя, фамилию, отчество и ФИО своих родителей, свой адрес. Он умеет пользоваться телефоном. Знает ваш номер, номера служб спасения.
  • Знает основы безопасности и понимает что можно, а что нельзя. Нельзя трогать розетки, самостоятельно включать утюг, разговаривать с незнакомыми людьми и т. д.
  • Он ответственен. Вы знаете, что если вы его что-то просите, то это будет сделано.

В любом случае, нужно постепенно увеличивать время, когда ваш малыш остается дома один. Начиная с 15−30 минут, пока вы просто выходите в магазин. Таким образом, такая обстановка ему будет знакома и привычна и не вызовет у него тревоги.

На случай, если он чего-то испугается, появятся вопросы — он всегда должен иметь возможность связаться с вами. И вы будете спокойны, что вы вернетесь домой в целую квартиру и к здоровому ребенку.

Некоторые дети в 10 лет готовы самостоятельно добираться до дома, и родители доверяют их самостоятельности и ответственности. А некоторые дети и в 14 лет не могут подогреть себе еду и боятся одиночества. Многое зависит и от самих родителей. Даете ли вы свободу своему ребенку в рамках допустимого, конечно? Или тревожитесь за каждый его шаг и чрезмерно его опекаете?

Если ваш ребенок после уроков самостоятельно возвращается домой, то и выполнение домашних заданий полностью ложится на его плечи. А значит, и на ваши плечи, дорогие родители. Тут я имею в виду, конечно, не то, что вы должны делать с ним уроки вместе, а то, что при возникновении трудностей и вопросов, вы должны быть готовы уделить этому время. Лучше распланировать совместно с ребенком режим дня и постараться его придерживаться.

Какой итог мы можем подвести? Бесплатная продленка ушла в прошлое, впереди — развитие платных услуг на базе школ. В любом случае — это выход для родителей, которые не могут забрать ребенка сразу после уроков.

Главное — поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы при возникновении у него каких-то трудностей и личных переживаний на продленке, на секции, дома вы сразу об этом узнали и смогли вовремя среагировать на происходящее.